Как сообщил модератор пленарного заседания, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, на форум зарегистрировалось 476 участников из 10 стран. В первый день конгресса обсуждались опыт и возможности по развитию рыбного хозяйства.
Взгляд регулятора
Заместитель министра сельского хозяйства – глава Росрыболовства Илья Шестаков рассказал, каким регулятор видит будущее отрасли. Активное движение в рыбохозяйственном комплексе есть, но нужно еще ответить на ряд вопросов, а для этого определиться с долгосрочной стратегией. В нынешнем виде отрасль возможности для роста исчерпала, и необходима новая модель развития, полагают в федеральном агентстве. Для стимулирования инвестиционной активности на госуровне уже сейчас предложен ряд механизмов, рассчитывают власти и на эффект от выделения «инвестквот», рассказал руководитель Росрыболовства. Тянуть с их введением, по словам Ильи Шестакова, не планируется. «Мы рассчитываем до конца 2016 года завершить работу над нормативной базой и уже в следующем году провести их распределение», – сказал глава ведомства о новом виде квот.
Отдельно докладчик остановился на возможностях использования ресурсов минтая (а здесь, считают в агентстве, остаются большие резервы). Как сообщает корреспондент Fishnews, традиционно регулятор сделал акцент на необходимости развития производства продукции с повышенной добавленной стоимостью. Для этого нужны новые суда и заводы. Стоит вопрос, строительство какого флота поддерживать. Что касается минтая, здесь глава Росрыболовства предложил обратить внимание на крунотоннажники.
Наука рассказала о резервах
О том, насколько ресурсная база основного промыслового бассейна – Дальневосточного, позволяет реализовывать планы по увеличению вылова, рассказал заместитель директора ТИНРО-Центра Алексей Байталюк. По его словам, в последние годы объемы добычи на бассейне достаточно устойчивы – порядка 3 млн. тонн. Формируется они в массе своей за счет минтая (50-55% от общего бассейнового вылова) и нескольких других востребованных объектов – сельди, лосося, краба, трески и др.
В то же время на Дальневосточном бассейне существует большое количество групп объектов, которые не осваиваются промышленностью в полной мере или вовсе не привлекают внимание рыбаков. Именно в этой нише, по словам Алексея Байталюка, и кроется потенциал наращивания уловов и развития рыболовства.
В целом такие резервные промысловые объекты специалисты ТИНРО-Центра разделили на три группы. К первой отнесены традиционные виды, добычу которых можно вести существующими орудиями и средствами лова, но причина недоосвоения – ограниченный рынок сбыта и низкая заинтересованность в ассортименте предлагаемой продукции.
Вторая группа – это недостаточно изученные в плане промышленного освоения объекты, в первую очередь донные.
И третья группа – это традиционные промысловые объекты, величина вылова которых зависит от целого комплекса природных факторов, влияющих на их скопления и промысловую динамику (сардина, скумбрия и др.).
Интенсивный прирост промысла этих видов ВБР, по оценке науки, может привести к увеличению вылова в сотни тысяч тонн. При этом, отметил ученый, бизнесу важно учитывать и то, что многие из недоосваиваемых сегодня объектов представляют ценность в качестве источника получения кормовой, технической продукции и этот рынок также необходимо осваивать.
Уникальный опыт Сахалина
С интересом в разных регионах наблюдают за инициативами в развитии отрасли, которые уже сегодня воплощают в жизни в Сахалинской области. Результатами с участниками конгресса поделился заместитель председателя областного правительства Игорь Быстров.
На сегодняшний день в островном регионе реализуется несколько проектов, направленных на развитие рыбного хозяйства. Все они вписываются в контекст поручений, которые президентВладимир Путин дал по итогам президиума Госсовета. «Основная задача, которую мы решаем этими проектами, – это создание условий для развития прибрежных территорий Сахалинской области. Проекты направлены на развитие промысла, береговой переработки и на оптимизацию оборота рыбы и морепродуктов», – рассказал Игорь Быстров.
Первая программа, получившая название «Три хвоста», стартовала в области в апреле 2015 г., в дальнейшем получила развитие по нескольким направлениям. Проект призван обеспечить развитие рыболовного туризма, помочь в самообеспечения населения области свежей рыбой и морепродуктами. Отдельное направление – создание возможностей для самозанятости жителей прибрежных сел. Для реализации программы используется целый ряд механизмов в разных сферах.
