Результаты пелагической путины – 2020: бочка меда и ложка дегтя
В прошлом году пелагическая путина отметилась сразу несколькими рекордами и одним антирекордом. Рыбаки добыли максимально большое количество сардины-иваси – свыше 330 тыс. тонн, что является самым высоким уровнем за последние 30 лет. Объем вылова тихоокеанского кальмара стал вторым за всю историю промысла. Однако уловы сайры в прошлом году упали практически до исторического минимума. О том, с чем связаны успехи и проблемы пелагической путины, рассказывают представители науки и промышленности в материале Fishnews.
Рост запасов дальневосточной сардины и скумбрии прогнозировался отраслевой наукой еще несколько лет назад. Сейчас уже почти не осталось сомнений в том, что эти объекты будут увеличивать запасы и в дальнейшем. Однако состав уловов будут определять различные факторы – как природные, так и иные.
С научной точки зрения
В 2020 году научное сопровождение путины складывалось из работы береговых групп во Владивостоке и на Шикотане (НИС «Океаническая»), экспедиций в северо-западной части Тихого океана, работы наблюдателей на промысловых судах. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и введение ограничительных мер, важнейшие работы были выполнены – рыбаки исправно получали оперативную информацию о результатах работы научно-исследовательского флота и рекомендации для организации промысла.
В конце весны – начале лета наука сообщила о весьма значительных подходах дальневосточной сардины. Съемка, выполненная на НИС «Профессор Кагановский» в прикурильских водах, показала, что в российскую зону мигрировало свыше 2,1 млн тонн сардины. Такая же оценка была сделана в период максимального прогрева поверхностных вод в конце августа – начале сентября.
Результатам российских исследований соответствуют данные японской стороны, полученные в рамках международного научно-технического сотрудничества. Съемки на нерестилищах у берегов японских островов демонстрируют, что объем нереста тихоокеанской популяции сардины в последние годы увеличивается, и отмечено два урожайных поколения – 2018 и 2019 годов. Именно они и обеспечили заходы в прикурильские воды значительного количества скоплений сардины промыслового характера.
Ситуация со скумбрией иная: в 2017-2018 годах эта рыба абсолютно доминировала над сардиной, но в 2020 году общий запас в пределах ИЭЗ России был оценен в 1,6 млн тонн. Как говорят ученые, имеет место пресловутая динамика запасов, но все же подходы скумбрии намного превышают уровень нулевых и являются достаточными для организации промысла.
Также в отличие от 2017-2018 годов, когда скумбрия держалась вблизи Курильских островов, в прошлом году основная масса нагуливалась на востоке ИЭЗ России и за ее пределами. Поисковые работы на НИС «Владимир Сафонов» обнаруживали ее скопления в этом районе, специалисты оповещали рыбаков с указанием точных координат, однако по разным причинам туда никто не пошел.
По словам ведущего научного сотрудника Тихоокеанского филиала ВНИРО Дмитрия Антоненко, основной запас скумбрии в минувшую путину был сформирован в основном урожайными поколениями 2018 и 2019 годов, которые только начали вступать в промысловый запас. Заходы плотных скоплений в традиционных районах промысла в Южно-Курильском районе стали отмечаться только во второй половине осени. К этому моменту годовики уже «поднагуляли» массу, и общий вылов скумбрии со второй декады октября заметно пошел вверх.
Рыбаки в теме
Несмотря на ограничения, связанные с предотвращением распространения коронавируса, добывающий флот начал работать своевременно на путине. В конце мая суда активно работали в Южно-Курильском районе, а в середине июня развернулся уже масштабный промысел, продолжавшийся вплоть до середины декабря. В 2020 году на освоение пелагических объектов было выставлено максимальное за последние годы количество добывающих крупно- и среднетоннажных судов – 76 единиц. Однако одномоментно максимальное количество судов на лове сардины и скумбрии было отмечено в октябре – 40 единиц. В сентябре 2020 года были хорошие подходы тихоокеанского кальмара в Южно-Курильский район и значительная часть добывающих судов перешла на промысел этого объекта: максимальное количество судов во 2-й декаде сентября составило 32 единицы.
