Новости

Госпрограмма ставит высокие цели для российских верфей

В рамках реализации профильной госпрограммы выпуск гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении к 2030 г. предполагается увеличить в 3,2 раза по отношению к уровню 2011 г.

Такой показатель приведен в проекте программы Минпромторга «Тезисы государственной программы РФ «Развитие судостроительной промышленности» , опубликованном на сайте ведомства 26 июля, сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru.

Отмечается, что в 2006-2008 гг. в результате принятия ряда мер дан старт развитию научно-производственного потенциала и созданию научного задела для возрождения отечественного судостроения. Однако российские предприятия пока могут принять только 0,6% объема мирового гражданского судостроения по компенсированному брутто-тоннажу (в денежном выражении – 1,3%) и по этому показателю Россия занимает 21-е место. Крупнейшая российская судостроительная компания – ОАО «ОСК» – находится пока на 82-ом месте в мире по гражданскому судостроению. В военном кораблестроении позиции России гораздо сильнее: 12% в мировом военном кораблестроении и 2-е место после США. «Объединенная судостроительная корпорация» по объему выпуска продукции в военном кораблестроении занимает 7-е место в мире. «При достижении приемлемой конкурентоспособности судостроения, целенаправленном и комплексном планировании и управлении развитием в отрасли Россия в десятилетней перспективе может иметь долю в мировом судостроении в 3-5%, занимая 6-8 место по объемам судостроения. Причем этот рынок – только возврат российских заказчиков в страну», – сказано в проекте.

Разработчики программы констатировали, что реализация ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ» на 2011-2020 гг. и «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. вносит значительный вклад в повышение конкурентоспособности отечественного судостроения, однако препятствия на этом пути пока остаются. Так, отмечены проблемы в области науки и разработок. По данным Минпромторга, хотя с 1999 г. началось увеличение финансирования НИОКР (прежде всего в интересах обороны), полностью восстановить эти объемы до сих пор не удалось. В настоящее время Россия все еще вкладывает в науку и новые разработки средств в 2 раза меньше, чем Южная Корея, в 3 раза меньше, чем Германия, в 7 раз меньше, чем Китай, и почти в 20 раз – чем США. «Многолетнее недофинансирование фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок привело к тому, что многие организации могут поставить только морально и технически устаревшую, более энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании, а также менее надежную продукцию», – обрисовывают ситуацию авторы документа.

Немало проблем накопилось в сфере отечественного гражданского судостроения. Указано, что российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около 1 млрд. долларов. Доля же судостроительных заводов России в объеме их заказов составляла за последние 10 лет немногим более 6%, хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы быть около 30%.

Отмечена проблема старения рыбопромыслового флота России (более 80% судов эксплуатируются сверх срока полезного использования). «Отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. В основном в страну ввозятся из заграницы бывшие в эксплуатации рыболовецкие суда», – заявляют разработчики.

Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Практически все сложное судовое комплектующее оборудование импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Специфику отечественного судостроения, в рамках которой Россия может конкурировать с зарубежными странами, авторы проекта видят в создании высокотехнологичных, уникальных и малосерийных плавсредств под конкретного заказчика с высокой добавленной стоимостью. При этом особо отмечена необходимость поддержки отрасли со стороны государства. Одной из основных ниш для российского судостроения в ближайшие и более отдаленные годы названо создание технических средств освоения углеводородов на континентальном шельфе замерзающих морей Арктики и Дальнего Востока.

В рамках программы определены такие тенденции в развитии отрасли, как создание опережающего научного задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской техники; укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли; подготовка кадров и закрепление их на предприятиях отрасли. Предполагается по качеству судостроительной продукции, эффективности производства и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения достичь уровня передовых стран.

Отмечая положительную роль ФЦП по развитию гражданской морской техники, авторы проекты говорят о том, что в период с 2017 по 2020 гг. предполагается сформировать и развернуть реализацию новой федеральное целевой программы «РГМТ-2024».

Реализовывать государственную программу планируется в три этапа в период 2012-2030 гг. На третьем этапе предусмотрены объем выпуска гражданской продукции российского судостроения – 1,5 млн. тонн водоизмещения в период 2026-2030 гг.; рост производительности труда (выработки на одного работающего) в промышленности по отношению к уровню 2011 г. – в 4,5 раза. Предполагается, что доля обновленных и новых основных производственных фондов судостроительных предприятий отрасли (верфей) составит более половины; доля обновленных и новых основных производственных фондов научных организаций в интегрированных структурах отрасли – более 70%.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: дальний востоккитайкореясудостроениесша
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31