Российские моряки должны пользоваться иммунитетами Международного трибунала по морскому праву
22 марта Президент РФ внес в Госдуму предложение о присоединении России к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву.
Предложение внесено на основании пункта «г» ст. 84 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
Как пояснили Fishnews.ru в пресс-службе Президента РФ, соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву, принятое 23 мая 1997 года на VII встрече государств – участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, вступило в силу 30 декабря 2001 года. В настоящее время его участниками являются 22 государства. В соответствии со ст. 29 Соглашения оно открыто для присоединения к нему других государств.
Международный трибунал по морскому праву – постоянно действующий орган международного правосудия, учрежденный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года для разрешения споров, возникающих в связи с толкованием и применением этой Конвенции. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург, ФРГ.
Трибунал состоит из 21 члена, избираемого из числа лиц, пользующихся признанным авторитетом в области морского права, с учетом принципа справедливого географического распределения и необходимости представительства основных правовых систем (от Российской Федерации в состав Трибунала входит профессор А.Л. Колодкин).
При подписании Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Союзом ССР было сделано заявление, в котором, в частности, предусматривалось признание компетенции Трибунала в отношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судов или их экипажей. В 2002 году Россия прибегла к процедуре защиты своих законных прав, инициировав в Трибунале рассмотрение дела против Австралии о незамедлительном освобождении рыболовного судна «Волга» и его экипажа. Трибунал в основном учел доводы, представленные российской стороной, и голосами 19 из 21 вынес решение о незамедлительном освобождении российского судна и его экипажа, значительно снизив сумму требуемого Австралией залога.
Соглашение принято в развитие ст. 10 Статута Трибунала, содержащегося в Приложении VI к Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (Россия – участник) и являющегося ее неотъемлемой частью.
Соглашение наделяет имущество, активы и фонды Трибунала иммунитетом от обыска, реквизиции, конфискации, ареста, экспроприации или любых других форм вмешательства (ст. 5). Трибунал, его активы, поступления и иное имущество освобождаются от всех прямых налогов, от всех таможенных пошлин, запретов и ограничений на ввоз и вывоз предметов для его служебного пользования (ст. 9).
В соответствии со ст. 10 Статута Трибунала и ст. 14 Соглашения члены Трибунала при исполнении ими своих служебных обязанностей в интересах Трибунала пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Секретарь и иные должностные лица Трибунала (37 человек) пользуются в любой стране, в которой они находятся в связи с выполнением своих официальных функций или через которую они в этих целях следуют, в частности, иммунитетом от личного ареста или задержания, иммунитетом от ареста и освобождением от досмотра их личного багажа, судебно-процессуальным иммунитетом в отношении сказанного или написанного и всего совершенного при исполнении своих функций (ст. 14). Аналогичные привилегии и иммунитеты предоставляются и некоторым иным категориям лиц, принимающим непосредственное участие в осуществлении Трибуналом его функций, а именно: его экспертам, представителям, поверенным и адвокатам сторон в Трибунале, свидетелям и лицам, выполняющим поручения по распоряжению Трибунала (ст. 15–17).
Присоединение к Соглашению отвечает интересам РФ, поскольку соответствует ее стратегической линии на укрепление в международных отношениях принципов мирного разрешения межгосударственных споров, неприменения силы или угрозы силой в нарушение целей и принципов Устава ООН. Оно явилось бы весомым вкладом в создание условий для независимого и эффективного выполнения Трибуналом его функций, позволило бы расширить возможности для сотрудничества России с этим авторитетным международным органом, который уже не раз на деле доказывал свою беспристрастность.