Инвестквоты

23 апреля 2021 года
Новый флагман Архангельского тралового флота «Баренцево море» перед выходом на промысловые испытания. Фото предоставлено АТФ

Новый траулер АТФ испытывают большой рыбалкой

Новый флагман Архангельского тралового флота «Баренцево море» проходит промысловые испытания. Позади остались бесконечные месяцы строительства, сопровождавшиеся неоднократным срывом сроков, финансовыми проблемами у верфи и даже карантинными ограничениями – на заключительном этапе.

Траулер отправился из Санкт-Петербурга 5 февраля. Перед выходом в море судно впервые представили широкой публике и показали, как в реальности выглядит уровень эффективности и комфорта, на который, как ожидается, перейдет рыболовный флот по итогам программы инвестквот.

Интерес головное судно серии, заказанной Архангельским траловым флотом (АТФ) на заводе в Выборге, вызывало еще на этапе проектирования. Все-таки первый крупнотоннажный траулер, который взялись построить российские корабелы. За четыре с лишним года в рамках программы инвестиционных квот на отечественных верфях были заложены суда и больших габаритов, но проложить этот путь и пройти его до конца выпало именно «Баренцеву морю».

Посмотреть на новехонький траулер, пришвартовавшийся прямо у Английской набережной Санкт-Петербурга, 4 февраля приехали первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, губернатор Архангельской области Александр Цибульский, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и зампред правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов. В присутствии почетных гостей по команде руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова на судне был поднят государственный флаг России.

Руководитель Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ, губернатор Санкт-Петербурга Александр БЕГЛОВ, первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей МИТИН и губернатор Архангельской области Александр ЦИБУЛЬСКИЙ на борту «Баренцева моря»«Это судно уже признано лучшим судном 2020 года среди таких же крупнотоннажных судов во всем мире. Для отечественного рыбопромышленного комплекса оно уникально тем, что совершенно другие условия экипажа. Есть тренажерный зал, есть сауна, люди живут в каютах по одному, младшие матросы живут по двое, а не по четыре-шесть человек», – описывал достоинства траулера Илья Шестаков.

По мнению главы Росрыболовства, для молодежи, которая не слишком активно идет в рыбодобычу, такие суда могут стать дополнительным аргументом при выборе профессии, помимо высоких зарплат.

«Это совершенно другой уровень, это переход на новое современное рыболовство, – согласился Александр Цибульский. – По большому счету, рыбаки трудились на судах 30-40-летней давности, где все было вручную, а здесь уже практически этого нет. Здесь всё автоматизировано, условия и жизни, и труда, и отдыха совсем другие».

Архангельский губернатор особо выделил неразрывную связь компании-судовладельца с северным регионом. «АТФ – старейшая компания, зарегистрированная у нас в области, ей уже сто лет, это история и традиция Архангельской области, – с гордостью заявил он, не забывая и об экономической стороне вопроса. – Здесь совершенно другая производительность труда, совершенно другой объем улова. Это означает совершенно другие налоговые отчисления для нашего бюджета, что тоже немаловажно».

С восторгом о судне говорили и те, кто непосредственно будет на нем работать. «Небо и земля!» – чаще всего можно было услышать от членов экипажа, даже если речь шла о сравнении с другими траулерами Архангельского тралфлота, входящего в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК) и располагающего далеко не самым плохим флотом.

«Баренцево море» превосходит своих собратьев по мощности, по размерам, по остойчивости, им проще управлять, у него современнее фабрика – перечисляли моряки преимущества судна. Обязательное требование программы инвестквот: заточенность под глубокую переработку, включая рыбное филе, консервы из печени трески и другие субпродукты. Безотходное производство – еще один важный критерий, которому соответствует траулер: все, что остается после разделки и потрошения рыбы, перерабатывается на рыбную муку и жир.

В силу специфики Северного бассейна судно планируется использовать в первую очередь на промысле донных видов рыб: трески, пикши, палтуса. «Баренцево море» может работать двумя тралами одновременно. Приемные бункеры на траловой палубе рассчитаны на 60 тонн сырца. Такого количества достаточно, чтобы обеспечить загрузку фабрики на следующие восемь часов.

