Браконьерство

07 июля 2015 года
Во Владивостоке прошла конференция по борьбе с нелегальным, неконтролируемым и несообщаемым промыслом крабов в Дальневосточном бассейне

Нелегальный краб: стало меньше, но нужны дальнейшие усилия

На конференции, состоявшейся во Владивостоке 3 июля, специалисты обозначили важную тенденцию – сокращение браконьерских поставок краба из РФ на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На мероприятии, организованном WWF России, Ассоциацией добытчиков краба Дальнего Востока и Минвостокразвития, бизнес и власть обсудили эффективность мер по борьбе с ННН-промыслом ценного морепродукта в Дальневосточном бассейне и выработали ряд предложений по противодействию нелегальной добыче.

История крабового промысла на Дальнем Востоке насчитывает около сотни лет. Первые попытки регулировать промысел в целях сохранения запасов предпринимались еще в 20-х годах прошлого века, когда в промысле активно участвовали как советские, так и японские компании, арендовавшие крабовые участки. Однако те попытки регулирования носили, скорее, формальный характер. Хотя пресс на ресурс был довольно значительным – например, в 1928 году только японскими краболовами было добыто 44 млн. экземпляров ценного биоресурса. С учетом того, что это в основном был камчатский краб, в пересчете на тонны мы получим не менее 85-90 тыс. тонн. А если вспомнить, что краб добывался тралами, цифра наверняка была больше.

Первые серьезные ограничения на промысле стали вводить лишь в советский период. С распадом СССР система контроля за крабовым промыслом практически прекратила свое существование. Именно в этот период формируются схемы ННН-промысла, просуществовавшие более 15 лет. Тогда при отсутствии контроля за промыслом лимиты на вылов превышались в два-четыре раза. К 2002 году появляются люди, которые покупают минимальные объемы за большие деньги только для того, чтобы выйти на промысел. В этот период формируются организованные преступные группы, отголоски деятельности которых слышны и сегодня – «дело Гонтмахера» и компании «Восточные рыбные ресурсы».

Однако в 2009 году ситуация начала меняться благодаря закреплению промысловых квот на 10 лет, введению обязательной доставки уловов на таможенную территорию России, а также другим мерам.

«Если в 2007 году импорт странами АТР краба из России превышал отчетный вылов (46,5 тыс. тонн) в четыре раза, в 2010 году – в два раза (отчетный вылов – 38,3 тыс. тонн), то в 2014 году соотношение сократилось до полутора (отчетный вылов – 53,2 тыс. тонн). Динамика отчетного вылова и иностранного импорта за четыре месяца 2015 года говорит о том, что по итогам года их соотношение будет различаться минимально, следовательно, значительно сокращается браконьерский вылов», – рассказал президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.

Одним из факторов, который значительно повлиял на ситуацию, стало усиление контроля со стороны пограничных служб. В своем докладе руководитель отраслевого объединения привел такие данные: только в период с 2012 по 2015 годы пограничники задержали более 190 промысловых судов-нарушителей законодательства (из них свыше 140 иностранных). Количество крабовой продукции, изъятой из незаконного оборота, превышает 1500 тонн. Предотвращен ущерб от браконьерской деятельности на сумму более 800 млн. рублей. Органами следствия и дознания в отношении организаторов и исполнителей возбуждено свыше 130 уголовных дел. Общая сумма штрафных санкций в отношении капитанов и компаний-судовладельцев превысила 420 млн. рублей. Сумма исковых требований о возмещении ущерба – 500 млн. рублей. Конфисковано в доход государства 15 промысловых судов.

Вместе с тем, как сообщает корреспондент Fishnews, участники конференции с сожалением констатировали, что деятельность Погранслужбы – достаточно закрытая область и системной информации получить практически нельзя.

«Крабовое браконьерство невозможно без покровительства силовых структур. Удивительно, что никто из пограничников, несмотря на то что они были приглашены на встречу, сюда не пришел», – обратил внимание председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Он также отметил, что закрывать информацию стало нормой и у ученых. «Добиться каких-либо цифр по исследованиям, обоснованиям ОДУ и прогнозам становится все сложнее. Из этого стали делать настоящую тайну», – сказал глава медиахолдинга.

Участники конференции отметили позитивный результат, который принесли заключенные в последние годы соглашения по борьбе с ННН-промыслом. Сейчас такие договоры действуют с Южной и Северной Кореей, Китаем и Японией.

Импорт стран АТР в пересчете на вес улова только за последние два года сократился с 96 тыс. тонн до 78 тыс. тонн, в денежном выражении – с 798,45 млн. долларов до 776,5 млн. долларов.

Впрочем, несмотря на резкое падение объемов ННН-промысла, проблема остается. «Просто процесс легализации или поставок продукции становится более сложным», – сообщил Александр Дупляков.

Эксперт указал на то, что ключевым направлением для сбыта нелегальной продукции становится КНР. «Причем основу таких поставок составляет живой краб. Китайский рынок очень динамично развивается и имеет большой потенциал. Нация стремительно богатеет, распробовала российского краба и готова его покупать», – отметил Александр Дупляков. Он рассказал, что новые механизмы нелегальных поставок стали активно использоваться и оттачиваться с весны прошлого года. «Вызывает беспокойство, что такие схемы могут закрепиться», – добавил руководитель отраслевой ассоциации.

