Морю нужен общий план
Комплексный подход к управлению морями позволит преодолеть межотраслевую разобщенность, будет способствовать сохранению биологического разнообразия и стабильному освоению богатств морских акваторий.
23 июня в Москве состоялся круглый стол «Комплексное управление природными ресурсами морей России (на примере Охотского и Баренцева морей)», организованный WWF России и ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН. В мероприятии приняли участие представители общественных и научных организаций, органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, рыбохозяйственных предприятий
Участники совещания проанализировали опыт комплексного управления морями таких стран как Канада, Норвегия и США и попытались адаптировать его к российским условиям на примере Охотского и Баренцева морей. В действующих национальных законодательствах ведущих морских держав и в международном праве закреплены такие принципы морской политики, как адаптивный менеджмент, экосистемный подход, совместное участие заинтересованных сторон, применение наилучших технологий, принцип предосторожности, приоритет сохранения биологического разнообразия.
Несмотря на то что некоторые из этих принципов отражены и в российском законодательстве, например, в ФЗ «Об охране окружающей среды» и в ратифицированных Россией международных конвенциях, они практически отсутствуют в морских директивных документах. Утвержденная в 2001 г. Морская Доктрина, а также принятая в 2010 г. «Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 г.» также не решают вопрос комплексного управления морями.
«Сейчас в управлении морями царит межведомственная разобщенность. В каждой отрасли решения принимаются без оглядки на остальных. Например, Газпром получает на Западно-Камчатском шельфе для разведки и бурения самые продуктивные с точки зрения рыболовного промысла участки, где Россия получает четверть уловов, – считает руководитель Морской программы WWF России Константин Згуровский. – Формирование комплексной долговременной морской политики не является основной задачей ни для одной из федеральных структур нашей страны. От такого подхода ведущие страны отказались еще в конце XX века».
«Мы надеемся совместными усилиями создать условия для появления законодательных основ, которые не позволят каждому тянуть одеяло на себя, в частности, это касается добычи минеральных ресурсов, – заявил он РИА Fishnews.ru. – Рыбаки должны стараться, чтобы их голос тоже был услышан, потому что, к сожалению, многие наши руководители не рассматривают водные биологические ресурсы как основу продовольственной безопасности страны, как основу жизни местных сообществ, которые проживают по берегам той же самой Камчатки или Сахалина, а в основном все планы строят на добыче углеводородного сырья».
По мнению WWF, один из необходимых элементов комплексного подхода к управлению морями – рыбохозяйственные заповедные зоны (РХЗЗ). Это законодательно закрепленный инструмент функционального зонирования морских территорий для сбалансированной хозяйственной деятельности. Однако Правительство РФ еще не завершило разработку необходимых правовых актов, регламентирующих создание таких зон, и не приступило к их созданию.
«Если Россия хочет остаться великой морской державой, эффективно и с наименьшим ущербом для окружающей среды использовать богатства морей России, без внедрения современных интегральных подходов, координации всех видов деятельности на морских акваториях не обойтись», – считает Константин Згуровский.
В качестве важного шага по внедрению в российское морское законодательство принципов предосторожности, адаптивного менеджмента и соблюдению международных обязательств РФ участники круглого стола рассматривают поручения, касающиеся федерального закона о защите морской среды от нефтяных загрязнений, которые президент Дмитрий Медведев дал на президиуме Госсовета 9 июня 2011 г. в Дзержинске.
РИА Fishnews.ru