Рыбаки просят разработать правила для краба
Затянувшийся выход правил рыболовства для Северного бассейна заставляет вносить в них все новые и новые коррективы. Часть из них обсуждались 19 мая в Мурманске на заседании Северного научно-промыслового совета.
На заседании СНПС, в работе которого принял участие руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, были озвучены данные об итогах деятельности рыбодобывающих предприятий Северного бассейна в 2013 г. По словам директора Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии Константина Древетняка, хотя суммарный вылов водных биоресурсов составил 961 тыс. тонн, сырьевые резервы позволяют при определенных условиях довести объемы добычи до миллиона с лишним тонн.
Представители региональных администраций отчитались о показателях работы рыбохозяйственного комплекса Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа, а также доложили о результатах завершившейся мойвенной путины. В этом году российская квота на вылов мойвы была освоена практически полностью, чему способствовал небольшой размер лимита. По мнению ученых, уже в будущем году перед рыбопромышленниками могут возникнуть более серьезные задачи, поскольку есть определенные предпосылки к значительному увеличению мойвенной квоты.
Прогноз о состоянии других сырьевых ресурсов на 2015 г. в целом оказался благоприятным. По данным ПИНРО, рекомендуемый к вылову объем может составить 1354,6 тыс. тонн ВБР. По основным видам рыб кроме сельди – треске, пикше, черному палтусу, камбалам, сайке, окуню-клювачу моря Ирмингера, путассу и скумбрии – резкого падения не ожидается. Среди беспозвоночных к вылову рекомендовано около 30 тыс. тонн северной креветки и 6,9 тыс. тонн камчатского краба.
Константин Древетняк особо отметил возможность начала промысла снежного краба – краба-стригуна опилио в объеме 1,1 тыс. тонн. «Промысла его в российской зоне еще не было, но промысел в открытой части Баренцева моря, в так называемом анклаве, активно ведут иностранные суда, и уловы неплохие», – сообщил руководитель института.
Однако представители рыбацкой общественности выразили озабоченность тем, что до настоящего времени данный промысел никак не регулируется российским законодательством. «Краб-стригун полностью отсутствует в Правилах рыболовства, а вы предлагаете нам работать на этом объекте», – указал председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. Такой пробел в нормативно-правовой базе ставит российские компании в уязвимое положение по сравнению с коллегами из других стран.
Тревогу у рыбаков вызывает и отсутствие исследований запасов краба в анклаве Баренцева моря, где в настоящее время «ловит кто угодно, кроме нас». «В международном праве большое значение имеет исторический принцип. Поэтому если мы срочно не поставим вопрос ребром и не заявим своих прав на этот ресурс, через несколько лет мы можем лишиться его на том основании, что это традиционный район и объект промысла для судов других государств», – прокомментировал ситуацию Fishnews председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев.
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов в свою очередь отметил необходимость подготовки предварительных мер по регулированию промысла краба-стригуна опилио до проведения аукционов по продаже долей квоты на его добычу. Замглавы федерального агентства предложил оформить меры в виде замечаний к проекту Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (документ в настоящее время проходит процедуру оценки регулирующего воздействия).
О возможных изменениях в правилах рыболовства говорил и Владимир Григорьев. В Союзе рыбопромышленников Севера проанализировали требования к промысловикам со стороны контролирующих органов, приводившие в минувшем году к штрафам для предприятий, и выработали рекомендации по предотвращению подобных ситуаций. Часть из них как раз касается норм, по каким-то причинам не отраженных или некорректно сформулированных в проекте правил рыболовства.
Как и год назад, СНПС рекомендовал перевести в 2014 г. нереализованную часть научных квот и квот добычи ВБР «третьих стран» в другие виды квот. Таким образом, в этом году прибавка для промышленного рыболовства составит порядка 6 тыс. тонн трески и 3,5 тыс. тонн пикши, а также 2,897 тыс. тонн трески – для прибрежного рыболовства. Причем на совете были предприняты попытки обременить пользователей квот всех регионов Северного бассейна дополнительными обязательствами о поставке уловов в свежем и охлажденном виде на предприятия Мурманской области.
Однако большинство участников сошлись во мнении, что рассматриваемые объемы не способны решить проблемы с загрузкой охлажденным сырьем части мурманских фабрик, и проголосовали за то, чтобы оставить схему в прежнем виде. Кроме того, Василий Соколов обратил внимание на тревожный прецедент на Дальнем Востоке, где пограничники выиграли у рыбаков в суде дело о недоставке уловов водных биоресурсов в тот субъект Федерации, где была получена квота.
Fishnews