Налоговые игры
Дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых обсуждался на минувшей неделе на «круглом столе» в Госдуме. Причем, по мнению парламентариев, перспективно не только применение дифференцированного налогообложения при нефтедобыче, но и дальнейшее расширение его на всю сферу природопользования, прежде всего рыбохозяйственную деятельность и лесную отрасль.
Как стало известно РИА Fishnews.ru, парламентарии предложили распространить дифференцированный подход к налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий разработки, от выработанности и рентабельности месторождений, а также дифференцировать ставки сборов за пользование объектами водных биоресурсов, добываемых в ИЭЗ и на континентальном шельфе РФ в зависимости от рынка сбыта рыбопродукции.
По мнению председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы Натальи Комаровой, многие проблемы налогового законодательства по сей день так и не решены, а «дифференцированный подход» налогообложения не применяется в отношении остальных полезных ископаемых, пишет «Российская газета». В связи с этим, «необходимо дальнейшее развитие законодательства для максимально широкого применения дифференцированного налогообложения и распространения этого подхода на всю сферу природопользования. Прежде всего, в сфере рыбохозяйственной деятельности и лесной отрасли», – отмечалось на «круглом столе».
В общем виде обсуждать этот вопрос сложно, – считает гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. Однако, что касается дифференцированного подхода к налогообложению в рыбохозяйственной отрасли, то, на его взгляд, – мысль неплохая. Это касается водных биологических ресурсов, вылова рыбы, краба и так далее.
«Тут вопрос весьма ценный. Потому что это тот ресурс, который мы тут же достаем и продаем, без переработки. Как только идет речь о продаже без переработки, можно исходить из того, какая конъюнктура на международном рынке. Ну, допустим, по крабу биржевой цены нет, и цена будет регулироваться местными локальными соотношениями, и поэтому не очень понятно, как и кто будет оценивать все это дело. Когда мировая биржа, как по нефти, мы понимаем, какая она в целом по спросу там в мире. А другое дело, когда Россия продает Японии или дает кому-то квоты на отлов камчатского краба. Рынка международного как такового нет. Сложно понять тогда, из каких параметров дифференцировать налог. Спрос определен не биржей, а рынком. Это спрос не общерыночный, а локальный. И здесь будет очень сложно определять цену, и будет место для льготных «растасовок», – цитирует газета эксперта.