Незаходные суда

31 марта 2012 года
16 февраля в Москве прошел III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства

Подводя черту

16 февраля в Москве прошел III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства. Событие для отрасли нерядовое – со времени предыдущей встречи в таком формате минуло уже десять лет. Интерес к мероприятию оказался весьма высоким, что сказалось и на географии его участников. По всем бассейнам страны прошли конференции, на которых регионы определяли делегатов и формировали перечень вопросов для обсуждения на съезде. В результате в Колонном зале Дома союзов был представлен, пожалуй, наиболее адекватный срез рыбохозяйственного комплекса за последние годы: рыболовство как морское, так и во внутренних водоемах, аквакультура и воспроизводство рыбных запасов, охрана ВБР, наука, образование, рыбопереработка.

Масштабы и значимость мероприятия привлекли внимание первых лиц страны. Приветствие участникам съезда направил Председатель Правительства РФ Владимир Путин, назвавший рыболовный промысел одной из основ продовольственной безопасности страны. А присутствовавший на открытии съезда первый вице-премьер Виктор Зубков подтвердил, что вопросы рыбаков постоянно находятся в зоне внимания Правительства.

«В этом зале собрались все, от кого напрямую зависит развитие рыбохозяйственного комплекса России. Это, прежде всего, сами рыбаки – представители ведущих предприятий, ассоциаций и союзов отрасли. Ваше мнение – важнейший источник объективной информации для принятия адекватных правительственных решений», – обратился он к делегатам.

В своем выступлении Виктор Зубков поспешил заверить рыбопромышленников, что в принципиальном вопросе распределения ресурсов никаких крупных потрясений от государства не ожидается. «Закрепление долей квот по историческому принципу доказало свою эффективность, – подчеркнул он. – Практическая реализация нормы о долгосрочном закреплении квот – основа стабильности отрасли, привлечения в нее новых инвестиций».

В этой связи Правительство не планирует каких-либо изменений действующего механизма и после 2017 года. Более того, оно готово рассмотреть возможность продления сроков договоров о закреплении долей квот за предприятиями на двадцать лет. Именно это рыбаки больше всего и хотели услышать – что у них есть гарантии сохранения бизнеса, а значит, можно строить долгосрочные планы развития, привлекать инвестиции, модернизировать и расширять производство.

О динамике развития рыбной отрасли в привычно оптимистичном ключе доложил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. За последние десять лет удалось достичь определенных успехов – это рост вылова и производства товарной пищевой продукции – до 4,2 млн. тонн и 4,882 млн. тонн соответственно, сокращение импорта, улучшение финансово-экономического состояния предприятий, снижение объемов ННН-промысла и выход бизнеса из тени, постепенная консолидация отрасли.

Цифры красивые по многим позициям, но вот в какой степени эта статистика отражает реальное положение дел – большой вопрос. Например, степень расхождения в оценках среднедушевого потребления рыбных товаров ничего, кроме улыбки, вызвать не может. Но от статистики зависят и более серьезные решения, где цена ошибки неизмеримо выше. Ведь показатели освоения водных биоресурсов станут решающим фактором при наделении пользователей долями квот на следующий отчетный период, который вполне может стать двадцатилетним. Тут уж всем будет не до смеха.

В рамках съезда возможность высказаться получили как традиционно активные приморские регионы, так и те края, области и республики нашей страны, которые обычно не на слуху. Тут же выяснилось, что большинство проблем носит универсальный характер и не зависит от географической принадлежности того или иного докладчика. Они касаются упадка портовой и логистической инфраструктуры, нехватки обрабатывающих мощностей и холодильников, барьеров для отечественной продукции при вхождении в торговые сети, браконьерского прессинга на наиболее ценные виды ВБР, острого дефицита квалифицированных специалистов, особенно в глубинке, обеспечения социальной защиты работников отрасли и т.д.

Вызывает тревогу и ситуация с научным обеспечением рыбохозяйственной деятельности, которая в силу своей специфики напрямую зависит от результатов работы ученых. Сокращение под предлогом кризиса финансирования отраслевых научных учреждений не замедлило отразиться на количестве экспедиций и объеме проводимых исследований. Повод для беспокойства дает и ярко выраженная ресурсная ориентация науки, нередко в ущерб другим направлениям, не менее важным для устойчивого развития всех отраслей рыбного хозяйства.

