Новости
Рыбу – в каждый дом - выставка "Экспофиш"

Рыбу – в каждый дом

В заключительный день работы выставки «Экспофиш» ее участники сосредоточились на вопросах обеспечения продовольственной безопасности и качества рыбопродукции.

Круглый стол на тему «Рыбохозяйственный комплекс и продовольственная безопасность России: Техническое регулирование, качество и безопасность отечественной рыбной продукции, наполнение внутреннего рынка отечественной рыбной продукции» завершал деловую программу международной рыбохозяйственной выставки «Экспофиш». Его участники рассмотрели проблему обеспечения продовольственной безопасности как физической и экономической доступности рыбопродукции.

Поскольку районы промысла водных биоресурсов удалены от густонаселенных регионов России, одной из главных проблем из года в год остается доставка рыбы потребителю, и претензий у рыбаков к перевозчикам хватает. Простои из-за нехватки подвижного состава, проблемы с оформлением ветеринарных сопроводительных документов в портах и по пути следования, удорожание тарифов на перевозку в период лососевой путины затрудняют доставку рыбы в центральные регионы России. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, разъяснить позицию транспортных организаций попытались коммерческий директор ОАО «Рефсервис» Александр Вильнов и заместитель директора по интермодальным перевозкам ООО «Агентство Рефперевозки» Дмитрий Ушаков.

Что касается главной причины жалоб – железнодорожных тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока, то компании-собственники рефподвижного состава единогласно заявили об их убыточности. Так, ОАО «Рефсервис» оценило собственные убытки в 470 млн. рублей в год. Для выхода на безубыточный уровень цены необходимо повысить минимум в два раза, примерно такими они станут в пик сезона – во время лососевой путины.

При этом перевозчики обратили внимание на стремительное старение парка изотермических вагонов – к 2013 г. от нынешнего количества в строю останется примерно половина. Чтобы как-то разрулить ситуацию, приходится задействовать вагоны-термосы и составлять ускоренные поезда. Но гарантировать соблюдение температурного режима, предписанного для хранения и транспортировки рыбопродукции, такие вагоны могут лишь в зимний период. Еще одним вариантом является развитие рефконтейнерных перевозок – их удобство уже оценили как грузоотправители, так и транспортно-логистические компании, но задействовать контейнеры можно не везде.

По словам Александра Вильнова, чтобы восполнить грядущий дефицит рефвагонов и вагонов-термосов требуется порядка 20 млрд. рублей, а значит отрасли не обойтись без поддержки государства. Кроме того, в целях обеспечения постоянных объемов загрузки подвижного состава в течение всего года и во избежание сезонных пиков железнодорожники считают целесообразным строить в портах новые холодильные мощности для хранения рыбы на берегу.

У рыбаков такая инициатива понимания не встретила. Генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов предложил перевозчикам вместо дорогостоящего строительства огромной инфраструктуры вместе с рыбаками до путины разработать систему тарифов – прозрачную и понятную, которая будет зависеть от плановости вылова. «Попытка загрузить инфраструктуру двенадцать месяцев в году – это не про рыбу. Рыба не знает о вашей инфраструктуре, она ловится тогда, когда ей надо. Давайте под рыбу подстраиваться, под природу. Просто предоставьте организационную тарифную программу, открытую и понятную, которая бы позволила производителям подстроиться под вас, чтобы получит скидки», – заявил он.

Вместо инвестиций в холодильники, лучше бы РЖД озаботилась развитием железнодорожных станций, считает вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский. По его словам, владивостокская станция Мыс Чуркин, с которой отправляется абсолютное большинство рыбных грузов, уже много лет требует модернизации.

Тему обеспечения загрузки береговой инфраструктуры продолжили портовики. «Холодильники в портах Приморского края загружены на 100% только три месяца в году – во время лососевой путины. Мы готовы переработать до 1 млн. тонн, только дайте нам эту рыбу», – заявила генеральный директор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева. Пока отправлять филе минтая в Европу через территорию России будет дороже, чем через третьи страны, рыба в российские порты не пойдет, парировал генеральный директор ОАО «НБАМР» Петр Савчук.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов согласился с тем, что сегодня рыбакам проще и выгоднее поставлять рыбу на экспорт (в этом случае происходит возврат НДС), чем везти ее за 9 тыс. км в Москву. В связи с этим он выступил с инициативой отменить НДС для производителей при поставках на внутренний рынок, установить сквозную товарную наценку на рыбопродукцию и убрать лишние барьеры в лице госорганов, в частности Россельхознадзора.

Но даже добравшись до прилавков Москвы или Ярославля, рыба не обязательно найдет своего покупателя. Осложняют популяризацию даров моря среди населения слабый ассортимент торговых точек, низкое качество и непривлекательный вид продукции. В результате даже при наличии сравнительно недорогой рыбы на прилавках население не торопится разбирать заиндевелые тушки минтая, горбуши или мойвы. Отсутствие информации о полезных свойствах рыбы приводит к тому, что даже традиционно популярная в нашей стране сельдь воспринимается только в качестве отличной закуски, а не как источник полиненасыщенных жирных кислот омега-3. Напротив, в Европе в торговых сетях представлена масса готовых к употреблению и красиво упакованных рыбных продуктов, которые к тому же рекламируются как здоровое диетическое питание.

Низкое качество поступающей на берег рыбы, особенно в период лососевой путины, отмечали и портовики. По словам Людмилы Талабаевой, при перевозке в трюмах старых транспортных судов сложно, а порой и невозможно поддерживать требуемую по нормативным документам температуру в минус 18 градусов. В результате при погрузке в порту нередко идут партии, охлажденные всего до 9-12 градусов ниже нуля. Прежде чем отправлять такую рыбу дальше, ее приходится домораживать на холодильниках, что в свою очередь ведет к удорожанию продукции.

Повысить качество рыбы на российском рынке можно только путем объединения всех заинтересованных сил и в первую очередь – бизнеса и государства, считает председатель Союза переработчиков морепродуктов Юрий Алашеев. Несмотря на многоуровневую систему государственного контроля такие службы как Россельхознадзор, Роспотребнадзор, торгинспекция на практике не в состоянии отслеживать качество выпускаемой рыбопродукции. В такой ситуации основная ответственность ложится на плечи производителей. Поэтому логичным шагом будет создание органа по добровольной сертификации предприятий по аналогии с MSC-сертификацией рыбных промыслов. «Бизнесу, вопреки расхожему мнению, очень невыгодно низкое качество. Торговым сетям тоже – падают продажи соответствующих разделов», – отметил представитель переработчиков.

Среди других предложений Союза: реорганизация Росрыболовства в Минрыбхоз или расширение его полномочий вплоть до розничной торговли, создание единого органа контроля качества рыбопродукции и специального агентства – для информирования населения о полезности морепродуктов, способах определения их качества, системе добровольной сертификации. Главное, что требуется от государства – обеспечить условия для равной конкуренции.

«Сегодня переработчики привели очень хорошее сравнение с первым круглым столом по устойчивому рыболовству. Это и правда исторический момент, потому что у нас крупнейшие промыслы стали устойчивыми, они подняли эту планку и достигли очень высокого уровня. Сейчас нам нужно достичь того же и в остальных областях. Не за горами тот день, когда так и будет. И если мы перейдем к этому и в переработке, и в доставке хорошей рыбы на стол россиянам, думаю, задача по большому счету будет решена», – прокомментировал итоги круглого стола заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: выставкадальний востокмосквароспотребнадзорросрыболовствороссельхознадзор
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31