Вторая программа – развитие береговых перерабатывающих предприятий: чтобы максимально полном использовать ресурсную базу. Основная форма поддержки предприятий в рамках этой программы – выравнивание тарифов на электроэнергию для производств, перерабатывающих не лососевые виды рыб. Зампред правительства привел конкретные результаты реализации инициативы.
И третье направление, получившее широкое развитие в Сахалинской области, – повышение доступности продукции из ВБР для местного населения в целом. Потребление рыбы сахалинцами (с учетом самообеспечения) сегодня составляет порядка 33 кг на человека в год.
«Задача, которую мы поставили и собираемся решить в ближайшие годы, – половина из рациона рыбы для жителей островов должна быть свежей или охлажденной. Что вполне достижимо», – уверен Игорь Быстров.
Результаты Хабаровского края
О работе по повышению эффективности рыбного хозяйства в Хабаровском крае рассказал на пленарном заседании зампред правительства – министр природных ресурсов региона Александр Ермолин. В последние годы хабаровчане демонстрируют серьезный рост по вылову: по объемам добычи край продолжает занимать четвертое место в ДФО, но доля его увеличилась с 8% в 2010 г. до 11% в 2015 г. Объемы вылова по итогам прошлого года составили более 315 тыс. тонн. На 47% по сравнению с 2010 г. увеличен выпуск рыбной продукции (258 тыс. тонн в 2015 г.).
Как отметил Александр Ермолин, существенно выросли в крае и инвестиционные показатели: объем средств, вложенных предприятиями отрасли, составил в прошлом году 530 млн. рублей, или 136% к 2010 г. Для увеличения объема инвестиций региональными властями совместно с федеральными коллегами ведется работа по решению вопросов перевода земель лесного фонда в земли иных категорий для размещения рыбоперерабатывающих и рыбоводных заводов. Кроме того, подготовлен проект создания в Николаевском районе ТОРа, с возможностью развития глубокой рыбопереработки на берегу и организации судоремонта.
Большая работа в крае ведется в области сохранения водных биоресурсов. В борьбе с браконьерством, в первую очередь в бассейне реки Амур, участвуют не только инспекторы рыбоохраны (Хабаровского края и других регионов России), их коллеги из правоохранительных органов, но и бизнес, общественность, казачество. Как отмечают в регионе, во многом успех нынешней лососевой путины и результаты закладки икры на осетровые заводы края были обеспечены комплексным подходом к вопросам охраны ВБР.
По словам министра, основным барьером на пути повышения эффективности промысла, который пока не удалось устранить, остается значительное моральное и физические старение флота. Однако край имеет собственный потенциал в сфере судостроения: на территории работают Хабаровский и Амурский судостроительные заводы, которые сегодня выполняют оборонные, гражданские заказы и выражают полную готовность включиться в работу по строительству судов рыбопромыслового флота.
Какой климат в рыбном хозяйстве
Анализ состояния и перспектив инвестиционного климата в отрасли провел президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Александр Фомин. Кратко он остановился на основных факторах, которые воздействуют на инвестиционную привлекательность и на практике знакомы каждому рыбопромышленнику. Среди них – макроэкономические и нормативно-правовые факторы, защита прав собственности и интересов инвесторов, административные барьеры, уровень налогового бремени и качество государственного управления и администрирования, прозрачность правил игры для инвесторов.
К сожалению, по каждому из указанных факторов в отрасли существуют известные всем проблемы, отметил глава ассоциации. Таким образом, сделал вывод Александр Фомин, инвестиционный климат в рыбной отрасли нельзя назвать благоприятным. Но проблемы видны, а значит, их можно и нужно решать, добавил он.