«Дежурной» темой на съезде прозвучала проблема обновления рыбопромыслового флота. Несмотря на огромное количество совещаний, рабочих групп, проектов и презентаций, имевших место в последнее время, достигнутый прогресс прекрасно характеризуется поговоркой: «сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». На стадии переговоров и согласований застряло и предложение о введении оборота долей квот и механизма их использования в качестве залога, например при строительстве судов. А об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в Россию приобретенных (или отремонтированных) за рубежом судов и оборудования рыбаки, кажется, уже устали просить.

В ряде регионов возникают свои сложности с ведением промысла. Калининградских рыбопромышленников волнует угроза потери квот за пределами российской экономзоны из-за отсутствия современных судов для работы в отдаленных районах Мирового океана. К тому же эксанклавное положение области создает изначально неравные условия для местных портов и рыбоперерабатывающего сектора.

В Азово-Черноморском бассейне рыбакам негде банально выгружать свои уловы. Да и вести промысел массовых, но дешевых объектов на юге год от года становится все менее рентабельным занятием. Сибиряки обеспокоены подрывом рыбных запасов внутренних водоемов, небольшими объемами работ по искусственному воспроизводству и, как следствие, неуклонным падением уловов.

Дальневосточная рыбная промышленность, привыкшая вести счет на сотни тысяч и миллионы тонн и силами отдельных регионов потихоньку развивающая и переработку, и лизинг малотоннажных судов, на этом фоне выглядела вполне благополучно, но первой подняла вопрос о том, что же все-таки делать с прибрежкой. Вместо того чтобы стимулировать развитие приморских территорий, прибрежное рыболовство с течением времени ухитрилось превратиться в странный пережиток, мертвым грузом висящий на отрасли. В прошлом году щедрую лепту в добивание этого вида промысла на Северном и Западном бассейнах внесла Пограничная служба, инициировавшая по формальным основаниям ряд судебных разбирательств, которые завершились многомиллионными штрафами для компаний и капитанов.

«Контрольно-надзорные органы при организации охранных мероприятий делают упор на «работу» с законопослушными рыбаками, оставляя без должного внимания настоящего браконьера, а также флот, работающий под «удобными» флагами», – констатировал вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский. – Пресс проверок, необоснованных задержаний судов и продукции, различия в трактовке нормативно-правовых актов, двойные наказания, произвол должностных лиц всех рангов и «мастей» приводят к колоссальным непроизводительным потерям промыслового времени и убыткам, а как следствие – к снижению показателей отрасли в целом».

Контролирующие органы в лице начальника управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России контр-адмирала Алексея Вольского на съезде кивали на несовершенство нормативной базы. Мол, не могут же они закрыть глаза на действия, которые можно толковать как нарушение закона. Отбивались громкими фразами о важности своей миссии по защите экономических интересов страны и во многом были правы. Дыры и нестыковки в законодательстве, возникшие после целого вороха поправок, привели к тому, что проблема разделения рыболовства на прибрежное и промышленное заявила о себе во весь голос. После разрешения прибрежникам вести промысел в экономзоне эта разница стала практически неуловима, что для некоторых ведомств породило соблазн вмешаться в ситуацию и подправить ее по своему усмотрению.

Поэтому, опасаясь нового передела ресурсов, рыбаки, тем не менее, пришли к единственно возможному выводу – отказу от прибрежной квоты. «Предлагаем с 2018 г. наделять пользователей долями единой промышленной квоты добычи водных биоресурсов», – заявил председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.

Одной из ключевых тем съезда стало грядущее членство России в ВТО и его последствия для рыбохозяйственного комплекса. «Правительство сохранит адекватные меры поддержки отрасли, направленные на обеспечение конкурентных условий с зарубежными производителями», – заверил аудиторию вице-премьер Виктор Зубков. Несмотря на это, эксперты полагают, что вступление нашей страны в ВТО приведет к усилению импортного давления на российский рыбный рынок, облегчит доступ продукции иностранных компаний, усложнит работу рыбопромышленных предприятий и хозяйств аквакультуры.

Как в новых условиях выстраивать высокотехнологичную индустрию добычи, переработки, доставки и хранения рыбопродукции – об этом рассуждал президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его словам, инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру – это лучшее лекарство для «порванных сухожилий», которые связывают районы промысла и основные рынки сбыта. В связи с этим он предложил делегатам съезда обратиться в Правительство РФ с предложением включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» средства на развитие припортовых мощностей в ключевых точках перевалки рыбопродукции.

Налоговая поддержка добычи и рыбопереработки – другой крайне важный стимул для дальнейшей индустриализации отрасли. В настоящее время государством установлены две системные налоговые льготы: единый сельхозналог и сниженная ставка сбора за пользование ВБР. Но первая из них неприменима к береговой переработке и крупным рыбодобывающим предприятиям, а второй грозит отмена из-за вступления России в ВТО. Предложение снизить нормативные ставки сбора до их фактического льготного уровня и тем самым убрать их из поля зрения правил ВТО участники съезда встретили бурными аплодисментами.

