Крабовый пере(беспре?)дел
Более полутора месяцев в рыбацком сообществе расходятся мощные «круги по воде» от брошенного «камня» - некоего анонимного обращения или аналитической записки, на которой стоит резолюция от 3 ноября 2017 года «Белоусову А.Р. Рассмотреть и доложить ваше мнение». В данном случае Андрей Рэмович Белоусов – помощник президента России. Ну а кто ему может давать поручения, полагаю, говорить лишне. При реализации предложений, изложенных в безымянном документе, рыбную отрасль ждет такая шоковая терапия, от которой она просто может не выжить. А тысячи и тысячи работников, занятых на добыче и переработке краба, попросту окажутся не у дел и без средств существования.
Как показали последующие события, у авторов обращения к президенту нашлись довольно влиятельные лоббисты-покровители в высших эшелонах власти. И угроза для рыбной отрасли – вполне реальная. По самым скромным подсчетам, только на Сахалине и Курилах под ударом окажется более двух тысяч работающих (плюс члены их семей). Свое отношение к безымянной (для широкой публики) инициативе высказали депутаты областной Думы, представители правительства региона, областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства, предприниматели на пресс-конференции, организованной Ассоциацией рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО).
Скажем сразу, что потенциально возможный передел крабовой отрасли вызвал негативную реакцию участников пресс-конференции. И вот почему. В основе крабовых новаций два момента. Первый – отказ от исторического принципа распределения квот на вылов краба, сами квоты предлагается выдавать на 10-летний срок исключительно через открытые аукционы. При этом отказавшись от исторически сложившегося механизма распределения ресурсов с гарантированным 15-летним правом на их изъятие. Отметим, что в 2018 году истекает срок крабовых квот на 60 тысяч тонн крабов, закрепленных за компаниями в 2008 году. Именно эту массу членистоногих предлагается выставить на аукционы уже в 2019 году. Второе предложение анонимов – полный отказ от инвестиционных квот на краба. При этом авторы уверенно заявляют, что «строительство краболовных судов в силу их низкой технической вооруженности не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения».
Казалось бы, что плохого – проведя аукцион, государство одним махом пополнит свою казну на очень внушительную сумму (по разным оценкам, от 100 до 250 миллиардов рублей).
Однако такое разовое пополнение бюджета не идет ни в какое сравнение с теми негативными последствиями, которые неизбежно последуют в рыбной отрасли, подчеркнул президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов. По его мнению, в результате ломки устоявшейся бизнес-модели неизбежно последуют банкротства малых и средних предприятий, десятилетиями специализирующихся на добыче и переработке членистоногих. Глава АРСО подчеркнул, что островные рыбаки с непониманием встретили возможные изменения «правил игры». Сами же изменения могут оказаться пробным шаром, после которого может последовать коренная ломка и ликвидация исторического принципа распределения квот по другим объектам морского промысла. «Компанию» крабу в этом случае могут составить минтай, терпуг, лососевые и др. А ведь в совсем недалеком 2015 году исторический принцип был поддержан на Государственном совете по развитию рыбохозяйственного комплекса самим президентом РФ.
Пример недавней продажи на аукционе в Приморье квот на пять тысяч тонн крабов был приведен на пресс-конференции. По его итогам в консолидированный бюджет государства поступили порядка 25 миллиардов рублей. При этом ряд участников торгов (не из рыбных регионов и не участники рыбных процессов) сумели взвинтить цены до космических высот. Реальные же добытчики, которые участвовали в аукционе, предполагали, что составленные с ними договора будут переоформлены и иметь временную перспективу 15 лет. А потому пошли на очень большие расходы. При реализации же предложений анонимных авторов затраты окажутся напрасными. Экстраполирование аукционов на весь объем крабовых квот неизбежно приведет к стагнации рыбохозяйственного комплекса приморских регионов, сворачиванию значительного количества инвестиционных и социальных проектов, которые реализуются на территории Дальнего Востока.
По мнению М. Козлова, в случае инициированием аукционов на крабовые квоты речь идет о законодательной инициативе, т.к. предлагаемые поправки вносят серьезнейшие коррективы в федеральный закон о рыболовстве.
С 80-х годов прошлого века работает в рыбной отрасли известный сахалинский предприниматель, депутат областной Думы Дмитрий Пашов. Выступая на пресс-конференции, он подчеркнул, что обязательное условие для любого бизнеса – это стабильность. Получая высокую прибыль, его предприятие стремится свободные средства вкладывать в инвестиционные проекты. Как в профильные, так и непрофильные. К примеру, поддержка рыбокомбината «Островной», который «прогремел» по всей стране во время прямой линии президента Владимира Путина. Так вот, предприятие, занимающееся именно добычей краба, инвестирует в этот проект порядка 7 миллиардов рублей, вырученных от продажи краба. Изменятся правила игры – трудно сказать, что ждет рыбокомбинат на острове Шикотан. За последние 15 лет рыбаки обновили около 50 судов. При этом только специализированный флот по крабу на Сахалине насчитывает около 35 судов, на которых трудятся 1200 человек плавсостава. А еще Д. Пашов поведал обнадеживающую новость: на наших прилавках в ближайшее время появится крабовая продукция с перерабатывающего завода в Невельске, вступившего в строй в ноябре. В него вложено 250 миллионов рублей. Прочти два миллиарда рублей вкладывают добытчики краба в спортивно-тренировочный центр «Восток», который будут завершён к лету 2018 года. 100 миллионов инвестировано в разведение маралов. Почти один миллиарда рублей «потянет» планируемая вторая очередь гостиницы «Мега Палас». Также идут переговоры о строительстве краболовных судов. В частности, компания «Пелла» заявилась для строительства порядка 10 специализированных судов для крабовых предприятий.