Также представитель ВАРПЭ коснулся актуальных вопросов, связанных с подготовкой нормативно-правовой базы в части «инвестиционных квот». «Очевидно, что интерес инвесторов привлекают только наиболее валютоемкие объекты (минтай, сельдь, треска и пикша). Вместе с тем необходимо отметить, что состояние флота, работающего на освоении этих объектов, и сегодня не самое плохое», – отметил Александр Фомин. Так же очевидно и то, что состояние флота, занятого на промысле менее «дорогих» ресурсов, значительно хуже, добавил президент ВАРПЭ. Наиболее плачевная ситуация, по его словам, на Каспийском и в Азово-Черноморском бассейнах, но и на Дальнем Востоке наблюдается картина недоосвоения имеющейся сырьевой базы из-за недостатка флота.
«Нам импонирует позиция Юрия Трутнева о создании прозрачной системы распределения «инвестиционных квот», исключающей или минимизирующей участие чиновников в этом процессе, – прокомментировал Александр Фомин итоги совещания, прошедшего 27 сентября во Владивостоке. – Решение по минимизации критериев отбора и подготовке универсального механизма доступа к «инвестквотам» на основе заявок рыбаков также нами приветствуется и поддерживается».
Однако вопросов по новому виду квот еще остается немало, отметил президент ассоциации. Дискуссию решено было продолжить уже в рамках тематического круглого стола «Механизм реализации инвестиционных обязательств в судостроении и рыбопереработке», который пройдет во второй день конгресса рыбаков, 30 сентября.
Профессиональному сообществу рассказали об изменениях в законе
В рамках XI Международного конгресса рыбаков состоялся круглый стол «Новые законодательные инициативы в сфере регулирования рыболовства».
Открывая встречу, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов сообщил, что изменения, внесенные в ФЗ о рыболовстве, подразумевают большое количество подзаконных актов. «Некоторые из документов вызывают у рыбаков много вопросов, в частности относительно основополагающих принципов, которые будут заложены», - отметил представитель федерального агентства. Он подробно остановился на предлагаемых изменениях в части «инвестиционных квот».
Как сообщает корреспондент Fishnews, одна из ключевых новаций - необходимость представления инвестиционных проектов для получения доли «инвестквот». «Первоначально концепция была иная: предполагалось, что предприятия лишь уже построившие суда и сдавшие флот регистру, смогут получить квоты. Однако этот принцип вызвал критику со стороны ряда федеральных ведомств, а потому сейчас этот проект дорабатывается», - сообщил Василий Соколов. Он также отметил, что новый проект будет учитывать поручения, которые дал заместитель председателя Правительства — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
Василий Соколов сообщил, что изменились требования к инвестиционным проектам, и рассказал о том, каким образом планируется их отбирать. «На первом этапе - отбор заявок. Основное требование - наличие банковских гарантий. Второй этап (в случае превышения заявок) - аукцион на понижение доли «инвестиционной квоты». Так можно расширить круг участников, если заявителей окажется больше», - сообщил подробности Василий Соколов. В Росрыболовстве считают, что проведение аукционов в денежной форме - нецелесообразно. «Господдержка не должна носить денежный характер. Деньги должны оставаться в отрасли и работать на ее благо», - подчеркнул заместитель главы ведомства.
По итогам отбора с инвесторами будет заключен договор. «Предполагается, что контроль за соблюдением графика (строительства инвестиционных объектов) будет осуществлять Минпромторг. Квоты будут выдаваться на 15 лет после сдачи и введения объекта в эксплуатацию и соответствия его необходимым требованиям. Квоты будут распределяться по долям», - отметил Василий Соколов.
Он еще раз обратил внимание участников круглого стола на то, что по результатам совещания под председательством Юрия Трутнева был высказан ряд предложений, в том числе со стороны бизнеса. Например, одно из них - от Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья - касалось возможности наделения «инвестквотами» предприятий, которые будут модернизировать заводы или делать реновацию производств. «Мы считаем, что заводы должны строиться с нуля и это должны быть новые производства», - сказал Василий Соколов. От Сахалинской области поступило предложение закреплять лимиты не по отдельным видам, а в виде «мешка с квотами» - набора видов. Самое главное предложение - отойти от конкретных проектов и выделять квоту на тонну водоизмещения. Однако здесь, по мнению замглавы рыбацкого ведомства, есть риск, что не будет учтено главное условие поручений и разрабатываемого проекта - выпуск новой продукции. «Впрочем, все предложения находятся сейчас на рассмотрении», - заключил спикер.
