ФАРт для Крайнего… или особенности национальной рыбалки - ИА "Дейта.ру"
В последнее время Федеральное агентство по рыболовству привлекает к себе массу внимания не только широкой общественности, но и компетентных органов.
Широкий резонанс в обществе вызвали поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Рыбаков-любителей возмутили нормы, фактически запрещающие бесплатный лов рыбы. Да так возмутили, что они вышли на массовые митинги сразу в нескольких десятках городов России. Правительство всерьез обеспокоилось гневом человека с удочкой, и законопроект был быстро отправлен на дальнейшую доработку.
Вместе с тем ведомство Андрея Крайнего все чаще попадает в поле зрения правоохранительных органов в качестве фигуранта либо громких коррупционных скандалов, либо нецелевого использования государственных средств.
«Где деньги, Зин?»
На Дальнем Востоке Росрыболовство, судя по всему, чувствует себя «крайне» вольготно. Например, в 2009 году, согласно данным проверки Счетной палаты РФ, материалы которой были направлены в СК РФ и ФСБ России, Росрыболовство «выбило» 1,7 млрд. рублей на строительство судов для научно-исследовательских целей и воспроизводства. Однако деньги эти были выделены совершенно непонятным фирмам, которые использовали их либо для собственных нужд, либо размещали на депозитах под проценты, либо давали в займ – опять же для получения прибыли. Так, к примеру, поступило ОАО «Дальзавод»: получив 442 млн. рублей от Росрыболовства предприятие указало в актах сведения о выполненных работах и приобретенном оборудовании, хотя на самом деле ничего не выполнялось и не приобреталось.
Как пишет «Золотой Рог» (№29, 19.04.2011), В Росрыболовстве, видимо, не догадались, что ОАО ХК «Дальзавод» (входящий в Объединенную судостроительную корпорацию») не совсем то, что ОАО «Дальзавод», учредителем которого является Дмитрий Дремлюга. Данный факт подтверждает постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 г. № 05АП-2373/2008 (истец: ОАО «Дальзавод», а ответчик: ИФНС России по Ленинскому району). ОАО «Дальзавод» с 2002 г. находится в стадии банкротства и совершение им каких бы то ни было сделок более чем странно. Однако компания выиграла тендер на постройку научно-исследовательского судна для ФГУП «АтлантНИРО» и прокрутив предоплату восемь месяцев, заявила, что не может построить судно.
К слову сказать, Дмитрий Дремлюга, называющий себя «президентом Союза дальневосточных рыбаков», любит давать комментарии СМИ не связанных с рыбной отраслью. При этом эксперты РИА Fishnews.ru считают, что «Союз дальневосточных рыбаков» ни что иное, как фантом, созданный для озвучивания непопулярных среди рыбаков мыслей и идей.
Рыбалка в мутной воде
Борьба с коррупцией в рыбной отрасли в 2010 году не принесла ожидаемого перелома в ситуации. Количество возбужденных уголовных дел в отношении работников Росрыболовства в 2010 году выросло по сравнению с 2009 годом – до 52 случаев.
Громкий скандал с задержанием летом 2010 года двух чиновников Росрыболовства, которые, подобно «бендеровскому сеятелю», разбросали на Варшавском шоссе миллионную взятку, обрастает новыми подробностями. По версии следствия, эта взятка была отнюдь не единичным случаем, а лишь одной из многочисленных ячеек в огромной коррупционной сети. Созданная рыбинспекторами преступная группа пыталась набросить невод на большинство рыболовецких прудов Подмосковья.
В коррупции подозревают и людей из ближайшего окружения главы Росрыболовства. Его помощник Игорь Бакулин обвиняется в покушении на мошенничество в особо крупном размере. По версии следствия, Игорь Бакулин хотел получить от Иварса Грунсбергса деньги за победу неких рыболовецких предприятий в аукционе, проводимом ФАР 31 марта 2010 года, по «распределению квот на право заключения договора о закреплении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», то есть тихоокеанского лосося в экономической зоне РФ. Примечательно, что Андрей Крайний вступился за своего помощника, хотя на суде проходил свидетелем обвинения.
