Новости
Сергей СЕНЬКО

Сергей Сенько: Критика речных РПУ базируется на неверных утверждениях

Наличие речного рыбопромыслового участка не дает пользователю право на беспрепятственное изъятие лосося, обращает внимание председатель правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.

Вопрос создания участков для промышленного рыболовства на реках Сахалинской области вновь вызвал в островном регионе волну дискуссий. Мнение по проблеме высказывают представители рыбацкого сообщества, властей, общественных организаций. Поделился своей точкой зрения и член комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб, председатель правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.

По мнению руководителя отраслевого объединения, для того чтобы оценить эффективность управления лососевым промыслом, стоит обратить внимание на объемы вылова. Если когда-то в Сахалинской области добывалось не более 30-40 тыс. тонн, то в прошлом году рыбаки взяли свыше 200 тыс. тонн, заявил Fishnews председатель правления АСРКС.

– Рыбы стало больше – это факт. Но нас продолжают запугивать, что реки не заполняются производителями, мол не будет ската малька – не будет и возврата. Чем же тогда объяснить, что рыбы ежегодно изымается намного больше, чем в прежние времена, а она никак не хочет оправдывать надежды экологов на полное ее исчезновение? Жизненный цикл горбуши – два года. Пришла, отнерестилась, на следующий год малек скатился в море, а через год возвратился уже промысловым лососем. На следующий год то же самое. Значит, регулирование промысла, которое ведут наши рыбаки, нисколько не вредит популяции лосося, нерестилища заполняются оптимально, а излишние производители изымаются в интересах народа, которые им с удовольствием съедаются, – комментирует Сергей Сенько.

Однако региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина», отметил руководитель АСРКС, считает, что «вмешиваться в процесс заполнения рек не стоит, а зашедшие в водоем производители пусть гибнут». На эту позицию встало и одно из отраслевых объединений – Союз рыбаков Сахалинской области, члены которого еще недавно активно участвовали в конкурсах по закреплению РПУ на нерестовых реках, обратил внимание Сергей Сенько. При этом он подчеркнул, что возглавляемая им ассоциация отнюдь не является сторонником конфронтации и раскол в рыбацких рядах явно преувеличен.

В период «красной» путины встает задача по обеспечению благополучного нереста лосося в реках и добычи без нанесения ущерба популяции. «Вопрос вопросов – как правильно заполнить нерестилища производителями лососей, какими инструментариями регулировать заход производителей в реки. По этому поводу даже у представителей «Экологической вахты Сахалина» и Союза рыбаков Сахалинской области существуют различные мнения», – рассказал председатель правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области».

«Одни говорят, что в природу вообще не надо вмешиваться, она сама все отрегулирует – ведь тысячи лет лосось заходил в реки, нерестился, погибал, и никакой катастрофы не было. Но ведь одно дело, когда в реки стремится 30 тыс. тонн рыбы, другое – когда, как в нашем случае, на нерест приходит свыше 200 тыс. тонн обреченных на гибель лососей. Можно представить, во что превратятся реки. Выживет ли в этих условиях отложенная производителями икра – и гадать не надо: при многократном перекапывании нерестилищ и отсутствии достаточного количества кислорода это невозможно.

Другие считают, что в случае необходимости (то есть при угрозе замора) достаточно просто перекрыть устье реки и не допустить дальнейшего прохода лосося. В этом случае вся подошедшая рыба должна оставаться в приустьевой зоне и, по всей вероятности, просто гибнуть. Для сведения: на некоторых реках вылов в предыдущие годы доходил до 500 тонн. Потерять такое количество ценной, пользующейся большим спросом у населения рыбы – непозволительная роскошь. И это только на одной речке!

Третьи, соглашаясь все-таки с необходимостью регулирования захода лосося на нерест, предлагают увеличивать количество морских неводов в приустьевой зоне. Однако это абсолютно не соответствует той же позиции Союза и «Экологической вахты Сахалина», которые самым жестким образом критикуют рост количества ставных неводов и увеличение их длины», – озвучил существующие позиции руководитель АСРКС.

Оптимальное заполнение нерестилищ не предусматривает открытия всех «шлюзов» для пропуска наибольшего количества производителей, на чем нередко настаивают экологи, подчеркнул председатель правления ассоциации. Многие российские и зарубежные исследователи пришли к выводу, что перезаполнение нерестилищ так же нежелательно, как и недозаполнение, добавил он.

