Регионы договорились о квотах
Участники заседания Дальневосточного научно-промыслового совета, состоявшегося во Владивостоке 28 октября, рассмотрели вопрос распределения общих допустимых уловов и меры регулирования рыболовства на 2012 г.
Прежде всего представители дальневосточных регионов подвели итоги освоения водных биоресурсов за 9 месяцев 2011 г. Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов сообщил, что к настоящему времени вылов ВБР достиг 3,5 млн. тонн – это примерно 106% к показателю за аналогичный период прошлого года. Удручает снижение объемов добычи в исключительных экономзонах иностранных государств и конвенционных районах – практически на 140 тыс. тонн. «То есть опять-таки мы наблюдаем увеличение пресса в своих водах и снижение активности флота за пределами нашей зоны», – резюмировал представитель ФАР.
На заседании также обсуждалось распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов и квот добычи на 2012 г., в том числе между субъектами Федерации, применительно к видам квот. По словам Василия Соколова, дискуссия по этому вопросу с каждым годом становится все менее жаркой: работу существенно облегчает соглашение о закреплении процентного соотношения прибрежных и промышленных квот, заключенное приморскими субъектами ДФО.
– Все, что касается объектов, которые шли по соглашению, мы просто уже в Москве забили и никак не меняли. Изменения касались только некоторых объектов, которые еще в это соглашение не вошли, в основном это крабы и моллюски, – рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству.
Он отметил, что Росрыболовство нацелено на то, чтобы рыбаки к 1 января уже имели на руках промысловые билеты.
Члены ДВНПС также рассмотрели предложения по мерам регулирования рыболовства в Дальневосточном бассейне на 2012 г. Заместитель руководителя ФАР подчеркнул, что соответствующий приказ должен быть принят как можно скорее. Если практика покажет, что меры эффективны, то они будут приняты уже в качестве изменений в Правила рыболовства.
Так, предложено исключить требование к скорости судна, занимающегося промышленным и прибрежным рыболовством в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономзоне России, при сбросе измельченных отходов переработки уловов. Установление скорости 4 и более узла при сбросе не позволит судам одновременно производить траление и перерабатывать уже пойманную рыбу – отсюда потери в объемах добычи, сказано в обосновании инициативы.
Другое предложение предусматривает изменение сроков специализированной добычи тихоокеанских лососей дрифтерными сетями или изготовленными из них порядками в ИЭЗ РФ. По мнению ученых, такие меры позволят снизить промысловую нагрузку на усть-камчатскую нерку и транзитную молодь лососевых.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в числе прочих предложений члены научно-промыслового совета поддержали инициативу по возвращению нормы о 49-процентном прилове тихоокеанских лососей.
Значительное внимание на заседании было уделено вопросу регулирования промысла корфо-карагинской сельди в 2012 г. Специалисты Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии выступили за то, что временно – на 2013 г. – вывести этот объект из списка квотируемых.
Напомним, что резкое снижение запасов корфо-карагинской сельди привело к тому, что с 2005 г. был введен запрет на ее промышленный лов в Карагинской подзоне. Добывать сельдь рыбаки могли только в качестве прилова при промысле минтая в Западно-Беринговоморской зоне, куда сельдь выходит летом на нагул.
В 2010 г. в связи с ростом запасов КамчатНИРО подготовил биологическое обоснование, и уже осенью того же года ограниченный промышленный лов сельди в Карагинской подзоне был возобновлен. Общий допустимый улов составлял 10 тыс. тонн, однако освоено было около 7 тыс. тонн.
В 2011 г. ОДУ сельди в данной подзоне также рекомендован в объеме 10 тыс. тонн, а по предварительным прогнозом на 2012 г. – 15 тыс. тонн (13 тыс. тонн – в Карагинской подзоне и 2 тыс. тонн – Западно-Беринговоморской зоне). Но последняя величина, по мнению камчатских ученых, нуждается в серьезной корректировке.
По словам заместителя директора КамчатНИРО Николая Науменко, исследования в период запрета промысла показали, что спустя несколько лет в популяции наметился постепенный небольшой рост запаса. Это подтвердили работы, выполненные в период 2010-2011 г. на нерестилищах сельди.
«В 2011 г. нерестовый запас, по нашим оценкам, составил около 682 тыс. тонн, а промысловый – 741 тыс. тонн, что является максимальными показателями за последние 10 лет. По прогнозу на 2012 г., биомасса промзапаса может составить почти 700 тыс. тонн. Исходя из сказанного, изъятие корфо-карагинской сельди, рассчитываемое нами по правилу предосторожного подхода, в 2012 г. может составить 170 тыс. тонн, в 2013 г. – 162 тыс. тонн», – заявил представитель Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
Специалисты КамчатНИРО подготовили предложения по изменению Правил рыболовства. Ученые выступили за то, чтобы на месяц продлить сроки специализированного тралового лова корфо-карагинской сельди в Восточно-Камчатской зоне, перенеся начало промысла с 15 ноября на 15 октября. Кроме того, вводятся совершенно новые положения для работы судов, вооруженных кошельковыми неводами. Такие суда могут начинать промысел корфо-карагинской сельди с 1 сентября.
Участники ДВНПС согласились с указанными предложениями по изменению Правил рыболовства, а вот идея о временном выведении корфо-карагинской сельди из-под ОДУ поддержки не нашла. Против нее высказались представители регионов, отрицательной оказалась и позиция Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Василий Соколов, в свою очередь, отметил, что для Росрыболовства с точки зрения управления промыслом временное выведение объектов из списка квотируемых крайне неудобно: оно способно внести путаницу и сильно затруднить кампанию по наделению предприятий долями квот в 2018 г.
Таким образом, члены Дальневосточного научно-промыслового совета выступили за то, чтобы оставить корфо-карагинскую сельдь в списке объектов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов. Ученым рекомендовано подготовить биологическое обоснование увеличения ОДУ.
По мнению экспертов, главную роль в отклонении предложения КамчатНИРО об отмене квотирования корфо-карагинской сельди сыграла Ассоциация добытчиков минтая. На долю членов АДМ приходится более 80% ОДУ корфо-карагинской сельди, поэтому отмена действующих правил промысла этого объекта для них невыгодна. Кроме того, все происходящее вокруг возможного выведения корфо-карагинской сельди из списка объектов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, четко укладывается в «фирменный стиль» руководства минтаевой ассоциации. Разрозненные противники «олимпийской системы» вдруг оказались сплочены, их доводы методично и последовательно оседали в Росрыболовстве. Однако президент АДМ Герман Зверев не согласился с таким предположением: «Не нужно нас демонизировать. Против отмены ОДУ на сельдь выступил весь бассейн, в том числе и мы. Кстати, очень грамотный выход из ситуации предложил Камчатский рыбохозяйственный совет: с 1 сентября по 15 октября работают прибрежники своими орудиями лова, с 15 октября (а не с 15 ноября!) – на промысел выходят траловые суда».
РИА Fishnews.ru