РЖД предложено лучше использовать собственные финансовые возможности
Проблему нулевой прибыли железной дороге нужно решать не за счет увеличения тарифов на перевозку, а путем сокращения внереализационных расходов и более полного использования собственных финансовых возможностей, уверены в Минэкономразвития.
Инвестпрограмму и финансовый план ОАО «Российские железные дороги» на 2013 г. и на период до 2015 г. обсудили на заседании Правительства РФ 8 ноября. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечение безопасности перевозок, повышение транспортной доступности и обновление подвижного состава в инвестиционном бюджете на будущий год заложено более 400 млрд. рублей, а на три года – более 1 трлн. рублей. Однако, как отметил глава Правительства, указанных средств недостаточно и это должно быть учтено программой.
Также премьер обратил внимание на ряд важных задач, связанных с деятельностью РЖД и упирающихся в финансовые ограничения. Среди них – необходимость увеличения пропускной способности по всему Восточному полигону, создание доступов и подходов к дальневосточным портам, внедрение и обновление железнодорожного транспорта. «Нужно оптимизировать работу, снижать издержки, искать новые источники финансирования и, разумеется, в конечном счете увеличивать объем инвестиций», – заявил председатель Правительства.
Говоря о проектах инвестпрограммы и показателях работы в 2012 г., министр транспорта РФ Максим Соколов, в частности, затронул вопрос индексации тарифов на будущий год – для грузовых перевозок он оставлен без изменений в размере 7%. Вместе с тем железная дорога в последнее время неоднократно рассматривала вопрос о долгосрочной тарифной политике. «Соответствующие решения приняты – о переходе на долгосрочную тарифную политику начиная с 2014 года. Надеемся, что за счет этого будут определены и источники развития РЖД», - сообщил глава Минтранса.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин доложил о проводимой работе и планах железной дороги по использованию ресурсосберегающих технологий, новых видов подвижного состава и других мерах уменьшения удельных затрат, которые к настоящему моменту удалось снизить на 10%. Глава компании обратил внимание на необходимость дополнительных источников получения финансирования, поскольку собственные ресурсы железной дороги к 2015 г. будут практически исчерпаны.
Однако министра экономического развития Андрей Белоусов не согласился с оценкой компанией ее финансовых возможностей. По словам министра, в 2013-2015 гг. рентабельность железнодорожных перевозок, которая определяется величиной тарифа, составляет порядка 10%. «Это достаточно высокая рентабельность. Большинство отраслей обрабатывающей промышленности сегодня работают с более низким уровнем рентабельности и, тем не менее, имеют возможность развиваться», – прокомментировал показатели глава Минэкономразвития. Этому, в частности, способствует сам тариф перевозок: «Я должен сказать, что для потребителя сейчас динамика железнодорожного тарифа является основным затратообразующим показателем, более существенно влияющим в целом, чем рост цен на электроэнергию, постольку, поскольку в себестоимости эти затраты составляют, как правило, от 10 до 30%», – отметил Андрей Белоусов.
«Поэтому проблема этой нулевой прибыли, о которой мы сегодня говорили (что чистая прибыль уходит в ноль), связана на самом деле не с уровнем тарифа и не с уровнем дохода от железнодорожных перевозок, а с быстрым ростом внереализационных расходов», – сделал вывод глава Министерства экономического развития.
А значит, для увеличения чистой прибыли, по словам министра, РЖД нужно смотреть на затраты предприятия, не связанные с основной производственной деятельностью, резервы (по сомнительным долгам, к примеру резерв составил 80 млрд. рублей), а также возможности получения доходов от приватизации. «Мне казалось, что мы к приватизации РЖД еще не приступали», - отметил он.
В полемике по инвестиционной программе приняли участие и представители регионов. Так, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заострил внимание на приоритетности развития подходов к российским портам. Актуален этот вопрос не только для Дальнего Востока. На северо-западе страны, где наиболее активно развивается порт-услуга и в период до 2020 г. ожидается ввод дополнительно 10 терминалов, а общий грузооборот составит порядка 160–180 млн. тонн, строительство станций – острая потребность.
Подводя итоги дискуссии, Дмитрий Медведев еще раз напомнил о многочисленных поручениях, президентских и правительственных, касающихся развития железной дороги. В работу было решено принять и предложения, прозвучавшие на нынешнем заседании. Все это должно быть учтено при совершенствовании механизма инвестиционной программы как в 2013 г., так и на плановый период 2014-2015 гг., отметил премьер.
РИА Fishnews.ru