По мнению Сергея Сенько, создание рыбопромысловых участков – это попытка вернуть контроль над реками рыбакам. До 2004 г. пользователи морских РПУ должны были заботиться о реках, которые впадали в их участок. Но затем водотоки остались без «хозяина». Это, по всей видимости, и привело к нынешнему масштабному браконьерству.

Более того, отметил председатель правления АСРКС, прежнее руководство СКТУ и Сахалинрыбвода выставляло на рыбоучетные заграждения операторов, которые в большинстве своем не имели никакого отношения к промыслу лососевых. «Что творили эти «рыбаки», говорить особо не надо. Поэтому у рыбаков и населения области сложилось неправильное представление об истинном назначении рыбоучетных заграждений, которые в связи с деятельностью «операторов» стали расценивать как орудие браконьерства. Превратное истолкование получила в народе и необходимость изъятия лосося из нерестовых рек перед угрозой заморных явлений: почему-то утвердилось мнение, что РУЗы устанавливают исключительно с единственной целью – вести промысел в реках», – поделился видением ситуации собеседник Fishnews.

В связи с возникшими проблемами в 2011 г. ведущие рыбацкие объединения Сахалинской области в обращениях в правительство региона и Росрыболовство заявили, что оставить реки без заботы пользователей морских РПУ было ошибкой. Ассоциации предложили изменить законодательство, чтобы у пользователя морского участка была возможность получить определенные преференции в конкурсе по закреплению речных РПУ.

В том же году состоялся конкурс. Поправки в законодательную базу не были внесены, поэтому разыгрывались только РПУ на базовых реках государственных лососевых рыбоводных заводов, а также на реках, являющихся границами между морскими промысловыми участками разных пользователей.

«В состоявшемся конкурсе приняли участие все заинтересованные рыбопромышленники. Победили, и это естественно, наиболее крупные предприятия, которые имеют большие материальные, трудовые и производственные ресурсы, мощную рыбообработку. Денежные критерии, на которые ряд участников делали ставку, предлагая за получение речки в пользование от 30 млн. рублей и больше, не в состоянии были изменить расстановку сил», – комментирует Сергей Сенько. Отсюда, по его мнению, и появилась враждебное отношение к значимым компаниям.

В прежние годы действовал пункт Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, предусматривающий возможность установки рыбоучетных заграждений вне РПУ – для предотвращения заморов. Однако в 2013 г. были утверждены новые правила (пока в силу не вступили), которые вообще исключают возможность установки РУЗ за пределами рыбопромысловых участков, обратил внимание председатель правления АСРКС. «Более того, благодаря «стараниям» «Экологической вахты Сахалина» и иже с ними – РУЗы, как эффективное средство защиты рек от экологических катастроф, потеряли свое значение, поскольку должны теперь перегораживать не всю реку, а только 2/3 ширины русла, причем наиболее глубокая часть его должна быть свободной. А рыба, как известно, ищет где глубже. Как это скажется на предстоящей путине, пока не известно», - рассказал руководитель ассоциации. В связи с этим, чтобы хоть как-то уберечь нерестовые реки, необходимо сформировать на них РПУ и объявить конкурс, заявил Сергей Сенько.

«Вбрасываемое в народ неверное утверждение «Экологической вахты Сахалина» и представителей малого бизнеса, которые до сих пор активно вели промышленное рыболовство вне промыслового участка, что рыбаки, получившие РПУ на реках, незамедлительно начнут вырезать всю рыбу, не выдерживает никакой критики», - подчеркнул руководитель ассоциации.

Он также обратил внимание на то, что наличие РПУ на реке не дает права беспрепятственного и бесконтрольного вылова лосося, но на совершенно законном основании допускает регулирование заходов производителей на нерест.

Кроме того, через создание участков можно обеспечить и должную охрану рек, считает председатель правления АСРКС. «Никакое, даже утроенное количество инспекторов и контролеров, не справится с браконьерством, превратившимся за последние 15 - 20 лет из бытового в промышленное. Только сами рыбаки, чья жизнь и будущая работа напрямую зависят в том числе и от благополучного нереста лосося, способны защитить реки. А законный путь – только через РПУ, только через проведение конкурса, которого так опасаются малые предприятия. Но судя по развернутой протестной кампании, ее организаторам не нужен порядок на реках. Их устраивает вакханалия и вражда между рыбаками, деградация всего сахалинского рыбохозяйственного комплекса под красивым лозунгом «руки прочь от Природы!», - резюмировал Сергей Сенько.

Fishnews


НазадМетки: браконьерствоикралососьправительстворосрыболовство
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31