«Сын турецкоподданного»
Правда, больше всего вопросов в этом деле вызывает поведение самого потерпевшего – Иварса Грунсбергса, гражданина Латвии, проживающего в Японии. Версию о том, что в один прекрасный момент у бизнесмена проснулось запоздалое правосознание, отметаем за неправдоподобностью. Можно сколько угодно сетовать на продажных чиновников, но свою часть соглашения Игорь Бакулин все же выполнил. Его взяли с поличным как раз тогда, когда он готовился передать посреднику завизированную копию приказа о распределении квот. Это нормальный бизнес по-русски.
Впрочем, фигура потерпевшего абсолютно не вяжется с образом беззаботного бизнес-малька, по недомыслию угодившего в сети коварного «рыбника». За Иварсом Грунбергсом в рыбопромысловых кругах Приморья ходит слава эдакого графа Монте-Кристо. О нем много кто слышал, но мало что знают.
Поговаривают, что именно Иварс Грунсбергс стоит за деятельностью такой же загадочной «Ассоциации научно-исследовательских и промысловых организаций по изучению запасов лососей северо-западной части Тихого океана» (АДИС). Эта организация время от времени проводила активные PR-кампании в поддержку дрифтерного лова тихоокеанского лосося. Для тех, кто не в курсе: дрифтерный лов – это многокилометровые сети, снабженные поплавками радиомаяками, которые опускаются на глубину 10 метров и сметают на своем пути все живое – не только лосося, но и редкие виды морских животных и птиц. Рыболовы окрестили такие ловушки «стенами смерти».
Раньше ловить лосося «стенами смерти» в тихоокеанской акватории России разрешалось только ученым, а также некоторым японским компаниям в рамках межправительственных соглашений. Промышленный дрифтер получил официальную прописку в декабре 2008 года. По странному стечению обстоятельств, главным лоббистом этого сомнительного во всех отношениях документа выступал глава Росрыболовства Андрей Крайний, а «экспертную» поддержку обеспечивала АДИС, часто мелькавшая в те дни на страницах вполне респектабельных изданий вроде «Российской газеты» и «Коммерсанта».
Кстати, сейчас глава Росрыболовства в телеэфире и на пресс-конференциях рассказывает удивительные вещи, что, дескать, не было идеи платной рыбалки, что эта идея – не его, а исходила из администрации президента и была выражена в поправках «Единой России». Что, дескать, не было нецелевого использования, выделенные деньги находятся в бюджете, более того, они возвращены со штрафными санкциями в 39 млн. рублей, а причина подобных проблем в несовершенстве законодательства в сфере госконтрактов. Что, дескать, взятку чиновникам навязывали недобросовестные пользователи, которые забыли вовремя переоформить документы на рыбопромысловый участок. Как итог – не сговорились в цене вопроса.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике, члена счетной комиссии Олега Шеина, все последние громкие скандалы в рыбном министерстве могут говорить о том, что под Андреем Крайним «зашаталось кресло». «Конечно, нельзя исключать, что все эти истории могут привести к переменам в руководстве Росрыболовства, – рассуждает Олег Шеин. – Вместе с тем, есть две разные тенденции: Дмитрий Медведев довольно активно перетасовывает и меняет руководящие кадры, но Владимир Путин меняет кого-либо из высокопоставленных чиновников крайне неохотно. Крайний работает под руководством премьер-министра, а последний вряд ли захочет давать сигнал элитам, что он готов к каким-либо жертвам, ему сейчас важнее административная хватка».
Таким образом, руководитель Федерального агентства по рыболовству рискует стать если не «крайним», то одним из камней преткновения в противостоянии президента и премьера, и без того нарастающем в предвыборный год. И если этот вопрос станет принципиальным для Дмитрия Медведева, он найдет способы навести порядок в Росрыболовстве. Не известно тогда, кому подФАРтит.
Данный материал находитя по адресу: http://deita.ru/rassledovanie/v-rossii_27.04.2011_166373_fart-dlja-krajnego-ili-osobennosti-natsionalnoj-rybalki.html