Новые грани «инвестиционных квот»
Тема «квот под инвестиции» не покидает повестки дня на совещаниях различных уровней. Организаторы и участники XI Международного конгресса рыбаков предложили взглянуть на сам механизм реализации инвестиционных обязательств в судостроении и рыбопереработке под иным углом.
Как отметил модератор круглого стола по этим вопросам, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, тема реализации инвестобязательств комплексная и затрагивает не только судостроительные и рыбопромышленные предприятия, но и финансово-кредитные организации, и компании, занятые в логистике. Все эти аспекты нашли отражение в выступлениях участников дискуссии, сообщает корреспондент Fishnews.
Проблемы транспорта предлагают решать деньгами
Как было отмечено на круглом столе, эффективность использования «инвестиционных квот» во многом будет зависеть от того, как движется продукция из районов промысла и переработки в районы потребления. По словам заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, центральный на сегодняшний день логистический узел для дальневосточной рыбы – Владивосток – остается «бутылочным горлышком», которое рыбная продукция из года в год преодолевает с трудом. Но самым больной вопрос даже не столько цена доставки, сколько качество той рыбы, которая доезжает в центральную часть России, ведь от этого напрямую зависит спрос на продукцию со стороны населения.
Представитель ведомства согласен с тем, что проблемы в плане сохранения температурного режима есть как с подвижным железнодорожным составом, так и с морскими транспортами. К сожалению, и в основных холодильниках Приморья с этим не все в порядке. «Есть ли какое-то представление, как в этой части двигаться? Если та логистика, которая сейчас существует в портах, не обеспечивает оперативности», - обратился с вопросом к представителям портово-транспортной инфраструктуры края Василий Соколов.
Основная мысль, которая следовала из доклада члена совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Дениса Сараны по этой теме, – ситуация не критичная, кардинальные изменения не нужны, требуются «лишь» миллиардные финансовые вливания в обновление всего транспортно-портового хозяйства.
Расходы на обновление транспортно-рефрижераторного флота (около 20 млн. долларов за каждое судно), по словам докладчика, способны повысить стоимость перевозки в полтора раза. Но есть альтернатива – строительство и приобретение судов за счет рыбаков, «у которых, по идее, есть эти деньги».
Выход из ситуации с регулярной сезонной нехваткой мест на холодильниках – расширение и модернизация мощностей либо создание дополнительных небольших складов. Замена же холодильников на контейнерные терминалы, на взгляд портовика, вряд ли возможна в ближайшем будущем, т.к. большая часть рыбопродукции не может быт «контейнезирована» в море и требует ручной перегрузки в портах, убежден Денис Сарана.
Парк подвижного железнодорожного состава, как «самое дешевое и эффективное средство доставки рыбы», также нуждается в обновлении. А это еще 3-5 млрд. рублей в год на удвоение количества рефконтейнеров и пополнение парка служебных вагонов.
Спрос рождает продвижение
В этом году в конгрессе рыбаков впервые приняли участие представители российского ретейла. Выступление директора по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Retail Group Станислава Наумова позволило дополнить картину о путешествиях морепродуктов на столы потребителей. К сожалению, пока доля дальневосточной рыбы и рыбной продукции в сетевой рознице еще слишком далека от желаемых объемов. Но перспективы для увеличения, по словам докладчика, весьма благоприятны: «Сегодня мы закупаем рыбной продукции на 20 млрд. рублей. Так что дальневосточная рыба обладает очень большим потенциалом для дальнейшего роста».
Что касается картины по продажам рыбопродукции на внутреннем рынке, то в сетевом ретейле динамика более обнадеживающая, чем в целом по рознице, отметил представитель Х5 Retail Group. Тем более что у «сетевиков» есть свои инструменты для управления спросом.
«Мы в состоянии предложить трехстороннее сотрудничество с участием банков, – обратился к производителям рыбопродукции Станислав Наумов. – Мы можем спрогнозировать, какая продукция будет пользоваться максимальным спросом на полках магазинов; можем гарантировать объемы этого спроса на протяжении нескольких лет в рамках реализации проекта и предложить банкам рассмотреть те или иные проекты, связанные с переработкой».
Что касается разрыва цепочки, который сегодня наблюдается между производителями и торговыми сетями, то его надо закрывать новыми компонентами, в первую очередь – связанными с переработкой, считает представитель ретейла.
