Георгий Мартынов: Такой активности по строительству холодильников мы не видели уже давно
Активная позиция портов, промышленных предприятий и даже дистрибьюторов в развитии «рыбной» логистической цепи не только расширяет возможности отрасли и рынка. Каждый новый проект помогает высветить барьеры, которые сдерживают этот процесс, отметил президент АРПП Георгий Мартынов.
— Георгий Геннадьевич, 19 мая вы приняли участие в торжественной церемонии запуска нового холодильного комплекса на территории Владморрыбпорта. Какие возможности это открывает в плане логистики для рыбной отрасли Дальнего Востока?
— В новых экономических условиях и с учетом глобальных изменений в международной логистике, конечно, остро встает вопрос хранения уловов на российском берегу. Все мы хорошо помним прошлогоднюю ситуацию: с какими сложностями пришлось столкнуться компаниям из-за закрытия китайских портов Циндао и Далянь, какие затраты понес бизнес из-за длительных простоев транспорта и какими сложными путями затем пришлось доставлять рыбопродукцию. Поэтому введение в строй каждого нового складского рефрижераторного объекта на нашей территории — это важное событие. И одним из них, конечно, стал запуск Владивостокским рыбным терминалом (оператором Владморрыбпорта) холодильного комплекса на 7,1 тыс. тонн.
Этот проект стал дополнительным подтверждением тому, что холодильные мощности в России действительно востребованы, их строят и, хочу обратить внимание, строят безо всяких инвестиционных квот. На мой взгляд, это важное доказательство: портовым предприятиям сегодня выгодно строить холодильники, а рыбакам — хранить рыбу на нашем берегу. Так и должно быть.
Но хочу подчеркнуть, что новый холодильник Владморрыбпорта рассчитан не столько на хранение рыбопродукции, сколько на операции с ней: приемку рыбы с судов и отгрузку на контейнеры, подвижной железнодорожный состав, автотранспорт. Причем технология складирования и оборудование, которые применяются в холодильном комплексе, позволяют с высокой скоростью обрабатывать грузы и отгружать рыбопродукцию на транспорт непосредственно в холодильной зоне, т.е. без изменения температурного режима.
В целом за два года Владморрыбпорт провел огромную работу по обновлению и расширению инфраструктуры, складских мощностей. Помимо строительства нового холодильника, выполнен ремонт холодильника № 2 на 15 тыс. тонн и, самое главное, создан мощный современный контейнерный терминал. То, что теперь порт способен обрабатывать и отправлять продукцию в рефконтейнерах как по России, так и на Китай, стало для рыбаков большим подспорьем и позволяет решать проблему длительных простоев в зарубежных портах в ожидании выгрузки. Из 167 тыс. тонн, которые рыбный порт обработал с начала текущего года по состоянию на 1 мая, 50 тыс. тонн было отгружено на контейнеры.
Озвучу сейчас общее мнение отраслевиков: в новых реалиях расширение складских рефрижераторных емкостей и увеличение объема перевозки рыбопродукции в контейнерах — это первостепенные задачи в деле развития российской транспортной логистики.
— В АРПП входит целый ряд портовых организаций. Эти компании реализуют сейчас какие-то еще инвестиционные проекты?
— В нашу ассоциацию входит три портовых предприятия: помимо ОАО «Владморрыбпорт», это АО «Далькомхолод» и ООО «Диомидовский рыбный порт». Причем последний отстроился совсем недавно и опять-таки безо всяких инвестиционных квот: на свои деньги инвесторы выстроили холодильный складской комплекс (в две очереди) общим объемом вместимости 14 тыс. тонн.
«Далькомхолод», который является крупнейшим на Дальнем Востоке портовым холодильным комплексом, приобрел еще один холодильник «Океанская» более чем на 10 тыс. тонн, который будет использоваться для хранения в том числе рыбопродукции.
Кроме того, холодильные мощности в Приморье строят и рыбопромышленные предприятия. Например, структура компании «НБАМР» в прошлом году построила холодильный комплекс в Находке, рассчитанный на хранение 12 тыс. тонн продукции.
Такой активности по строительству холодильников мы не видели уже давно.
