Михаил Зайцев: Замена ТСК влетит в копеечку
Требование Росрыболовства о замене радиомаяков системы «Аргос» может дорого обойтись рыбодобытчикам. Сроки, отведенные на техническое перевооружение судов, ставят под угрозу срыва охотоморскую минтаевую путину.
11 января на сайте Росрыболовства появилось сообщение, в котором судовладельцев, использующих в качестве технического средства контроля радиомаяки спутниковой системы «Аргос», уведомляли о необходимости заменить их до 31 марта 2016 года. В качестве альтернативы в ведомстве предлагали список из 8 станций системы «Инмарсат». Через пару дней в официальном пресс-релизе в качестве замены была названа уже отечественная спутниковая система «Гонец» (на базе ГЛОНАСС).
На сегодняшний день «Аргос» по своим характеристикам – одна из лучших систем позиционирования. Она отличается высокой надежностью, поскольку имеет несколько модулей определения координат судна – по позиционированию судна, по GPS и по расчетам на основе доплеровского сдвига. Она полностью автономна, допускает наименьшее количество аппаратных сбоев и фактически исключает возможность искажения информации о местоположении. В этом плане с системой было удобно работать и судам рыбопромыслового флота, и ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».
Сейчас в связи с претензиями Счетной палаты нам предлагают отказаться от этой системы под предлогом ее несоответствия российским требованиям. Но отказаться в пользу кого? Опять же в пользу иностранцев – ведь «Инмарсат» тоже зарубежная спутниковая система.
Легко прикинуть, в какую сумму обойдется отрасли это решение. У «Аргоса» только стоимость оборудования составляла от 2,5 тыс. долларов. Причем на крупнотоннажные суда для подстраховки часто устанавливали дублирующую систему, чтобы исключить аварийные случаи. Получается, на аппаратуру – от 5 тыс. долларов, плюс необходимость разрабатывать проект в проектном бюро, заверять его в управлении регистра, вносить изменения в лицензию радиостанции. Добавим сюда еще работы по установке и наладке станций, по ежегодному тестированию и освидетельствованию системы – все это расходы, которые уже понесли рыбопромышленники, сертифицировав передатчики «Аргос» на 2016 год.
В нынешней ситуации комплект аналогичного оборудования от «Инмарсат» в самом дешевом варианте Sailor 6130 стоит от 3200 долларов, за установку станции просят 800 долларов, прошивку– 150 долларов и проверку/опломбировку – еще примерно 750 долларов. Итого 4900 долларов. Более дорогая Sailor 6110 стоит около 8800 долларов, а вместе с работой специалиста – почти 11 тыс. долларов. А если у нас крупнотоннажное судно, которому желательно иметь две таких станции, расходы составят порядка 20 тыс. долларов.
Поскольку система «Аргос» внедрена у нас повсеместно и ее радиомаяки установлены примерно на тысяче российских судов рыбопромыслового флота – это очень приличные деньги, которые незапланированно потеряет российская рыбная отрасль.
Но самое главное, что нам предлагают поменять эту аппаратуру до 31 марта – в период минтаевой путины в Охотском море, самой крупной в году. Хотелось бы знать, как в руководстве Росрыболовства представляют себе эту процедуру. Ведь судно нужно снять с промысла, потратить время и топливо на переходы и заход в порт для замены технических средств контроля. Это колоссальные убытки для рыбодобывающих предприятий. Возможно, единицы смогут решить этот вопрос, дослав аппаратуру в район промысла и направив туда сертифицированных инспекторов, но у большинства этой возможности не будет.
Нужно учитывать, и что такого количества станций «Инмарсат» в стране на сегодняшний день просто нет. Ближайшие поставки обещают с отсрочкой в два месяца – не раньше конца февраля. Компании, занимающиеся реализацией ТСК, должны сердечно благодарить Росрыболовство за отличные продажи, спровоцированные этим письмом, – на миллионы долларов.
Понятно, что раз Счетная палата обратила внимание на эту проблему, ее нужно решать. Но зачем бить по своим же? Зачем ставить рыбопромышленников на грань провала ключевой для Дальнего Востока путины, от которой фактически зависят годовые результаты работы рыбной промышленности? Почему бы не рекомендовать предприятиям заменить ТСК при плановом заходе судов в порт в течение 2016 года? Любое судно в течение года хотя бы раз заходит в порт – для проведения межрейсового технического обслуживания, для ремонта, для освидетельствования на класс регистра, для доковых работ и т.д. И в этот период сменить аппаратуру можно безболезненно для производственных планов.
Уверен, рыбацкая общественность с пониманием бы отнеслась к такой ситуации. Тем более если речь идет все-таки о возможности «импортозамещения» и в этом аспекте и переходе на российскую систему «Гонец». Зачем тогда заставлять наш бизнес платить иностранному производителю оборудования за промежуточные решения, если в конечном счете выбор будет сделан в пользу отечественных технологий?
Президент Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев
Fishnews
Январь 2016 г.