Сети и рыба ищут друг друга
Перед стартом фестиваля «Рыбная неделя» в Москве прошел второй круглый стол, посвященный вопросам импортозамещения и продвижения русской рыбы на прилавки столицы.
Круглый стол «Русская рыба в Москве: актуальные вопросы импортозамещения», организованный 20 апреля Росрыболовством и правительством Москвы, собрал вместе рыбопромышленников, чиновников, рестораторов и, самое важное, руководство торговых сетей, на недоступность которых из года в год жаловались отечественные производители рыбной продукции.
Чем русская рыба лучше иностранной
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной, для потребителя важна не столько «национальность» рыбы, сколько то, чтобы она была вкусной, красиво упакованной и с приемлемым соотношением цены и качества. Как сообщает корреспондент Fishnews, главной задачей «Рыбной недели» столичные власти видят информирование людей о разнообразии русской рыбы и ее преимуществах по сравнению с импортной продукцией.
«Если у москвичей будет понимание, что русская рыба отвечает этим критериям, никакой проблемы с ее узнаванием и потреблением не будет», – уверена заммэра.
«Фестиваль – это пилотный проект, он очень важен для того, чтобы и москвичи увидели рыбную продукцию, и наши компании смогли попасть в магазины и рестораны Москвы», – заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Он также отметил необходимость решения инфраструктурных проблем, в том числе развития холодильных мощностей на Дальнем Востоке. Чтобы удовлетворить требования сетевых магазинов, нужно начать с обеспечения сохранности качества рыбы в местах ее хранения и транспортировки перед отправкой в центральную часть России, считает глава ФАР.
Участники круглого стола говорили и о важности грамотного, хотя и дорогостоящего маркетинга – фактора, которым российские производители в основном пренебрегают, но к которому с удовольствием прибегают зарубежные конкуренты.
Сети не для всякой рыбы
Илья Шестаков обратил внимание, что российским производителям важно не только пробиться в торговые сети, но и закрепиться там даже после отмены продовольственного эмбарго. Между тем у ретейлеров оказались свои соображения по поводу перспектив исконно русской – речной рыбы – на московском рынке.
Директор департамента закупок свежих продуктов «Ашан Россия» Кристиан Шинур отметил, что в рыбном отделе на сегодняшний день наблюдается регресс, потому что цены слишком высоки. Потребители сместились в сторону птицы, и к рыбе большого интереса нет. «Порядка 70% товарооборота охлажденной рыбы приходится на семгу, еще 10% - сибас и дорада. Много ли остается на речную рыбу?» – привел представитель ретейла цифры продаж.
По словам Кристиана Шинура, потребители во всем мире не слишком жалуют речную рыбу по простой причине – слишком много костей. Поэтому реальный путь к импортозамещению в российских условиях лежит через создание аквакультурных хозяйств, в первую очередь по выращиванию морской рыбы.
«Седьмой континент» напротив похвастался увеличением числа покупателей у рыбных прилавков и расширением ассортимента речной рыбы в охлажденном виде. «У нас появился карась, карп, сазан, сом, щука – то, что раньше было представлено очень и очень скромно. Свежая рыба на льду пользуется хорошим спросом», – утверждают в торговой сети.
В группе компаний «Дикси» признали, что несмотря на увеличение интереса к фрешу, категория рыбы растет не так быстро не только в силу высоких цен, но и потому что у потребителей нет знания продукта и умения его приготовить. В связи с этим повышается важность отделов собственного производства супермаркетов, которые показывают, что можно сделать с нетрадиционными видами рыбы и как красиво это будет выглядеть на столе.
Консервная политика
Участвовавшие в круглом столе рыбодобывающие предприятия отметили, что в последнее время взаимодействие с федеральными и региональными сетями стало более конструктивным. Мероприятия, приуроченные к рыбному фестивалю, позволили многим производителям напрямую контактировать с ретейлом, однако проблем все еще слишком много.
Руководитель финансового управления группы компаний «Доброфлот» Александр Шулдык озвучил ряд претензий к сетям, с которыми сталкивается отрасль в целом. «Прежде всего, очень тяжело достучаться. Но когда вы прошли все круги и достучались, вам указывают на дистрибьюторскую компанию и предлагают работать с ней. А это минимум 15% наценки – та пресловутая «серая зона», которую периодически ищут разные государственные органы», – указал он.
Для большинства торговых сетей важнейшим критерием остается цена. «На базовые продукты, «ноу-нейм», к которым относится большинство мороженой рыбы с Дальнего Востока и консервов, сети требуют минимальную цену. В мороженой рыбе это решается путем глазировки, в консервах – путем недовложения. И есть производители, которые на это идут. Такая политика убивает продукт в целом, поскольку потребитель теряет доверие и разочаровывается в рыбной продукции», – констатировал Александр Шулдык.
Рыбаки столкнулись и с такой ситуацией, когда ретейлер, оценив качество консервов под маркой «Доброфлот» как премиальный сегмент, установил на них наценку свыше 30%. «В итоге наша продукция, которая по сути просто нормально сделана, без обмана, стоит в два раза дороже, чем в среднем по рынку, и потребители ее не берут», – возмутился представитель рыбопромышленной компании.
В Х5Retail Group не согласились с упреками в сложности путей вхождения в сеть для рыбников. «Мы заинтересованы, чтобы данная категория развивалась хорошо и сильно, – прокомментировал ситуацию один из лидеров российской розницы. – Порой стоит поучиться продавать нам свой продукт. Иногда дистрибьюторы обладают теми навыками, которых нет у производителей, и они помогают им продаться нам».
Хороший вкус закладывается с детства
Председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин предложил взглянуть на проблему продвижения русской рыбы под другим углом: «Раз мы говорим о том, что наша основная задача – это популяризация продукции, которую добывают, в том числе дальневосточные рыбаки, нужно вернуться к проверенному формату – начать кормить детей в детских садах не тиляпией, непонятно каким образом выращенной, а хотя бы тем же минтаем. Дикая рыба – это последний на планете натуральный источник белка, а ее качество мы можем гарантировать».
По мнению руководителя ОАО «ПБТФ», если рыбодобытчики смогут направлять свою продукцию в детские сады, школы и другие учреждения, куда пытаются пробиться годами, вкус к хорошей рыбе населению будет прививаться с детства. Рыбопромышленника поддержал Илья Шестаков, заявивший, что Росрыболовство и после завершения фестиваля продолжит работу по решению вопросов, связанных с организацией закупок для муниципальных и федеральных нужд. Наталья Сергунина в свою очередь добавила, что не видит ничего плохого в том, чтобы организовать аналогичный круглый стол между производителями «бортового питания» для детских садов и школ Москвы и рыбодобывающими и перерабатывающими организациями.
В завершение мероприятия между правительством Москвы и Федеральным агентством по рыболовству было подписано соглашение о сотрудничестве для более плотного взаимодействия в области продвижения на потребительский рынок качественной рыбной продукции отечественного производства.
Fishnews