Алексей Рахманов решил помочь отечественным верфям через квоты
Минпромторг выдвинул предложения по обновлению российского рыбопромыслового флота, не забыв при этом о заказах для отечественных верфей. Соответствующий доклад направил в Правительство в конце мая заместитель министра Алексей Рахманов, ныне поставленный во главе Объединенной судостроительной корпорации.
Напомним, что по итогам апрельского совещания в Магадане премьер Дмитрий Медведев поручил ряду ведомств до 26 мая подготовить и представить в Правительство РФ предложения о мерах стимулирования строительства рыбопромысловых судов, в том числе с использованием долей квот добычи водных биоресурсов.
У представителей рыбной отрасли формулировка поручения вызвала определенную настороженность. В бизнес-сообществе встревожились: не будет ли вновь поднята тема «квот под киль».
Как стало известно Fishnews, 23 мая, незадолго до ухода на новую должность в ОСК, заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов направил в Правительство доклад по исполнению поручения.
Прежде всего замминистра проинформировал о тех шагах, которые были предприняты ранее. Речь идет о поручениях Правительства РФ от 2010 г. в части закрепления квот за промысловыми судами, вновь построенными на российских предприятиях. Как отмечается в докладе, Минпромторгом было разработано несколько вариантов поправок в статью 31 закона о рыболовстве, однако эти предложения не были поддержаны заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рыбацкой общественностью.
В марте прошлого года Президент Владимир Путин поручил Правительству и региональным органам исполнительной властипровести анализ «потребности рыбодобывающих организаций в строительстве новых судов и возможности обеспечения их строительства российскими судостроительными компаниями, в том числе сравнительный анализ стоимости их строительства и эксплуатации в зарубежных странах».
В феврале результаты проработки вопроса обсуждались на заседании межведомственной рабочей группы при Контрольном управлении Президента, в результате чего было признано нецелесообразным дальнейшее обсуждение вопроса распределения «квот под киль» в связи с экономической неэффективностью. На это указывается в докладе.
Алексей Рахманов также приводит позицию Минсельхоза. По мнению министерства, одним из способов привлечения российских рыбодобывающих компаний к сотрудничеству с отечественными судостроительными предприятиями может стать сохранение долгосрочного закрепления долей квот «при условии установления значительных и конкретных обязательств пользователей, направленных на достижение поставленных перед отраслью задач». В числе таковых названы повышение эффективности производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, строительство и модернизация рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях.
Отмечено, что Минпромторг, для того чтобы обеспечить возможность постройки рыбопромысловых судов на отечественных верфях, внес изменения в постановление Правительства от 2 апреля 2009 г. № 295. Напомним, что, согласно принятым поправкам, организации рыбной отрасли могут рассчитывать на господдержку при выплате кредитов, полученных на закупку флота в 2014 г. Механизмы субсидирования также распространили на договоры лизинга, заключенные в этом году.
«Сходное постановление № 383 от 22 мая 2008 г. послужило толчком для строительства российскими судовладельцами почти полусотни транспортных судов за последние три года. Претензий по качеству, срокам и стоимости российским верфям не предъявлялось», - сказано в докладе.
Только обращением к «истории вопроса» Министерство промышленности и торговли не ограничилось - ведомство предложило «комплекс необходимых мер».
Минпромторг считает нужным увеличить срок закрепления долей квот до 20 лет, но с оговоркой - для тех рыбодобывающих компаний, которые осуществляют строительство промысловых судов на отечественных верфях.
Предлагается внести изменения в часть 3 статьи 32 закона о рыболовстве, которая регулирует переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому лицу путем отчуждения. По мнению Минпромторга, нужно предусмотреть такой механизм стимулирования, который, не затрагивая «исторического принципа», позволит сформировать порядок распределения высвобождающихся и вновь разведанных квот в первоочередном порядке среди лиц, строящих суда на российский верфях.
Также в числе необходимых шагов министерство назвало проработку вопроса введения залогового механизма в отношении долей квот, введение механизма дробления долей (с кратностью под одно судно), ограничение срока эксплуатации судов рыбопромыслового флота до 35 лет, разработку механизма и нормативных документов по ограничению присутствия потенциальных «рантье» в рыбодобывающем секторе.
Все эти меры, считают в министерстве, послужат скорейшему обновлению рыбопромыслового флота и его строительству на российских верфях.
Доклад Министерства промышленности и торговли был разослан заинтересованным лицам и ведомствам. 28 мая вице-премьер, куратор рыбной отрасли в Правительстве Аркадий Дворкович поручил Минпромторгу, Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину, ФАС дополнительно проработать вопрос и представить в кабмин согласованные предложения, а также обеспечить подготовку проектов соответствующих нормативно-правовых актов.
Fishnews