РСПП – за господдержку каспийского судостроения
Перспективы развития судостроительной отрасли в Астраханской области обсуждались в минувшую пятницу на совещании под председательством губернатора Александра Жилкина и президента РСПП Александра Шохина. По итогам встречи ее участниками был выработан общий взгляд на государственную поддержку отечественного кораблестроения.
В совещании принимали участие руководители ведущих судостроительно-судоремонтных предприятий региона. Представляя собравшимся президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), губернатор Астраханской области рассказал, что Александр Шохин уже два года консультирует руководство региона по экономическим вопросам, помогает привлекать инвестиции. По его словам, «РСПП внимательно наблюдает за формированием основы для развития отечественного бизнеса, в частности, судостроительного, и оказывает ему серьезную поддержку».
Как сообщили Fishnews.ru в пресс-службе администрации Астраханской области, оценивая современный этап развития астраханского судостроения, Александр Жилкин отметил, что отрасль позиционирует себя как «вставшая на ноги и динамично развивающаяся». На заводах применяются передовые технологии, налажены структуры финансового обеспечения и сопровождения проектов. Предприятия нацелены на выполнение масштабных проектов вместе с государственной ОСК, что открывает интересные перспективы на будущее.
На встрече с докладом выступил министр промышленности, транспорта и связи Астраханской области Сергей Терсков. По его мнению, в настоящее время судостроительной отрасли необходима господдержка. Прежде всего, она должна выражаться в избавлении заводов от уплаты значительной пошлины на импорт оборудования, не производимого в России и снижении до 10% НДС на построенные в стране корабли. Министр также озвучил идею создать в Астрахани южный филиал ОСК (по примеру действующих Северного, Западного и Дальневосточного) с условным названием «Волго-Каспийский центр оффшорного и гражданского судостроения». Однако это предложение не нашло поддержки у представителей власти.
«Полное переваливание на плечи государства заботы о будущем процветании верфей – нонсенс, – подчеркнул Александр Жилкин. – Принципы государственной поддержки создания гражданского флота должны учитывать реалии рыночной экономики». Господдержка может выражаться и в других формах. Например, в создании для судовладельцев, размещающих заказы на российских верфях и заводах, льготных условий получения банковских кредитов или в облегчении налогового бремени отечественных кораблестроителей. Астраханского губернатора поддержал президент РСПП: «Мы не можем просто перечислять все, что вспомним о господдержке, потому что есть международные правила, ограничивающие протекционизм государства в области судостроения».
Сейчас руководство страны, по мнению Александра Шохина, должно определиться с ответом на главный вопрос: будет или нет Россия стремиться «захватить» судостроительный бизнес в акватории Каспийского моря. Это необходимо «для отстаивания геополитических интересов страны на Каспии». Если будет дан положительный ответ, полагает глава РСПП, то нужно массированно развивать оффшорное судостроение, в чем так заинтересованы, прежде всего, отечественные углеводородные компании. Другого способа обеспечить устойчивое экономическое присутствие России на Каспийском море нет.