В целом же количество судосуток лова на промысле сардины и скумбрии в путину пелагических объектов в прикурильских водах за последние 5 лет увеличилось более чем в 5 раз.
Сардина держалась до последнего
В отличие от прошлых лет, в путину 2020 года вылов сардины в течение всего периода промысла был высоким. Средний вылов сардины на судосутки лова за последние 4 года поступательно увеличивался. Если в 2017 году он составлял 2,5 тонны, в 2018 – 51,7 тонны, в 2019 году он достиг величины 90,8 тонны, а в 2020 – 111 тонн. Промысел сардины российскими судами стартовал во второй половине мая, и в начальный период путины отмечались высокие показатели лова. Средний вылов на судосутки лова был максимальным в начале августа – 131 тонна. Высокие показатели добычи сардины сохранялись в ноябре, в то время как в предыдущие годы уже со второй половины октября отмечалось значительное снижение среднесуточного вылова.
Максимум был достигнут в октябре, затем с уменьшением количества добывающих судов на промысле нарастающий вылов замедлился, но показатели лова оставались высокими. При этом стоит отметить, что, по данным съемки НИС «Профессор Кагановский», во второй половине августа и начале сентября сардина в достаточно высоких концентрациях встречалась практически по всей акватории, прилегающей к Южным Курилам. Поисковые работы НИС «Владимир Сафонов» в сентябре и октябре подтвердили эту информацию.
Итогом организованного промысла стала добыча 315 тыс. тонн сардины, что является рекордом нового цикла урожайных лет.
Скумбрия на среднем уровне
Как уже упоминалось, на промысле скумбрии невысокие уловы сохранялись до второй декады октября, а максимальный вылов на судосутки лова пришелся на третью декаду ноября. При этом стоит сказать, что в путину 2020 впервые в нынешнем столетии российское судно («Майронис») приступило к промыслу скумбрии в январе в ИЭЗ Японии по квотам, выделяемым в рамках межправительственных соглашений. Судно работало с начала января по начало марта, в этот период скумбрия образует плотные концентрации и хорошо доступна для промысла. Всего «Майронис» добыл 12,4 тыс. тонн скумбрии.
В целом же стремительный рост численности сардины-иваси привел к отсутствию в российских водах скоплений, где скумбрия составляла бы более 30%. Поэтому, несмотря на достаточно высокий уровень запаса скумбрии в 2020 году, добывающие суда выловили всего 78 тыс. тонн. Самым удачным годом на промысле скумбрии в новом цикле остается 2018 год – 99 тыс. тонн.
Кто пойдет за сайрой?
Уже на протяжении четырех лет основные миграционные потоки нагуливающейся сайры проходят на большом удалении от берегов. Если в предыдущие три года в район южных Курильских островов подходило незначительное количество разреженных косяков сайры, то в 2020 году они ни разу не отмечались. Лишь во второй половине октября косяки сайры, нагуливавшиеся у центральных и северных Курильских островов, достигли вод ветвей Ойясио, что привело к формированию в этот период скоплений промыслового характера в ИЭЗ РФ.
Однако на промысел сайры Россией в прошлом году было выставлено рекордно малое количество судов – две единицы. Что вкупе с естественными причинами привело к самому низкому объему вылова за последние 35 лет.
Стоит отметить, что не одна Россия в этом году упустила сайру. Практически все участники сайрового промысла сообщили о минимальных объемах добычи за последние десятилетия. Общий вылов сайры составил, по предварительным данным, всего 132 тыс. тонн. Из-за ограничительных мер, связанных со сдерживанием COVID-19, другими странами флот был выставлен позднее обычного и в меньшем количестве.