Взгляд банков
Еще одной «премьерой» конгресса рыбаков стало участие представителей финансово-кредитного сектора. На круглом столе смогли высказаться российские банки, которым, судя по всему, и предстоит кредитовать проекты, претендующие на получение «инвестиционных квот».
Так, начальник управления по работе с клиентами АО «Россельхозбанк» Павел Коротков отметил, что у его банка есть стандартные программы для всех подотраслей и направлений рыбохозяйственного комплекса. Несколько договоров было заключено и в текущем году. «Но всегда в работе с отраслью сталкиваемся с залоговой базой – фонд существенно изношен, отсюда – его низкая стоимость и ликвидность», – отметил докладчик.
По мнению представителя РСХБ, для банков будет привлекательнее, если возводимые объекты инвестиций не просто станут рассматриваться в качестве залоговой базы, но за ними будут закрепляться и сами «инвестквоты». В этом случае при необходимости новый инвестор сможет завершить начатое его предшественником строительство, а банк будет спокоен по поводу будущей доходности такого объекта.
Правда, такая позиция не встретила поддержки у представителя Росрыболовства: «Хорошее, современное судно – это реально стоящий объект, который нельзя сравнивать с металлоломом», - отметил Василий Соколов, добавив, что российским кредитным организациям необходимо пересмотреть подход и взять пример с зарубежных коллег, у которых рыбакам на тех же условиях гораздо проще получить деньги.
Больше понимания у участников дискуссии вызвало выступление представителя Сбербанка. Заместитель председателя Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России» Марина Перебейнус указала на ряд обязательств и условий, которые предусмотрены в нынешних редакциях НПА к закону об «инвестиционных квотах». На практике они превратятся в серьезные барьеры при обращении бизнеса за гарантиями в банки.
Если оценивать, как в НПА структурирован ключевой инструмент финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов, можно сделать вывод, что ни один банк не выдаст потенциальному инвестору гарантию из-за слишком больших рисков, заявила заместитель председателя Дальневосточного банка Сбербанка России Марина Перебейнус.
«Банки в принципе работают с рисками. Какие-то риски мы готовы взять на себя, и это стоит денег. Чем выше риски – тем выше процентная ставка», – пояснила принцип работы по банковским гарантиям Марина Перебейнус. Но, по ее словам, в нынешней редакции НПА в части строительства судов (с заводами, по словам эксперта, несколько проще) прописана слишком рискованная схема ответственности для бизнеса. В частности, заявила спикер, в случае отклонения от сроков реализации постройки судна в течение трех дней инвестор обязан предоставить отчет, иначе он лишается «инвестквот». «Но сроки постройки – это зона ответственности верфи, которая во всем этом процессе не замыкается в общий цикл», – обратила внимание представитель банка.
Если банк берется осуществлять экспертизу инвестпроекта и контролировать срок исполнения, то он должен проверить прежде всего готовность самой верфи в срок выполнить весь объем взятых на реализацию проектов, отметила Марина Перебейнус.
«При этом мы с вами понимаем, что очень часто от заявленных сроков есть отклонения. Может случиться такая ситуация, что будут поставлены в приоритете проекты министерства обороны. Каким образом тогда будут вноситься изменения в регламент?» – привела возможный сценарий развития событий зампред Дальневосточного банка Сбербанк.
Другой проблемный момент касается сроков предоставления банковской гарантии. «Во-первых, банковская гарантия является платной. На 7-10 лет она будет стоить недешево, потому что за ней стоят существенные риски. И во-вторых, под эту гарантию банк также попросит обеспечение, - предупредила представитель финансовой структуры. - Поэтому компания должна будет внести туда имущество с самого начала. Но мы возвращаемся к тому, что оставлять в обеспечение по финансированию фактически нечего (из-за большого возраста основной части флота). Круг замыкается».
Слишком жестко, по мнению Марины Перебейнус, в проектах НПА прописаны и ковенанты при структурировании проекта. Многие условия, такие как критерии внутренней нормы доходности, норма рентабельности, сроки окупаемости проекта, нуждаются в обсуждении, корректировке, многие из них нецелесообразно выносить на уровень нормативной документации, договора с ведомством.