— А на какие факторы, сдерживающие развитие этой сферы, вы могли бы обратить внимание?
— В первую очередь, нехватка рефконтейнеров. С этой проблемой пришлось в последние годы столкнуться мировой логистике, и Россия не стала исключением. Контейнеров не хватает для перевозок не только на внешних направлениях, но и по территории страны. К сожалению, в России рефконтейнеры не изготавливаются, несмотря на поручение президента, данное еще в 2015 году по итогам заседания президиума Госсовета. В прошлом году заявлялось о планах по производству отечественных рефконтейнеров в Челябинской области, но, хотя и были созданы опытные образцы, в обороте мы их пока не увидели.
Что касается приобретения контейнерного парка за рубежом, то в нынешних условиях это стало делом достаточно сложным и дорогим. Поэтому мы обратились к правительству РФ с просьбой обнулить пошлину на ввоз рефконтейнеров. Окончательного решения пока не принято, механизм определяется, но мы полагаем, что в ближайшее время вопрос должен быть решен.
Что касается железной дороги, то фактически весь подвижной рефрижераторный и изотермический состав пришел в негодность, пополнения нет, ежегодно происходит лишь списание парка, через год-два не останется вообще ни одной рабочей рефсекции.
— Не менее остро стоит вопрос и с транспортным рефрижераторным флотом.
— На это звено необходимо обратить внимание: в портах наращивают мощности, развивают инфраструктуру, а чем мы будем доставлять туда рыбу? Это важная составляющая «холодовой цепи». Причем, действительно, с этим напрямую связан и вопрос качества продукции: рыбу из районов промысла до холодильника мы должны довозить при температуре не ниже -18°C, но сегодня абсолютно весь транспортно-рефрижераторный флот старый и, к сожалению, многие суда не выдерживают требования к температурному режиму.
Поэтому, действительно, необходимо всерьез задуматься над этим вопросом и вариантами его решения — будь то привлечение дополнительного транспортно-рефрижераторного флота в Дальневосточный бассейн либо строительство нового — предложения озвучиваются разные. Но вопрос назрел, сомнений нет ни у кого.
— Доставка рыбы до потребителя — это не только портовики, но и дистрибьюторы. О значимости этого звена подчас забывают.
— Действительно, дистрибьюторы — это очень важное звено в «рыбной» логистической цепи. И сложившаяся ситуация с рефсекциями и рефконтейнерами подвигает их к активному участию в решении вопроса транспортировки до потребителя.
Десять лет назад Владимир Путин лично сел за руль «Лады» и показал, что автодорога от Хабаровска до Читы выстроена. За прошедшие с того момента годы развилась и полноценная инфраструктура. Так что на сегодняшний день прямой и быстрый путь из Владивостока до Москвы по асфальту открыт.
Этим маршрутом, в частности, активно пользуется компания «Нерей», которая также входит в Ассоциацию рыбохозяйственных предприятий Приморья. На сегодняшний день она является не только ведущим дистрибьютором дальневосточной рыбы, но, закупив 45 единиц новых тягачей с рефрижераторными полуприцепами, стала еще и крупным автоперевозчиком рыбопродукции в центральные регионы.
Мы считаем, что это очень правильное и востребованное направление, потому что такой формат работы позволяет доставлять небольшие партии рыбопродукции прямо к потребителю — в любой магазин Российской Федерации и на любой склад. Уверены, что этим важно и нужно заниматься. Но тогда и льготы, подобные тем, которыми в последние годы пытаются решить вопрос увеличения железнодорожных перевозок рыбы с Дальнего Востока, должны устанавливаться и для автоперевозчиков. Давайте мы посмотрим, к примеру, на субсидирование системы «Платон», приобретение топлива, на льготное кредитование, возмещение процентных ставок по кредитам для наших автоперевозчиков дальневосточной рыбы — им эта поддержка сегодня очень важна!
Давайте, наконец, рассматривать автомобильное направление в перевозках рыбопродукции из Владивостока в центральные регионы как генеральную линию, которая помогает обеспечивать продовольственную безопасность нашей страны.
Наталья СЫЧЁВА, Fishnews
Май 2022 г.