Квоты типа «коту под хвост»
Предлагаемое введение «квот господдержки» – это не стимулирование отечественного судостроения, а скрытая форма передела рыбных ресурсов, считает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.
В сентябре 2015 г. соберется президиум Госсовета по вопросу «О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». 15 июля состоялось второе заседание рабочей группы по подготовке этого мероприятия.
Как отмечают эксперты, основная дискуссия развернулась по поводу мер, необходимых для повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса в целом и внедрения так называемых «квот поддержки» в частности. «Иными словами, очередной раз проталкивается идея обеспечить благополучие отечественного судостроения за счет рыбаков. Несмотря на крайне резкую критику отраслевого сообщества, дискуссия не сбавляет обороты», – прокомментировал острую тему в материале для Fishnews председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.
По словам руководителя отраслевого объединения, основой предлагаемой теории является миф о том, что в России устаревший рыболовный флот. «Но это не так. В России флот более «молодой», чем в Японии и в США. Однако и там никому в голову не приходит ради «процесса» строить новые суда, тем более с использованием методов манипуляции с квотами. В нашем случае в строительстве именно нового рыбодобывающего флота заинтересована только одна структура – Объединенная судостроительная корпорация. И начать она решила с попытки административного насилия над рыбаками», – считает председатель правления ассоциации.
Он обратил внимание на то, что сегодня рыбаки нуждаются не столько в новых рыбопромысловых судах, сколько в модернизации уже имеющихся. «За последние семь лет, с 2008-го по 2014-й, компании за свой счет инвестировали 38 млрд. рублей в модернизацию флота, причем без какого-либо принуждения и участия государства, благодаря введению механизма долгосрочного закрепления долей квот на десятилетний период. В то же время российские рыбаки не против новых судов. Попытки строительства рыбопромысловых судов на российских верфях неоднократно предпринимались на протяжении последних 10 лет», – напомнил собеседник Fishnews. В доказательство он привел несколько примеров, когда рыбопромышленные предприятия пытались построить суда в России, но были вынуждены отказаться от этой идеи.
«О чем это говорит? Наши верфи не готовы к нормальной работе с заказчиком-рыбопромышленником. Это факт. Они строят дороже и дольше, чем их коллеги за рубежом. Любое развитие, в том числе обновление флота, это экономически обоснованное добровольное решение рыбаков, которые не просят для этого никаких субсидий у государства. Это результат рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов, как на отечественных, так и на зарубежных верфях. Предлагаемое ведение «квот поддержки» – это не стимулирование нашего судостроения, а скрытая форма передела рыбных ресурсов. В профессиональной среде по этому вопросу не было и нет никаких сомнений», – заявил Валентин Балашов.
Он обратил внимание и на то, что «нет пока на территории бывшего СССР производительных сил для строительства современного рыболовного флота». По мнению председателя правления ассоциации, для создания в ближайшие 10-15 лет современного российского рыбопромыслового флота на первом этапе нужно строить новые гражданские верфи и всю транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру для них. Считать экономику поставок металла, энергетики, стоимости рабочей силы и т.д. «Это иная задача и квотами ее не решить», – уверен руководитель рыбохозяйственного объединения.
Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.