Судостроению нужны системные меры
Глава Правительства РФ Владимир Путин в ходе рабочей поездки по Северо-Западному федеральному округу посетил «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, где провел совещание по вопросу развития судостроительной промышленности. Он подчеркнул, что наряду с авиастроительным комплексом – судостроение должно стать одним из локомотивов роста высокотехнологичного сектора российской экономики.
Открывая совещание, премьер-министр отметил, что судостроительный комплекс должен стать генератором инноваций и сформировать серьезный спрос на передовые научные разработки. Нельзя забывать и об особой роли, которую играет судостроение в решении оборонных задач. В Северо-Западном федеральном округе, сосредоточено почти 3/4 производственного потенциала российского судостроения. И на этом направлении происходит концентрация серьезных финансовых и административных ресурсов.
Несмотря на наличие уникальных «ледовых технологий» для морской техники, работающей в экстремальных условиях Арктики и Антарктики, и возможность постройки военных судов любой сложности, за последние 10 лет лишь около 6% от общего объема заказов российских судовладельцев пришлось на отечественные верфи. Практически все заказы уходят за границу. Глава Правительства согласился, что за рубежом строить суда – и быстрее, и качественнее, и пока дешевле. По его словам, наши судостроители проигрывают конкурентам по целому ряду существенных показателей: в производительности труда, в организации самого производства, в темпах внедрения инноваций. В результате российские производства часто простаивают. А значит – теряют прибыль, опытные кадры, упускают возможности для укрепления научно-производственной базы.
Для прорыва в целом по отрасли нужны системные меры, считает Владимир Путин, меры, направленные на развитие всей отрасли. Только так можно существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию. Без этого трудно представить полноценную реализацию оборонных программ, освоение континентального шельфа, повышение объемов добычи в рыбной отрасли.
В этой связи, по мнению премьер-министра, необходимо продолжить создание в судостроительной отрасли интегрированных производственных структур. Перед Правительством стоит задача полностью завершить акционирование входящих в ОСК государственных унитарных предприятий. А между тем, как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления Корпорации и ее дочерних компаний – Западного, Северного и Дальневосточного центров судостроения и ремонта. Владимир Путин напомнил участникам совещания, что все организационные вопросы по формированию Корпорации должны быть решены к 1 апреля 2009 г.
Перспективными направлениями развития судостроения глава Правительства назвал разработку нового поколения кораблей и другой морской техники, в первую очередь предназначенных для добычи и транспортировки добываемых на шельфе углеводородов. В числе приоритетов также строительство плавучих электростанций для автономного снабжения энергией Севера и отдаленных территорий страны и создание современных рыбопромысловых судов.
Он призвал шире задействовать разнообразные финансовые инструменты, прежде всего лизинг морских и речных судов отечественного производства. Подобные схемы должны позволить загрузить предприятия заказами и дать возможность заказчикам и пользователям получить новую морскую технику на более выгодных условиях. В целом же судостроительная отрасль должна активнее интегрироваться в мировой судостроительный рынок. Без этого ее устойчивое развитие будет просто невозможно.