Также, по словам Марины Перебейнус, очень важно предусмотреть возможность для банка выступать экспертом по оценке финансовой модели. «Сбербанк, думаю, как и другие банки, обладающие экспертизой, готов брать на себя данное обязательство и качественно закрывать этот вопрос. Если проект финансируется из других источников, то банк все равно может осуществлять контроль за реализацией проекта, - отметила эксперт. – Это относится к любой отрасли: при реализации серьезных объектов очень важно соблюдать этапы контроля (финансового или строительного). Поскольку как только проект начинает выбиваться из графика, это влечет за собой серьезные последствия вплоть до дефолта компании».
По словам Василия Соколова, именно сегодня, на этапе, когда проекты правительственного постановления еще могут быть скорректированы, банкам важно участвовать в процессе подготовки нормативной базы, чтобы избежать труднорешаемых проблема в будущем.
Рекомендаций конгресса ждут как никогда
В программе круглого стола также прозвучали доклады о работе по созданию в ДФО рыбоперерабатывающего кластера с опорой на потенциал разных регионов. Не обошлось и без дискуссии по вопросу строительства рыбопромыслового флота на отечественных верфях, имеющих опыт по реализации крупных оборонзаказов.
Однако основная часть высказываний все же относилась к нормативной базе: сроки подготовки НПА к закону по «инвестквотам» поставлены сжатые, а вопросов с каждым новым совещанием становится все больше.
«Стоит вернуться к сути «инвестиционных квот», и прежде, чем мы озадачимся процентными ставками, все-таки необходимо определить: какие же направления мы будем поддерживать», - высказал мнение заместитель председателя правительства Сахалинской области Игорь Быстров.
По его словам, стоит обратиться к опыту и вспомнить 2002 г., когда субъекты Федерации получили возможность направлять 20% квоты на вылов ВБР на поддержку новостроя и береговых предприятий. Были и положительные примеры: 25 МРСок, построенных при участии «Сахалинлизингфлота», и неудачный опыт с береговой рыбопереработкой, когда предприятие в итоге остается без ресурсов и наедине с долгами.
«Мое предложение: необходимо еще раз проговорить по всем позициям с рыбаками, чтобы понимать, какие направления и чем именно предполагается инвестировать, как в промысле, так и в переработке. Чтобы через несколько лет мы не столкнулись снова с печальными примерами – все это было в нашей истории», – обратил внимание Игорь Быстров.
«На этой неделе, после совещания у вице-премьера, а теперь и после обсуждения вопросов с банками, у нас возникло столько вопросов по подготовке постановлений Правительства, что, думаю, нам предстоит серьезнейшая работа над итоговой резолюцией конгресса рыбаков. Возможно, она и должна стать той платформой, на которой бы мы выстроили проект НПА по «инвестквотам»», – поделился мнением президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
«Почти все сегодня возвращались к состоянию флота. Но те проблемы, которые мы слышим, гораздо хуже – это логистика, финансирование и проблемы с реализацией, – подтвердил серьезность затронутых в рамках круглого стола тем замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – На этих вещах нужно акцентировать внимание не меньше, чем на изношенных основных фондах рыбаков. И здесь, считаем, что рекомендации должны быть и со стороны рыбацкого сообщества, и от крупнейших банков».
Комментируя Fishnews итоги обсуждений, модератор круглого стола отметил, что ассоциациям – организаторам Международного конгресса рыбаков предстоит серьезная работа по обобщению итогов. «На мой взгляд, мы рассмотрели сегодня серьезный комплексный вопрос, - отметил президент АДМ Герман Зверев. – «Инвестквоты» будут оцениваться по своему результату, а результат зависит от многих факторов. Будет рынок расти – будет идти отдача от инвестиций, не будет роста – результата мы не увидим. Сейчас у нас есть предложения по видам нормативно-правовых документов, довольно хорошие предложения в части финансовых гарантий дали банки. Все это найдет отражение в рекомендациях конгресса».
Третий круглый стол, который завершил программу конгресса, был посвящен теме дальневосточных рыбохозяйственных кластеров: возможностям и условиям реализации проектов. Среди прочего на нем прозвучали вопросы аквакультуры, биржевой и аукционной торговли.