Личное мнение

11 февраля 2022 года
Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРОХК) Сергей РЯБЧЕНКО

Сельдевую «прибрежку» в Охотском районе надо спасать

Сергей РЯБЧЕНКО, Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края

Необходимость коррекции закона о рыболовстве продиктована неутешительными итогами прибрежной добычи нерестовой сельди в Северо-Охотоморской подзоне в 2020—2021 годах, отмечает президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРОХК) Сергей Рябченко.

С 2019 года порог обязательного освоения квот был повышен до 70%. Если в течение двух лет подряд предприятие не достигает этого показателя, его лишают права добычи. Уважительной причиной для недоосвоения может быть чрезвычайная ситуация и закрытие либо запрет рыболовства. АПРОХК предлагает дополнить этот список пунктом о «возникновении обстоятельств непреодолимой силы, вызванных гидрометеорологической, ледовой обстановкой». О причинах корреспондент Fishnews побеседовал с президентом ассоциации Сергеем Рябченко.

— Сергей Михайлович, почему именно сейчас этот вопрос в повестке дня?

— Потому что именно сейчас из-за нормы в 70% у нас возникла сложная ситуация в Северо-Охотоморской подзоне — в прибрежном рыболовстве в Охотском районе Хабаровского края. Именно там вылавливаются основные объемы нерестовой охотоморской сельди.

Второй год подряд гидрометеоусловия, в частности сложнейшая ледовая обстановка, не позволяют рыбакам выставлять ставные невода. В результате чего предприятия недоосваивают эти объемы. По причинам от них не зависящим.

Но в 13-й статье закона о рыболовстве, где перечислены уважительные причины недоосвоения, эти случаи не предусмотрены. Да, там упомянуты чрезвычайные ситуации, которые вводятся специальными распоряжениями органов исполнительной власти. Понятно, что из-за прибрежного рыболовства в отдельном Охотском районе никто ЧС вводить не будет.

Поэтому мы подняли этот вопрос — сначала на заседании Общественного совета при Росрыболовстве, а затем обратились в Законодательную думу Хабаровского края. Депутаты рассмотрели вопрос согласно своему регламенту и направили законодательную инициативу в Госдуму.

— Насколько эта проблема актуальна для Хабаровского края?

— Я связан с рыбной отраслью в Хабаровском крае с 1984 года и за этот период припоминаю единственный случай, как сейчас — когда в течение двух лет подряд (2020 и 2021 годов) рыбаки не имеют возможности выставить ставные невода из-за ледовых условий. Я не знаю, с чем это связано, вероятно, какие-то климатические изменения. Но в последние два года в период прибрежного лова сельди стоит сплошной лед. Даже когда образуется небольшая майна, рыбаки не могут выставить невода, а пытаются подменять их зюзьгами, сачками. По сути, невозможно работать.

В прошлом году освоение нерестовой сельди в прибрежном рыболовстве из-за тяжелой ледовой обстановки составило 18%. Если поправка в закон не будет принята, то предприятия будут вынуждены для подстраховки уменьшать свои заявки на прибрежное рыболовство и переходить на промышленное. То есть будут вести промысел судами, в том числе в более благоприятные периоды.

Это приведет к остановке береговой переработки, отсутствию работы в прибрежных поселениях (для которых эти предприятия нередко градообразующие) и, как следствие, к оттоку населения и прочим социальным проблемам.

— А каков механизм определения таких «обстоятельств непреодолимой силы, вызванных гидрометеорологической, ледовой обстановкой»? Нет ли опасений относительно возможных злоупотреблений?

— Я понимаю, что поправка непростая. И действительно, с учетом того, что «прибрежка» существует и в других регионах, и в других рыбохозяйственных бассейнах, возникают определенные опасения насчет возможных злоупотреблений. Рабочий механизм, я полагаю, следует прописать в подзаконной нормативно-правовой базе. Основанием для определения таких ситуаций могут стать заключения торгово-промышленной палаты, заключения гидрометеослужб и так далее. Сейчас важно добиться принципиального решения о внесении изменений в закон. Поправку принимать надо, иначе последствия будут тяжелыми. Как бывший чиновник, я понимаю, что при формальном подходе прибрежные предприятия могут остаться без квот и никто не будет вникать, они ли виноваты или это обстоятельства такие.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, Fishnews

Февраль 2022 г.