Морская доктрина «замахнулась» на постройку судов для промысла в отдаленных районах
Раздел, посвященный судо- и кораблестроению, появился в новой редакции Морской доктрины РФ. В качестве одной из долгосрочных задач определено создание «высокоэффективных рыбопромысловых судов» для добычи водных биоресурсов за пределами вод РФ.
Президент Владимир Путин утвердил обновленную Морскую доктрину РФ – документ, определяющий госполитику страны в области морской деятельности. «Главная цель этого сложнейшего документа заключается в обеспечении целостной, последовательной и эффективной морской политики России, направленной на защиту государственных интересов», – заявил президент.
Коррективы в доктрину, принятую в 2001 г., потребовалось внести в связи с изменением международной ситуации и «укреплением нашей страны как морской державы», прокомментировал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он добавил, что подготовка документа шла в рамках Морской коллегии при Правительстве РФ, при ведущей роли ВМФ России. «Всего 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций принимали участие в разработке новой редакции», – сказал зампред Правительства.
Президент обратил внимание на то, что впервые в доктрину включены положения чисто социального характера. «Имею в виду морскую медицину, укрепление здоровья моряков, специалистов морской отрасли», – указал глава государства.
В документе определены главные региональные направления национальной морской политики РФ – Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое. «Добавлена Антарктида, поскольку в последнее время вокруг Антарктиды развивается достаточно много событий, это очень интересный для России регион», – прокомментировал Дмитрий Рогозин.
Он также обратил внимание на то, что в доктрине появился новый раздел, посвященный судо- и кораблестроению.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в документе заявлено, что «уровень развития отечественного судостроения должен обеспечить возможность полного удовлетворения потребностей государства и предпринимательского сообщества в современной продукции кораблестроения и судостроения на основе достижения конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках».
Особый акцент сделан на отечественные судостроительные предприятия. Предусматривается содействие максимальному размещению заказов российских потребителей морской техники на национальных верфях. При этом признается технологическое отставание в сегменте гражданского судостроения – решать эту проблему предполагается за счет «внедрения передовых методов проектирования и строительства судов».
Среди приоритетов – совершенствование деятельности организаций судостроения и судоремонта через внедрение организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие; «сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов»; развитие научно-исследовательского флота и морского научного приборостроения; создание выскотехнологичных платформ для использования углеводородных ресурсов.
Не забыт и флот для рыбной добычи. В числе долгосрочных задач предусматривается «создание высокоэффективных рыбопромысловых судов, обеспечивающих рентабельную добычу (вылов) водных биоресурсов за пределами 200-мильной экономической зоны РФ и в отдаленных районах Мирового океана». В целом раздел по рыболовству в доктрине актуализирован.
Отметим, что строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях уже не первый год обсуждается на различных совещаниях, но в практикую плоскость так и не перешло. Причем, как отмечают представители рыбной промышленности, это связано с неготовностью верфей и отсутствием финансовых механизмов для обновления рыбопромыслового флота.
Текст Морской доктрины РФ читайте в рубрике «Официально» на сайте Fishnews.