Отрасли вновь грозит «законодательная инициатива»
Проект изменений в Кодекс торгового мореплавания, предложенный Комитетом по транспорту Госдумы, резко сужает понятие рыбопромыслового флота. Принятие поправок лишит рыбаков возможности пользоваться законом о штормовых укрытиях.
Общественные объединения рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока рассмотрели подготовленный к третьему чтению проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ» (проект №324214-5) и высказались категорически против предлагаемой редакции ст. 7.
В представленном законопроекте под «судами рыбопромыслового флота» понимаются «суда, оборудованные для добычи (вылова) водных биологических ресурсов и осуществляющие их добычу (вылов)». Данная редакция ст. 7 КТМ не учитывает комплексный характер рыболовного промысла, представляющего собой согласованную деятельность добывающих, приемотранспортных, вспомогательных судов и судов специального назначения в целях добычи, перегруза и транспортировки уловов.
«Предлагаемое профильным комитетом Государственной Думы резкое ограничение типов судов специализированного рыбопромыслового флота, сведение их исключительно к добывающему флоту – это откат назад. Это возвращение в эпоху рассыпания единого рыбохозяйственного комплекса. Вместо того чтобы содействовать собиранию российской рыболовной отрасли, созданию в ней мощных корпораций, обеспечивающих всю цепочку от вылова до доставки водных биоресурсов на берег, нас отбрасывают на двадцать лет назад», – уверены представители рыбацкого сообщества.
Как пояснили РИА Fishnews.ru в Координационном совете рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, предлагаемый Комитетом ГД по транспорту отказ от системного понимания рыбопромыслового флота, установленного действующим Кодексом торгового мореплавания, несет в себе целый «шлейф» юридических противоречий. Прежде всего, предлагаемая редакция ст. 7 КТМ противоречит ст. 1 ФЗ «О рыболовстве…», утверждающей развернутое юридическое понятие рыболовства. Согласно профильному рыбацкому закону, все типы судов, используемые для осуществления отнесенных к рыболовству хозяйственных операций и производственных процессов, относятся к судам рыбопромыслового флота.
Системное понятие рыбопромыслового флота заложено и в пакет законов, регламентирующих правовые отношения, связанные с пересечением Государственной границы. Так, в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» разрешено перегружать добытые в ИЭЗ России уловы ВБР в специальных районах укрытия в территориальном море РФ, то есть введен специальный режим пересечения госграницы для судов рыбопромыслового флота. Однако исключение приемотранспортных судов из категории рыбопромыслового флота приведет к тому, что ни одно транспортное судно не сможет попасть в штормовые укрытия для перегрузов. Следовательно, принятие предлагаемой редакции ст. 7 КТМ «обнулит» эффект закона, принятого после обращения главы Правительства РФ к депутатам Госдумы.
Члены Координационного совета также подчеркивают, что предлагаемая поправка не была внесена Правительством РФ и не прошла экспертного заключения ни в общественных объединениях отрасли, ни в Росрыболовстве.
Соответствующие обращения Координационный совет рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока направил в высшие органы власти. Среди адресатов – первый вице-премьер Виктор Зубков, руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов, председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, председатель Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков.
Обращения подписали президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко, президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов и президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
РИА Fishnews.ru