Дмитрий Пашов обратил внимание, что предприятие занимается не только промыслом краба, реализуемого на зарубежном рынке, но и ведет промысел и реализацию доступной для населения рыбы. Прибыль же вкладывается в островной регион.
Кстати, по данным М. Козлова, сахалинский крабовый бизнес уже вложил в различные проекты и планирует направить в ближайшее время 15,6 млрд. рублей. Сумма, согласитесь, значительная. Однако при коррективах закона о рыболовстве на многих социальных программах и социальных инициативах придется поставить жирных крест. А потому против крабового передела надо выступить всем миром.
Председатель комитета по экономическому развитию областного парламента Анатолий Кочнев сообщил журналистам, что реакция островных депутатов не заставила себя ждать. Они направили обращение депутату Госдумы РФ Георгию Карлову и члену Совета Федерации Юрию Архарову, федеральным органам власти, подготовили обращения в Совет Федерации, Госдуму, помощнику президента Андрею Белоусову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Надеемся, что это возымеет действие, сказал руководитель комитета. Депутаты в Госдуме уже пообещали поддержку в сохранении исторического принципа распределения долей квот, отметил он.
Сейчас в области распределены квоты на вылов 23 тысячи тонн краба, из них 70% закреплено за двумя предприятиями. При негативном развитии событий значительную часть этих объёмов сахалинские рыбаки могут потерять. При этом неизбежно снижение инвестиционной активности, потому что на аукционы пойдут как собственные средства, так, скорее всего, и заёмные. Кроме того, неизбежна потеря доверия к власти, причём во всей отрасли. Кстати, состоянием дел в рыбопромышленном комплексе озабочены не только предприниматели, но и власти всех прибрежных регионов России.
По мнению исполняющего обязанности руководителя агентства по рыболовству Сахалинской области Андрея Горничных, возвращение к аукционной системе распределения квот на краба приведет к стагнации отрасли. В случае принятия подобных поправок речи об инвестициях в экономику островной области со стороны рыбопромышленного комплекса уже не будет идти – предприятиям придется работать на возвращение заемных средств, которые они неизбежно будут брать для участия в предполагаемых торгах.
По словам А. Горничных, в правительство Сахалинской области никаких документов по поводу крабовых квот из министерства сельского хозяйства России и Росрыболовства не поступало.
Весьма уместно на пресс-конференции прозвучало предупреждение депутата областной Думы Александра Болотникова, который подчеркнул, что такие вопросы нельзя принимать кулуарно, как это произошло в случае с бюджетом Сахалинской области, у которой без обсуждения правительство России забрало большую часть доходов от реализации нефтегазовых проектов, переписав ключевые положения федерального закона, заменив Бюджетный кодекс.
Ноткой оптимизма стало сообщение уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрея Коваленко: уже вынесена экспертная оценка предложений изменить принцип распределения долей крабовых квот, она отрицательная. Региональный бизнес-омбудсмен отметил, что изменение таких долгосрочных правил, как исторический принцип, точно не способствует благоприятному инвестиционному климату. Когда меняются условия – под угрозой на самом деле стоят такие серьезные приоритетные проекты, которые уже реализуются на территории Сахалинской области. И самое главное – реализуются за счет не бюджетных, а именно частных средств. Андрей Коваленко выразил надежду, что на «крабовые новации» в ближайшее время отреагирует и федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Аукционная распродажа квот на водные биоресурсы уже проводилась в нашей стране в начале нынешнего века и нанесла серьезный урон отрасли, обанкротив многие предприятия, напомнил председатель областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства Леонид Чура. Попытка ее возродить настолько встревожила рыбаков, что они решили обсудить вред подобных новаций на своем Всероссийском съезде, который намечено провести 27 февраля в Москве. Одновременно отраслевые профсоюзы заявили о поддержке исторически сложившегося принципа распределения квот, закрепленного действующим федеральным законом о рыболовстве.
Участники пресс-конференции отметили, что борьба с крабовым переделом легкой не будет. И здесь представители приморских регионов должны выступить единым фронтом, сплоченно и целеустремленно. Ибо вслед за аукционированием квот на краба может последовать внедрение аукционов на другие виды водно-биологических ресурсов. Тогда почва по ногами дальневосточных рыбаков просто уйдет.
П. ОЧЕРОВ. «Рыбак Сахалина» № 50 от 21 декабря 2017 г.