На новом судне постарались максимально автоматизировать производственные процессы – и на участке добычи, и на рыбофабрике, и при отгрузке продукции. Информация о состоянии всех узлов и систем непрерывно стекается на мостик, больше похожий на космический корабль, который случайно приземлился на верхнюю палубу.

«Компьютер отслеживает параметры работы главного двигателя, всех насосов – где сколько топлива, в каком танке, всех механизмов, которые работают. У судна подтверждена степень автоматизации А1, то есть несение вахты в машинном отделении не требуется. Если что-то случится, сработает сигнализация и известит механика, который подойдет к указанному месту и устранит неисправность», – объяснял журналистам назначение многочисленных экранов и пультов один из помощников капитана.

О том, что в процессе строительства далеко не все шло гладко, и рыбаки, и чиновники в торжественный день старались лишний раз не говорить. Директор Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) Александр Соловьев наблюдал за готовящимся к выходу на большую воду судном почти с отеческой нежностью. «Траулер просто фантастически сложный и насыщенный. С моей точки зрения, это рывок не просто для ВСЗ, тут и говорить не о чем, это рывок для российского судостроения в целом», – оценил он значение события.

По его словам, участие в этом проекте позволило заводским специалистам освоить немало новых компетенций и навыков. «Например, монтаж и пусконаладочные работы на системах гидравлики – они здесь исключительно сложные. Ничего подобного на всех судах, которые мы строили до этого, не было. Я уж не говорю о системе рыбофабрики, там вообще космос!» – открыто восхищался руководитель верфи.

Правда, коронавирус все-таки заставил внести коррективы в финальный этап достройки судна, притормозив работы еще чуть ли не на полгода. Закрытые границы не позволили завершить в заводских условиях установку и настройку импортного оборудования. Поэтому из Санкт-Петербурга траулер взял курс сначала в Норвегию – чтобы принять на борт промвооружение и сервисных инженеров для завершения пусконаладочных работ, и только после этого – в район промысла.

Главная задача испытаний – проверить двигатели, траловый комплекс, рефрижераторную установку, рыбоперерабатывающую фабрику и все остальные системы траулера в боевой обстановке. «Все будет зависеть от того, как поведут себя механизмы», – предпочел не давать точных прогнозов капитан Игорь Трунин, который повел «Баренцево море» в первый рейс.

Капитан Игорь ТРУНИН повел «Баренцево море» в первый рейс

Сомнений, кому доверить это ответственное дело, у руководства компании не возникало. «Только самым проверенным. Это наш заслуженный капитан. У Игоря Александровича большой опыт работы на судах подобного класса у нас в СЗРК, насыщенных, способных выпускать и б/г, и филе. Он точно справится и будет молодых учить всех. И на этом судне, и на втором, наверное, тоже пойдет на испытания – достраивать их будет», – прокомментировал генеральный директор АТФ Алексей Заплатин.

На вопрос, нет ли сожалений, что пришлось выступить в роли первопроходцев, он только рассмеялся. «Нисколько не жалеем, ни разу не пожалели и никогда не пожалеем. Это первое такое крупнотоннажное судно в истории России, и мы с гордостью можем сказать, что мы его все-таки построили. Да, первым всегда тяжело. Другие суда этой серии, которые строятся на Выборгском заводе, уже идут гораздо легче и, главное, качественнее. И верфь руку набила, и мы понимаем уже, что и как, и при ковиде научились работать, время экономить», – рассказал руководитель АТФ.

Генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей ЗАПЛАТИН

Он напомнил, что, кроме серии рыболовных судов на ВСЗ, предприятия в составе СЗРК строят еще пять краболовов на заводе «Красное Сормово». К концу года первый из них уже планируется спустить на воду.

«Программа обновления флота в любом случае была бы начата, независимо от того, есть у нас инвестиционные обязательства или нет. Потому что флот давно подошел к этому рубежу. Сегодня у нас на церемонии присутствовали руководители других предприятий, которые еще до инвестиционных квот строили новые суда и с которыми мы планировали совместные проекты, но потом решили включиться в инвестквоты», – подчеркнул Алексей Заплатин.

В материале использованы фотографии от Архангельского тралового флота.

Анна ЛИМ, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»

Апрель 2021 г.