Российская рыба пока «не распробовала» электронный документооборот
Излишние административные барьеры остаются одним из главных препятствий на пути увеличения поставок рыбы на внутренний рынок, констатирует гендиректор «Южно-Курильского рыбокомбината» Константин Коробков.
– Мы работаем на Южных Курилах, а головной офис у нас расположен в Южно-Сахалинске. Это обусловлено тем, что все контрольно-разрешительные органы, с которыми приходится взаимодействовать рыбопромышленникам, находятся в областном центре. Получается следующее: продукция изготовлена на Южных Курилах, большую часть документов на ее вывоз необходимо оформлять в Южно-Сахалинске, а затем передавать в Южно-Курильск. Икра соленая пробойная поставляется на внутренний рынок, везется через Владивосток, где мы должны взаимодействовать с портовыми властями, с управлением Россельхознадзора. Поэтому в столице Приморья мы также вынуждены держать своих представителей – на постоянной основе! В противном случае товар просто может задержаться на складе на неопределенное время, соответственно, возникнут сложности между нами, как поставщиками, и оптовыми покупателями, которые ждут продукцию, – рассказал РИА Fishnews.ru гендиректор «Южно-Курильского рыбокомбината».
По его словам, представить, что грузоотправитель, как во всем цивилизованном мире, решает вопросы с транспортировкой продукции по телефону или Интернету, просто невозможно. Собеседник информагентства отметил, что чиновники нижнего и среднего звена пока не очень охотно применяют возможности электронного документооборота.
Между территориальными подразделениями одного и того же ведомства, допустим, Россельхознадзора, нередко наблюдается разобщенность: продукция проходит проверку в Южно-Курильске, затем практически те же процедуры ожидают ее во Владивостоке, позже то же самое повторяется в пункте назначения. «Иногда даже прослеживается такая конкуренция внутриведомственная: «Вас проверили наши коллеги в точке оправления, теперь давайте мы вас проверим», – обратил внимание Константин Коробков. – При этом четкого стандартного перечня документов, достаточно для проведения проверки, не существует. Допустим, мы отправили продукцию в Москву. Местный чиновник Россельхознадзора, невзирая на разницу часовых поясов, всегда может затребовать документ, которого нет в предоставленном пакете, – наши офисы в Южно-Курильске, Южно-Сахалинске и Владивостоке вынуждены работать, что называется, в режиме «онлайн», пересылая запрошенные бумаги».
Руководитель дальневосточного предприятия согласился с тем, что в настоящее время в плане оформления отправить рыбопродукцию на экспорт гораздо проще, чем на внутренний рынок. Одни только лабораторные испытания занимают несколько дней. Так как на Южных Курилах нет аккредитованной лаборатории, рыбокомбинат вынужден направлять пробы на Сахалин. Затем проводятся испытания, и результаты передаются в Южно-Курильск. Таким образом, оформление нужных документов затягивается. «Выходные, нелетная погода, отсутствие специалиста на месте, и как раз неделя, а то и другая – это обычная ситуация, – обрисовал положение вещей собеседник информагентства. – При этом за две недели ситуация на рынке нередко меняется, мы теряем покупателя, продукция возвращается на склад, и предприятию приходится нести дополнительные расходы на ее хранение».
Напомним, что в ноябре 2010 г. «Южно-Курильский рыбокомбинат» посетил Президент России Дмитрий Медведев. В ходе встречи Константин Коробков обратил внимание главы государства на проблемы с доставкой рыбопродукции на внутренний рынок.
РИА Fishnews.ru