Он подробно остановился на действующих каналах поставок нелегальной продукции. Один из них – через провинцию Шаньдун (Китай), порты Вейхай, Шидао, Циндао. Поставки осуществляют транспортные суда-перегрузчики, специально оборудованные для перевозки живого краба. Они работают на регулярной основе. Южные корейцы договариваются с российской стороной, контролирующей нелегальную добычу, о месте перегруза, времени, количестве краба, платят. Далее судно направляется на сдачу в один из портов в провинции Шаньдун. Там перегрузчик встречают корейские партнеры, осуществляют выгрузку с последующей реализацией. Экипаж браконьерских судов, как правило, российский. На перегрузчике – китайские моряки, также присутствует русский или корейский представитель. Хозяева браконьерских судов – граждане РФ, перегрузчики, как правило, принадлежат корейцам или корейцам и китайцам.

Другой канал поставки работает через Северную Корею. По озвученной информации, только за период с 1 января по 20 мая 2015 года таким образом в Китай было завезено не менее 400 тонн различного нелегального краба (камчатский, синий, стригун, волосатый). Как правило, браконьерское судно заходит в порт Раджин (КНДР), выгружает морепродукт, далее машинами ресурс вывозится в Китай. Часть краба может оставаться какое-то время на передержке в бассейнах в Северной Корее. Весь краб вывозится в город Хунчунь (Китай), далее реализуется по всей КНР. Китайцы, занимающиеся этим бизнесом в КНДР, также иногда стали использовать свой перегрузчик, чтобы браконьерское судно не заходило в порт. Перегруз осуществляется в водах Северной Кореи. Далее по той же схеме: выгрузка, отправка в Китай.

Небольшие объемы продолжают идти через Японию. Браконьерское судно заходит в японский порт, выгружает краб, где его оформляют транзитом. Далее агенты делают фальшивые документы и специально оборудованными машинами или контейнерами отправляют морепродукт на пароме в Китай. Часть поставляемого таким образом краба легализуется, перерабатывается и отправляется обратно в Японию, а остальная часть реализуется на рынке в КНР. Поставки также осуществляются в провинцию Шаньдун, например в Циндао, через паромную переправу.

Не менее подробно исследовали торговые потоки и методы ловли нелегального российского краба в WWF. Доклад представил координатор морской программы Фонда Константин Згуровский. Он отметил, что одним из наиболее популярных среди браконьеров методов остается промысел на судах под иностранным флагом. Другой способ – задекларировать меньшего количества в таможне, перегрузить неоформленную продукцию на транспортные суда в море, доставить незадекларированный краб (или с поддельными документами) непосредственно в зарубежный порт. «Иностранные порты, куда поставляется российский краб, как правило, в Японии и Южной Корее, вероятно, являются пунктами распространения или конечного потребления нелегального российского краба», – добавил представитель природоохранной организации.

«Официальные таможенные данные Южной Кореи, Японии, Китая и США показывают, что в 2013 году эти четыре страны (на долю которых приходится почти весь официальный экспорт краба РФ) ввезли из России живого и мороженого краба в 1,69 раза больше официального российского вылова. В течение последних десяти лет вылов краба благодаря нелегальному промыслу в два-четыре раза превышал разрешенную квоту», – сообщил Константин Згуровский.

Информацию о методах и объемах поставок нелегального краба подтвердил и представитель Дальневосточного таможенного управления, присутствовавший на конференции.

Участники встречи подробно остановились на выработке рекомендаций по борьбе с ННН-промыслом. По мнению специалистов, важно, чтобы принимаемые меры «не ударили по действующему легальному бизнесу». Поэтому при подготовке рекомендаций эксперты попытались сконцентрировать усилия именно на законодательных рычагах – уже достигнутых соглашениях по борьбе с ННН-промыслом и возможностях отслеживать продукцию. Присутствовавшие на конференции представители бизнеса поддержали инициативы. Сегодня проект рекомендаций находится на согласовании сторон. Предполагается, что часть инициатив будет озвучена Минвостокразвития на заседании президиума Госсовета в сентябре.

«Необходимо придерживаться разработанной карты действий. Радует, что инициативы общественности находят отклик. Мы в свою очередь попытаемся донести выработанные предложения до контролирующих органов», - отметил в ходе встречи глава департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края Александр Передня.

Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews

Июль 2015 г.

  • Во Владивостоке прошла конференция по борьбе с нелегальным, неконтролируемым и несообщаемым промыслом крабов в Дальневосточном бассейне
  • Во Владивостоке прошла конференция по борьбе с нелегальным, неконтролируемым и несообщаемым промыслом крабов в Дальневосточном бассейне
  • Президент Ассоциации добытчиков краба Александр ДУПЛЯКОВ
  • Председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард КЛИМОВ
  • Руководитель морской программы WWF России Константин ЗГУРОВСКИЙ
  • Корреспондент Fishnews Ксения ПИСАРЕВА
  • Во Владивостоке прошла конференция по борьбе с нелегальным, неконтролируемым и несообщаемым промыслом крабов в Дальневосточном бассейне