На прилавок с сахалинского берега
Сахалинский город Невельск известен своим портом и лежбищем сивучей. Однако теперь здесь появилось еще одно место, посетить которое интересно, пожалуй, не только специалистам, – береговой комплекс по переработке морепродуктов. Это один из значимых инвестиционных проектов для дальневосточных добытчиков краба.
Особенное производство
Комплекс по переработке морепродуктов в Невельске запустили в ноябре прошлого года. Сначала шла обкатка технологических линий, поиск необходимых решений, но уже в декабре предприятие представило свою продукцию в розничной сети «Первый семейный» в Южно-Сахалинске.
Завод зарегистрирован как обособленное структурное подразделение «Приморской рыболовной компании» (ПРК) в Невельске (соответственно, обеспечиваются налоговые поступления в бюджеты разных уровней). При создании производства тщательно изучался опыт зарубежных коллег. В проект уже вложено около 250 млн рублей.
Завод впечатляет даже на фоне других современных предприятий, работающих в рыбной отрасли Сахалинского региона. Гордость дальневосточных морей – краб, кальмар, трубач, рыба – превращается здесь в практически готовую для стола продукцию. Причем такой товар рекламирует себя сам: на упаковке сделаны специальные прозрачные «окошки», позволяющие сразу оценить приобретение.
«В чем особенность нашего предприятия? Цех – это единое пространство, мы отказались от стен внутри него, от отделов. Для того чтобы избежать смешения продуктов, используются передвижные перегородки. Это обеспечивает разделение труда – мы можем работать на всех видах производства», – рассказывает начальник комплекса Иван Дарькин.
На предприятии очень жестко соблюдаются санитарные нормы, подчеркивает главный технолог Елена Маркова. Она отмечает, что завод изначально строился с учетом современных технологий переработки улова и был ориентирован на выпуск продукции, практически готовой к употреблению.
Сырье поступает на береговой комплекс прямо с судов. Для хранения сырца и готовой продукции есть три морозильных шкафа – по 250-300 тонн каждый. На заводе также установлены четыре чана для хранения живого краба, каждый из них вмещает до 20 тонн.
Отметим, что еще до создания нового производства инвесторы вложили средства в развитие инфраструктуры: модернизировали причал, для того чтобы удобнее было обслуживать флот.
Для переработки отходов предприятие купило дробильную машину. Мука, которая получается при перемалывании крабового панциря, может применяться как пищевая добавка в птицеводстве, хитин используется в медицине. «Дробилка появилась уже в процессе развития производства, когда мы поняли, что отходы также можно эффективно перерабатывать, – рассказывает Иван Дарькин. – Производительность у этой машины очень хорошая. За смену она способна вырабатывать около тонны продукции».
Предприятие успешно работает со всеми основными промысловыми видами краба на Дальнем Востоке: стригуном опилио, синим, равношипым и, конечно же, камчатским. Выбор объекта для переработки зависит от сезона. «Мы используем высококлассное сырье, известное среди потребителей», – отмечает руководитель комплекса.
Дары моря для российского рынка
На каждом этапе развития производства нужно выполнять две-три ключевые задачи, не распыляясь, полагает руководство предприятия. Сейчас важно найти и занять свое место на рынке, повысить производительность труда.
Однако даже то время, которое уже отработал завод, позволило определить основные предпочтения потребителей. Выпускается очищенное мясо трубача, продукция из краба (первая фаланга, вторая фаланга, миксы – лапша и вторая фаланга), тушка кальмара и шинкованный кальмар, стейки кеты, боковники рыбы.
Всем известны «морские коктейли»: как правило, на прилавках представлен товар зарубежных производителей. Однако теперь появилась достойная отечественная альтернатива: на заводе в Невельске выпускают четыре вида «Супчиков по-сахалински». Это наборы из рыбы и морепродуктов, которые для приготовления достаточно добавить в кипящую воду.
Невельские производители также расширили ассортимент за счет выпуска пельменей с морепродуктами и рыбных палочек.
Особой популярностью, по словам Ивана Дарькина, пользуются «Супчики по-сахалински». Именно поэтому на предприятии приняли решение расширить линейку такой продукции, и если раньше наборов было два, то теперь их четыре. «Сейчас женщины, как правило, работают. После трудового дня им нужно накормить семью. И вот тут пригодится такой набор», – объясняет Иван Дарькин.
«Наша задача – в течение этого года найти те продукты, которые позволят нам конкурировать в непростых условиях», – комментирует представитель инвестора Дмитрий Пашов.
Отыскать свою нишу нелегко. У тех же супермаркетов обычно есть собственный цех, они могут закупать сырье и продавать полуфабрикаты под своей маркой.
