Логистике надо учиться
Итоги Международного конгресса рыбаков были подведены сегодня на заключительном пленарном заседании. В течение недели оргкомитет Конгресса будет принимать замечания и предложения к одобренному проекту резолюции и обращению российских рыбопромышленников к органам государственной власти. Судя по бурному общению участников в рамках второго «круглого стола» дополнений последует немало.
Задав темой «круглого стола» логистику товарных потоков, организаторы предопределили общий тон обсуждения. Ведь за одним столом собрались рыбопромышленники, портовики, транспортники, экономисты и даже экологи. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, открыл встречу доклад президента Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергея Тимошенко, который в своем выступлении коснулся обязательной уже в следующем году доставки уловов на российский берег.
Что касается готовности этого берега к приемке всего вылова ВБР, добытых в российской ИЭЗ, то, по словам генерального директора ООО «ДальРыбПорт» Людмилы Талабаевой, первое звено в этой цепи – порты к объему грузов, который должен обрушиться на них всего через 4 месяца, не готовы совсем. Оформление промысловых судов по принципу «одного окна – одного подхода», по-прежнему остается утопией. На деле же контролирующие государственные органы слаженно работать не научились, к тому некоторые ведомства, в частности Россельхознадзор и территориальные управления Госкомрыболовства РФ, до сих пор не могут поделить полномочия. А капитаны судов сдают пакеты документов сразу и тем и другим, если хотят оформиться в приемлемые сроки. Выход видят в декларировании продукции по заявительному принципу, то есть без перевалки грузов в портах. Хотя проблемы отставания портового хозяйства такая мера не решит.
Помимо прочего критике Сергей Тимошенко подверг предписание об обязательной реализации рыбопродукции посредством рыбных бирж. По мнению представителя камчатских рыбаков, целью государства в данном случае является контроль над ценообразованием. Безусловно, с монополизмом оптовиков и крупных ритейлеров, контролирующих рынок, надо бороться, но методами, которые не потребуют от компаний разрывать налаженные связи с многолетними партнерами.
На оптовиков и торговые сети кивали и представители ОАО «РЖД» и «Рефсервиса», претензии к которым по поводу постоянно растущих тарифов на перевозки давно стали общим местом. В красочных диаграммах и таблицах перевозчики доказывали, что, во-первых, они отнюдь не монополисты, а, во-вторых, доля транспортных расходов в розничной цене той же кеты или горбуши, доставленной с Дальнего Востока на московский прилавок, не превышает 7–8% и не сравнима с накрутками, которые выставляю на рыбопродукцию продавцы. Однако в ходе прямого диалога с рыбаками складывалось впечатление, что стороны говорят о совершенно разных вещах. Впрочем, общего мнения о необходимости продолжения контактов достичь удалось.
В целом же, в этом году уровень Конгресса, благодаря продуманным действиям его организаторов, заметно вырос. В числе гостей и участников исчезли «случайные люди». Мероприятие все больше приобретает черты того, чем оно и должно быть – рабочей коммуникативной площадки, для обмена мнениями российских и зарубежных рыбаков и выработки общих решений, а также путей, которыми их можно претворить в жизнь.