Выход из судостроительного кризиса подскажут рыбаки
Сегодня рыбакам необходимо выработать собственные предложения, как по объему, так и по составу флота, и приложить все усилия, чтобы программа обновления российского флота заработала с учетом их мнения.
На выездном совещании совета АРПП, прошедшем 27 марта в Большом Камне, не раз были озвучены причины кризиса в судостроительной промышленности. Как сообщил присутствовавший на съезде корреспондент Fishnews.ru, по мнению заведующего отделом судостроения и судоремонта комитета по промышленности администрации Приморского края Александра Иванюты, сегодня мы проигрываем в конкурентной борьбе с зарубежными производителями судов, поскольку находимся с ними в неравных условиях. «Высокие налоги – НДС, таможенные пошлины и т.д. – повышают стоимость судов, строящихся для отечественных судовладельцев, на 20-25%. Помимо этого, не созданы условия для притока инвестиций в судостроительную промышленность», – констатировал он.
Однако обнадеживало рыбаков то, что о необходимости обновлять российский флот заговорили не только на региональном, но и на федеральном уровне. Как известно, в настоящее время разрабатывается стратегия развития и реформирования судостроительной промышленности России на период до 2030 года, в рамках которой в начале марта текущего года принято решение о создании холдинга – Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и трех региональных субхолдингов, один из которых будет функционировать на Дальнем Востоке.
Таким образом, сегодня рыбакам необходимо выработать собственные предложения, как по объему, так и по составу флота, и приложить все усилия, чтобы программа обновления российского флота заработала с учетом их мнения.
Для подготовки предложений было решено проанализировать и использовать имеющиеся проекты судов, и недостроенные суда, которые стоят на судостроительных верфях. Участники совещания, заслушав доклад директора ФГУП Дальневосточный завод «Звезда» Юрия Шульгана об опыте в области гражданского (в том числе и рыбацкого) судостроения, пришли к выводу, что завод «Звезда» может выступить в качестве площадки для реализации проектов рыбаков, тем более что у него уже есть наработанный опыт.
В свою очередь директор ОАО «Южморрыбфлот» Александр Темных упомянул о реальной возможности строительства маломерного флота, предназначенного для занятия аква- и марикультурой.
То, что приморским рыбакам необходим и крупнотоннажный, и маломерный флот, сомнения ни у кого не вызывало. Однако открытым оставался, наверное, самый больной для рыбацкой общественности вопрос – кто будет финансировать подобные работы? Председатель Крайрыбакколхозсоюза Петр Гордиенко высказал мнение, что любые работы по строительству новых судов рыболовецкими компаниями должны начинаться только при наличии у них квот. «Государство должно гарантировать квоты под новострой. А нам, в свою очередь, необходимо разработать соответствующий механизм. Думаю, квоты будут хорошим залогом для любого рыбака». Мнение Петра Николаевича поддержали все участники совещания.
Вспомнив о социальной составляющей развития судостроительной отрасли, рыбаки заключили: диверсификация флота необходима. Строительство крупнотоннажного флота не приведет к сокращениям штатов – свободные рабочие руки будут задействованы на хозяйствах марикультуры.
Говоря об экономических условиях, обязательных для развития отечественного судостроения и сохранения его конкурентоспособности, рыбацкая общественность посчитала необходимым обеспечить содействие государства в развитии долгосрочного лизинга (до 10-12 лет) рыбопромысловых судов, построенных на российских предприятиях. Добиться освобождения судостроительных предприятий от уплаты НДС с авансовых платежей с переносом его на момент сдачи судна заказчику, а также субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, полученным в российских кредитных организациях на строительство на отечественных предприятиях рыбопромысловых судов; освобождения от уплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз импортируемого судового комплектующего и технологического оборудования, сертифицированные аналоги которого не производятся в России.
Итоги совещания и единую позицию о необходимости изменения экономических условий для развития судостроения участники отразили в проекте решения. Состав рабочей группы АРПП по судостроению был пересмотрен: в него решили включить представителей отраслевых научных организаций, проектно-конструкторских бюро, ведущих судостроительных предприятий, финансовых организаций. Предложения АРПП по развитию судостроения решили согласовать с регионами Дальнего Востока и направить их в Правительство РФ.