Поправки для рантье – с кем и как бороться?
Росрыболовство согласовало поправки, которые запрещают переход прав на вылов к компаниям, не имеющим флота в собственности или в лизинге. В отраслевом сообществе признают актуальность вопроса рантье, но к предложенным решениям относятся настороженно.
Продолжается работа над поправками в федеральный закон о рыболовстве. Как сообщили Fishnews в Федеральном агентстве по рыболовству, на данный момент проект документа находится на согласовании в Министерстве сельского хозяйства.
Часть норм проекта направлена на борьбу с рантье.
«В частности, предлагается повысить порог необходимого освоения квот в течение двух лет с 50 до 70%. Также включена норма, которая предусматривает принудительное расторжение договоров в случае, если собственные квоты два года подряд осваиваются менее чем на 70% флотом, который не находится в собственности или в финансовом лизинге», – рассказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Однако, добавил он, учитывая то, что часть компаний находится в сложившихся холдингах, предусмотрено освоение квот «группой лиц», если они четко заявят о своем намерении.
Также, по словам Василия Соколова, договоры не будут расторгаться в том случае, если на промысле отдельно взятого объекта все российские пользователи не освоят 70% квот.
«Проект внесен в Минсельхоз и проходит согласование внутри департаментов», - сообщил замглавы ФАР.
Может, квоты для ловца?
Между тем в отраслевом сообществе хотя и признают актуальность поправок «по рантье», но относятся к ним, скорее, настороженно. Дело в том, что точной – цифровой – оценки проблемы не существует. Хотя разговоры о ней ведутся довольно давно.
«Очень сложно оценить, насколько проблема существенна. Росрыболовство называет цифры от 200 до 400 тыс. тонн, это порядка 10% общероссийского вылова. Однако раз ведомство не в состоянии точно оценить масштабы проблемы – не понятно, как предлагаемые ими меры будут реализованы на практике, с каким результатом. Как бы честному рыбаку не пришлось доказывать, что он не рантье», - отмечает президент ВАРПЭ Александр Фомин.
Впрочем, представитель рыбацкой общественности не исключает того, что меры по борьбе с рантье нужны. По словам главы ВАРПЭ, в мировой практике легализован оборот квот. «Пустив доли в свободный оборот, государство и получит деньги, и избавится от рантье», – отметил собеседник.
Второй способ – административные меры. «Самая радикальная мера - при распределении квот на следующий срок не наделять долями тех, кто осваивал не своим флотом. То есть по сути квоты засчитать судовладельцу», - пояснил Александр Фомин. Он добавил, что ВАРПЭ выступало с этим предложением, однако оно не было поддержано. Минэкономики и Минюст настояли на том, что право собственности не может быть ограничено судами.
По мнению президента всероссийской ассоциации, норма – освоение 70% собственным флотом и флотом в лизинге – какой-то «неясный намек государства». «А что делать с оставшимися 30% – можно продавать? Даже если учесть, что, по оценкам ФАР, квоты рантье – это 10%, то, что делать с оставшимися 20%?» - справедливо замечает Александр Фомин.
Предложенные нормы в закон, скорее всего, останутся лишь норами в законе, прибавив ему несколько страниц и людей для исполнения – работа ради работы, считает президент ВАРПЭ. «В этом смысле лучше было бы серьезней сосредоточиться на идее засчитывать квоты тем, кто ловил. Закрепив это довольно «резкое» правило, государство ясно обозначит свою позицию. И игрокам ничего не останется делать, как работать по новым правилам», - заключил он.
Проблема, порожденная системой
Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков отмечает, что попытки борьбы с таким явлением российского рыболовства, как рантье, со стороны органов государственной власти предпринимаются довольно давно. «Я согласен с тем, что такая проблема действительно существует, однако ее реальный объем и масштаб не ясны», - соглашается с коллегой Александр Дупляков. По данным различных источников, это порядка 10% от общероссийского вылова. Так ли это на самом деле - неизвестно, потому что выводы делались по косвенным признакам. Из общего списка компаний вычитались те, кто не имеет собственных судов и заводов по переработке. Таким образом мелкие компании, которые входили в крупные группы или были связаны с холдингами, также могли попасть в статус рантье, не являясь таковыми по факту. «Отмечу, процесс укрепления и консолидации идет до сих пор. Было бы правильно, прежде чем предпринимать меры по борьбе с рантье, адекватно оценить реальный масштаб проблемы, посчитать достоверные данные, - считает президент ассоциации - С чем мы боремся?»
Сегодня предлагается ряд поправок в федеральный закон о рыболовстве, затем будут разрабатываться подзаконные акты, устанавливающие порядок реализации норм. При внедрении механизма могут возникать разночтения и недопонимания. «А будет ли государственный эффект от введения этих норм? Думаю, что нет. Рантье и так уходят. Они были порождены системой (аукционами с параллельным распределением квот субъектами) и с внедрением «исторического принципа» и консолидацией компаний медленно уходят естественным путем. Стоит ли государственных затрат формирование системы борьбы с ними, - большой вопрос», - поделился мнением Александр Дупляков.
Оценивая норму освоения квот на уровне 70% собственным флотом или флотом, находящимся в лизинге, собеседник Fishnews назвал ее выполнимой. Ведь это текущий уровень освоения практически по всем объектам ВБР. «То есть я полагаю, что данная норма, скорее, создаст психологический эффект, нежели будет работать на практике. Вероятно, она либо ускорит продажу квот рантье, либо они формально войдут в какие-то группы», - сказал глава отраслевого объединения.
Важно оставить эффективные нормы
По мнению Александра Дуплякова, прежде чем предпринимать какие-либо шаги, необходимо оценить эффективность норм и возможность их реализации. «Сегодня в базовый документ предлагается очень много изменений. Однако не все из них можно называть эффективными, некоторые нормы сами по себе лишь засоряют закон», - заключил глава отраслевого объединения.
Коллегу поддерживает и президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
«Говоря откровенно, в «чистом» виде я не знаю ни одного рантье. Однако то, что на данный момент система несовершенна и возможность существования такого явления, как рантье, присутствует, я не оспариваю. Поэтому пакет поправок, направленный на борьбу с ним, я поддерживаю», - сказал руководитель АРПП.
Он назвал нормы «адекватными», однако подчеркнул, что добропорядочные рыбаки и так работают по таким правилам. Говоря о повышении порога освоения квот, Георгий Мартынов отметил, что эффективным инструментом стало бы введение «возможного вылова» в определенных районах промысла и по конкретным объектам в рамках правил рыболовства. Не отменяя «исторического принципа», конечно.
«Мы сами себе придумываем какие-то рамки, границы и правила, которые не обоснованы ни биологически, ни научно. И потом страдаем, что не можем их выполнить. Это касается и разделения на промышленное и прибрежное рыболовство, и порога освоения квот. Я считаю, что, например, минтай подзоны Приморья давно пора вывести из ОДУ. Ввести по нему тот самый «возможный вылов» (в рамках научных прогнозов). Раньше существовала «олимпийская система», и никакого недолова не было», - отметил Георгий Мартынов.
Он напомнил об успешном опыте выведения из ОДУ сайры.
Более эффективным инструментом было введение вторичного рынка (оборота) долей. По словам президента АРПП, тогда процесс ухода рантье стал бы естественным и быстрым.
Отметим, глобальная работа по изменению базового закона продолжается уже в течение года. В мае Росрыболовство предложило новый вариант поправок в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Изменения предусмотрены по ключевым вопросам регулирования отрасли: распределение ресурсов, организация промышленного и прибрежного рыболовства и другим.
Fishnews