Аквакультура

18 января 2019 года
Управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр ЕФРЕМОВ

Александр Ефремов: Развить поставки можно уже в ближайшие годы

В «майском» указе президент Владимир Путин поручил правительству разработать национальный проект по международной кооперации и экспорту. Предполагается нарастить несырьевые поставки. По продукции АПК задана планка 45 млрд долларов в год. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев рассказал, что рыбное хозяйство вошло в число подотраслей с наибольшим экспортным потенциалом.

На выставке «Золотая осень» руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что стоимость экспорта рыбы и морепродуктов к 2024 году может возрасти на 4,1 млрд долларов - до 8 млрд долларов. Однако каким образом повышать отдачу от поставок и развивать экономику? Эксперты высказывают разные точки зрения. Своими идеями с Fishnews поделился и управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. Реализация этих шагов позволит развить поставки уже в ближайшие годы, считает он:

«1. Развитие марикультуры – прежде всего, на Дальнем Востоке

Чтобы добиться результата в этом направлении, последние два года делается много. Прежде всего хочу отметить совместный проект Фонда развития Дальнего Востока и Росрыболовства – разработку электронной площадки для определения марикультурных участков и их закрепления через онлайн-аукционы. Процедуры доступа пользователей к воде значительно упростились и стали общедоступными и прозрачными. Результат не заставил себя ждать: общая площадь выделенных только за последние месяцы РВУ выросла в насколько раз в сравнении с акваторией, предоставленной под выращивание гидробионтов за предыдущие несколько лет.

А с учетом того, как выросли на этих аукционах цены за право долгосрочной аренды участков, становится понятно, что инвесторы приходят всерьез и надолго. Вкладывать такие средства без реальных планов по экономической отдаче никто не будет. В данном случае большие суммы, выплаченные, как говорят марикультурщики, «за воду», – критерий компетентности предпринимателей.

Но, к сожалению, снятие проблемы, которая не решалась более 10 лет, – с доступом к воде для широкого круга пользователей – только первый шаг для реального увеличения экспортного потенциала марикультуры. Ответа на главный вопрос: как бороться с похитителями урожаев? – до сих пор нет. Если найти эффективный инструмент, то можно значительно увеличить поставки продукции рыбоводства за рубеж.

Практические шаги в этом направлении понятны. Во-первых, нужно изменить законодательство, четко прописав определение прав собственности на выращенные гидробионты. Сейчас эти права размыты – непонятно, как отличить выращенные морепродукты от самостоятельно выросших на смежных участках. Предприниматель, для того чтобы подтвердить права собственности, обязан пройти достаточно сложную и нечетко регламентированную процедуру.

Во-вторых, на государственные органы власти следует возложить ответственность за обеспечение соблюдения прав собственности на урожаи марикультуры. Сегодня четкого механизма защиты прав собственности хозяйств на результаты их труда нет. А с учетом социального характера основ браконьерства и хищений с РВУ, этот фактор может свести на нет все усилия по развитию марикультуры.

2. Увеличение добычи «неодуемых» объектов

Напомню, что российское рыболовство сегодня не осваивает огромное количество крайне востребованных для экспорта биоресурсов в нашей исключительной экономической зоне. Прежде всего речь идет о двух основных объектах: это дальневосточная сардина (иваси), запасы которой наука оценивает в несколько миллионов тонн, и тихоокеанский кальмар, крайне востребованный в странах АТР. Цена на этого моллюска составляет 3 тыс. долларов за тонну, что значительно дороже всех известных массовых объектов промысла на Дальнем Востоке – трески, горбуши, кеты, не говоря уже о менее ценных.

Иваси и тихоокеанского кальмара отечественные рыбаки пока добывают мало из-за отсутствия технологий, опыта и компетенций, а самое главное – из-за финансовых рисков, связанных с организацией экспериментального промысла. Субсидирование этих затрат, хотя бы на топливо для экспериментального лова, позволило бы значительно увеличить экспортный потенциал отрасли за счет новых объектов.

3. Расширить «двери» на рынок Китая

Можно значительно нарастить поставки в КНР рыбопродукции глубокой переработки, изготовленной на береговых предприятиях Дальнего Востока. Для этого необходимо, во-первых, устранить барьеры со стороны Китая: в сфере аттестации производителя, сертификации рыбной муки и т.д. Все это уже несколько лет не позволяет продавать большие объемы муки в Поднебесную (только «Доброфлот» в год может поставлять 2,5 тыс. тонн на 3,5 млн долларов). Во-вторых, нужно поддержать экспорт в Китай рыбной консервации.

Необходимо субсидировать:

- процентные ставки на кредиты по объему экспорта (на время от момента продажи до возврата валютной выручки);

- страхование сделок экспорта на случай недобросовестного выполнения условий контракта со стороны китайских партнеров;

- затраты производителей на адаптацию упаковки, оформления или вкусовых характеристик готовой рыбопродукции под китайский рынок;

- все затраты участников ВЭД на продвижение российской продукций в Китае (участие в выставках, оплата маркетинговых исследований китайских и западных компаний, работающих в КНР).

КНР по-прежнему стимулирует, прежде всего, нетарифными мерами, поставку для своих переработчиков российского сырья и ограничивает доступ на свой рынок глубоко переработанной, готовой рыбопродукции. Если тарифные и, прежде всего, нетарифные барьеры будут сняты, мы сможем на той же сырьевой базе, только за счет наращивания глубины переработки, увеличить экспортные показатели. Результаты, запланированные на федеральном уровне, будут достигнуты. Мы в России располагаем основным - сырьевой базой для производства дефицитного во всем мире товара - рыбопродукции из экологически чистого дикого сырья».

Fishnews

Декабрь 2018 г.