Конкуренты – это еще и недобросовестные добытчики ценного биоресурса. Статистика в последние годы говорит об огромном сокращении нелегальных поставок российского краба за рубеж. Специалисты отмечают работу пограничной службы, роль межправительственных соглашений по борьбе с ННН-промыслом, которые Россия заключила с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако острой остается проблема присутствия браконьерского краба на внутреннем рынке. Об этой беде редко говорят. А ведь незаконная продукция серьезно мешает легальным предприятиям, с ней трудно соперничать в цене, комментирует Дмитрий Пашов.
Рынок Южно-Сахалинска и Сахалинской области в целом ограничен, поэтому компания расширяет и географию поставок своей продукции – выходит в Сибирь, на Урал, в западные регионы. Ведется работа по поиску новых дистрибьюторов. После того как товары от невельского завода попали в крупные розничные сети, к нему стали обращаться с предложениями о сотрудничестве и небольшие магазины. Часть заказчиков – это сегмент HoReCa: гостиницы, кафе, рестораны разных регионов.
Для развития производства нельзя останавливаться на достигнутом. «Мы на заводе постоянно ищем способы улучшить нашу продукцию, довести ее до совершенства», – подчеркивает Иван Дарькин.
Кадры гордятся
Острый вопрос практически для каждого небольшого населенного пункта – возможность трудоустройства. О вакансиях на новом заводе в Невельске люди узнавали заранее, еще до того, как было запущено производство. Сегодня перерабатывающий комплекс обеспечивает занятость не менее 50 человек, и при наращивании объемов выпуска продукции эти цифры будут расти. Об этом уже сейчас говорит руководство предприятия.
«Открывая завод в Невельске, мы понимали, что решаем социальные задачи в том регионе, где живем», – говорит Дмитрий Пашов. За полгода уже сформировалась определенная кадровая основа.
Местные жители, конечно, положительно отнеслись к открытию нового завода, ведь это дополнительные рабочие места, рассказывает обработчица Олеся Макарова. В отрасли она трудится уже больше 15 лет, однако раньше приходилось работать в основном с лососем, разнорыбицей, так что переход на переработку морепродуктов стал интересным опытом. Такие условия, как на новом заводе, есть не на всех предприятиях, отмечает сахалинка. И конечно же, главная гордость – это продукция завода, коллектив стремится, чтобы она пришлась по вкусу самому взыскательному покупателю.
Работники отмечают и хорошие бытовые условия на предприятии: оборудованы современные раздевалки, уютная столовая.
Готовы к новым проектам
С 2018 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ о включении крабов в список видов водных биоресурсов, по которым выделяются инвестиционные квоты, – как в Северном, так и в Дальневосточном бассейне. О том, что нужно предусмотреть инвестиционные квоты по этим объектам промысла, уже не раз заявляло руководство страны. Однако правового акта, который бы регулировал механизмы закрепления крабовых инвестквот, все еще нет.
«Мы ждем выхода постановления по инвестиционным квотам», – рассказал Дмитрий Пашов. Компании, занятые в промысле краба, готовы вкладываться в новые проекты по обновлению флота и развитию переработки. Так, краболовы заявили о намерении построить более 20 судов. Пока российские рыбаки по целому ряду причин не спешат размещать заказы на верфях Дальневосточного региона. Для строительства краболовного флота как раз и можно было бы задействовать эти площадки, отмечают эксперты. Причем здесь потребуется еще как минимум одна мощная верфь, считает Дмитрий Пашов. О планах по участию компаний-добытчиков краба в инвестиционных проектах он рассказал на совещаниях у вице-премьера – полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева. Судостроители, региональные власти также заявляли о необходимости решить вопрос с крабовыми инвестквотами.
Именно крабовый бизнес является для многих компаний отрасли своеобразным стержнем, который позволяет вкладывать средства и в другие проекты. Вот почему здесь так важна устойчивость правил доступа к ресурсу и четкие горизонты планирования, отмечают добытчики краба. Предложение о возврате аукционов вызвало в отрасли, пожалуй, самый мощный отклик за последние несколько лет. Трудно понять, как с этим нововведением могут сочетаться задачи властей по обновлению рыбопромыслового флота и строительству современных береговых заводов. Тем более что близится к завершению процесс закрепления долей квот вылова на новый, теперь уже 15-летний период – как это и предусмотрено действующим законодательством. Заявительная кампания, по словам Дмитрия Пашова, прошла в нормальном режиме, без сбоев. На момент подготовки материала Федеральное агентство по рыболовству уже утвердило перечни заявителей, за которыми закреплены доли квот добычи водных биоресурсов в Дальневосточном бассейне. Понятно, какой удар по отрасли может нанести отказ от действующих правил.
Именно стабильность позволяет инвестировать в развитие производства, в социальные проекты, в инфраструктуру, отмечает Дмитрий Пашов.
Маргарита КРЮЧКОВА, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»
Сентябрь 2018 г.