По словам ведущего научного сотрудника ТИНРО Виктора Филатова, ни на одном другом промысле успешность лова в такой мере не зависит от количества промысловых судов, как на сайровом. «Даже в разгар путины имеющимся на сегодня количеством промысловых сайроловных судов не удается охватить хотя бы десятую часть района промысла. В итоге преобладающая часть скоплений в российских водах остается не обнаруженной», – отметил специалист. При этом очень важным результатом сайрового промысла 2020 года является обнаружение скоплений в районе северных Курильских островов, недалеко от острова Парамушир. В этом районе и севернее можно будет вести лов сайры в течение всего сентября, когда скоплений в традиционных районах и за пределами ИЭЗ РФ нет, как это происходило в годы отсутствия скоплений у Южных Курил в 1987-1988 годах.
Из проблем технического плана по-прежнему очень острой является световооруженность отечественных судов, которая не позволяет конкурировать со специализированными иностранными судами, подчеркивает ученый. В настоящее время наметился существенный прогресс в производстве светодиодных источников света, которыми уже оснащено большинство иностранных судов. Имеются апробированные наработки и у российских конструкторов (как пример – испытания комбинированного светового оборудования с регулируемой мощностью на НИС «Владимир Сафонов»). Для решения этой проблемы необходимо определить потребности судовладельцев, соединить усилия судовых специалистов и конструкторов.
Несмотря на все имеющиеся сложности, промышленность заявила о готовности идти на промысел сайры в этом году. По словам руководителя группы компаний «Сайра» Василия Сахарнацкого, ловить сайру отправятся как минимум четыре судна от его организации, а всего в промысле планируется участие восьми-девяти судов.
«В этом году мы рассчитываем вести добычу сайры в районе западнее 170 градуса, когда она будет мигрировать в Петропавловско-Командорскую подзону», – сообщил Василий Сахарнацкий.
Также он отметил, что сайра существенно подорожала на мировом рынке: в настоящее время цена за килограмм достигает трех долларов, что сопоставимо со стоимостью крабов-стригунов в начале 2000-х.
В глобальном международном масштабе будущее сайрового промысла рассматривалось на заседании Северотихоокеанской комиссии по рыболовству. Участники Научного комитета сошлись на необходимости выработки дополнительных мер по обеспечению устойчивости запаса тихоокеанской сайры ввиду наблюдаемых климатических изменений, влияния природных факторов и значительного сокращения вылова.
Порадовал кальмар
Тихоокеанский кальмар относится к сильно флюктуирующим, т.е. для него характерны резкие подъемы и резкие снижения запаса, что делает целесообразным оперативное управление его промыслом. Помимо межгодовой, имеет место и межсезонная динамика численности: так, в 2020 году биомасса в Южно-Курильском районе в середине лета составляла всего 2,7 тыс. тонн, а в конце лета – начале осени она достигла уже 71,6 тыс. тонн.
В конце сентября наука рекомендовала увеличить возможный объем изъятия в Южно-Курильской зоне до 20 тыс. тонн, из которых было добыто 14,3 тыс. тонн, что является вторым результатом за историю его добычи.
Примечательно, что в последние годы рыбаки научились успешно облавливать кальмар траловым способом в дневное время. Этот моллюск совершает суточные вертикальные миграции, в ночное время он кормится у поверхности, где его ловят джиггерами, а днем спускается в толщу воды, где может быть обловлен донными и разноглубинными тралами.
Итоги
Достижения прошлого года, нынешняя ситуация на рынках сбыта традиционных объектов, благоприятный долгосрочный научный прогноз заставляют по-новому взглянуть на перспективы пелагической путины. Тем более что их пищевая ценность и польза – хорошо известный и уже доказанный факт, а технологии производства пищевой, кормовой и другой продукции из этого сырья постепенно развиваются. Предпосылки к росту значимости промысла сардины, скумбрии, кальмаров становятся очевидны, да и еще рано скидывать со счетов сайру. Поэтому вполне возможно, что пелагическая путина уравняется в важности с «красной» и минтаевой уже в не столь отдаленном будущем.
Константин ОСИПОВ, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2021 г.