Немало выступлений было посвящено вопросам марикультуры и аквакультуры внутренних водоемов, несмотря на то что развитие этих секторов находится на начальном этапе. Оказалось, что бизнес видит перспективы и в выращивании семги и форели на замену норвежским, и в разведении недорогих пород карпа, и в строительстве морских плантаций, и в освоении сложных технологий культивирования осетровых, сиговых и других ценных видов рыб.

От государства требуется одно: установить четкие правила игры, в первую очередь – принять закон «Об аквакультуре» и по возможности обеспечить благоприятные условия для функционирования отрасли. «Полезным стало бы создание единой общероссийской Ассоциации предприятий аквакультуры. Она могла бы отстаивать интересы всех рыбоводов», – высказал мнение Виктор Зубков.
Впервые на съезде получила слово российская рыбопереработка. О ее роли в решении задач, стоящих перед рыбохозяйственным комплексом, рассказал председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев. Он отметил, что если в рыбодобыче потенциал роста ограничен ресурсной базой и потолок уже практически достигнут, то в сегменте переработки валовой отраслевой продукт может быть увеличен в разы.

«Нужно выработать экономически обоснованные стимулы для более глубокой переработки. Необходима консолидация общественных союзов, которые являются ключом к развитию новой экономики. «Рыбный Союз» и является таким союзом нового типа. Наша задача не просто лоббирование узких интересов своих участников: мы берем на себя ответственность за развитие всей отечественной рыбопереработки. Мы хотим не искать виноватых, а сконцентрироваться на том, что можно реально сделать», – изложил концепцию объединения Юрий Алашеев. Главным препятствием на пути к достижению этих целей является отсутствие «приписки» рыбопереработки к конкретному ведомству. С просьбой назначить федеральный орган, который будет за нее отвечать, переработчики обратились к Правительству.

Не решенной за все годы, прошедшие со II съезда, осталась и задача создания мощной отраслевой всероссийской общественной организации для уверенного лоббирования интересов рыбопромышленников. «Сегодня де-юре такая всероссийская организация имеется, но по факту ее нет. В результате мнения, озвучиваемые рыбаками различных регионов, зачастую противоречат друг другу. Нам необходимо видеть консолидированную позицию рыбаков, а не отдельных лиц и предприятий. Тогда сообща можно будет решать проблемы и двигаться вперед», – выразил свою точку зрения Андрей Крайний.

Практически все вопросы, прозвучавшие с трибуны съезда, нашли отражение в 17-страничном решении. Делегаты высказались в поддержку 20-летнего закрепления долей квот добычи водных биоресурсов и сохранения «исторического принципа» наделения ими пользователей; скорейшего принятия Федерального закона «Об аквакультуре»; разработки мер, стимулирующих обновление рыбодобывающего флота.

В итоговом документе отмечается также необходимость разработки плана поэтапной адаптации рыбохозяйственного комплекса к правилам ВТО, дальнейшего совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы, проведения анализа «практики применения мер государственного контроля за сохранностью водных биоресурсов в части двоякого толкования законодательства РФ или недостаточно регламентированных и избыточных процедур». Для рассмотрения противоречий в действующих и вновь издаваемых документах предложено создавать согласительные комиссии из представителей органов исполнительной власти и общественных организаций рыбаков.

Рыбацкое сообщество признало целесообразным проведение Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства и Всероссийских выставок достижений рыбной отрасли один раз в три года. Следующий съезд рекомендовано созвать в мае 2015 г. Кроме того, по итогам обсуждения решено просить Президента РФ провести заседание Госсовета по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса России с учетом решений III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Местом для проведения Госсовета может стать Сахалинская область – с такой инициативой выступили власти региона.

Таким образом, съезд как бы подвел черту под прошедшим десятилетием, утвердив его результаты и очертив круг проблем, которые отрасли предстоит решать в ближайшие годы. В следующий раз завоеванные позиции: долгосрочные квоты, закрепление РПУ, обновленная нормативно-правовая база, налоговые льготы и субсидии, Федеральная целевая программа – будут восприниматься уже не как достижения, а как отправная точка, от которой начнется отсчет нового этапа развития рыбохозяйственного комплекса страны.

Анна ЛИМ, Наталья СЫЧЕВА, «Fishnews - Новости рыболовства»

Март 2012 г.