Квоты под киль и обновление флота

03 июля 2019 года
В прошлом году специалисты Волжско-Каспийского филиала ВНИРО провели полевые испытания бортового подхвата для добычи кильки. Фото пресс-службы КаспНИРХ

Наука ищет новые подходы к кильке

В этом сезоне КаспНИРХ продолжит морские испытания бортового конусного подхвата. Новая конструкция орудий лова позволит рыбакам повысить эффективность промысла кильки обыкновенной – самого массового на сегодняшний день вида килек на Каспии.

Недоступная народная рыба

Промысел кильки на Каспии, еще лет тридцать назад составлявший основу рыбной промышленности на бассейне, сейчас переживает не лучшие времена. Тогда счет годовым уловам шел на сотни тысяч тонн, а в прошлом году российские рыбаки не дотянули и до тысячи тонн.

Подорванный запас когда-то главного объекта промысла – анчоусовидной кильки, по данным Волжско-Каспийского филиала ВНИРО (КаспНИРХ), пока не спешит восстанавливаться. Гораздо лучше к изменившимся экологическим условиям приспособилась обыкновенная килька, разрешенный вылов которой уже в текущем году установлен на уровне 80 тыс. тонн.

Перспективным направлением для отечественного рыболовства развитие промысла каспийской кильки считают и в Росрыболовстве. «Научные исследования показывают, что нужно начать уже вылавливать кильку. В принципе объемы на среднесрочную перспективу могут доходить до 100 тыс. тонн - это большой объем для российского рыбного хозяйства», - заявил в апреле в ходе командировки в Астрахань руководитель ведомства Илья Шестаков.

Проблема в том, что традиционный способ лова местных рыбаков – на электросвет – к обыкновенной кильке плохо применим. «Для анчоусовидной кильки характерен положительный фототаксис, она собирается возле источника света. Наши исследования показали, что обыкновенная килька тоже идет на свет, но держится на расстоянии двух-трех метров от его источника», – объясняет различия руководитель КаспНИРХ Арсен Мирзоян.

Судов, способных вести такой промысел, у рыбопромышленников тоже по большому счету не осталось. Ситуация парадоксальная: и ресурс вроде бы есть, причем весьма востребованный рынком, но ловить его нечем и некому. По крайней мере, в российской части Каспия. Зато соседи по региону времени даром не теряют, например, иранские рыбаки добывают порядка 25 тыс. тонн кильки в год.

От эксперимента к промышленному лову

В прошлом году специалисты Волжско-Каспийского филиала провели полевые испытания бортового подхвата, разработанного с учетом особенностей поведения рыбы и предназначенного для малотоннажных судов.

«Нельзя сказать, что это новое орудие лова. Килечный промысел традиционно велся конусами, а бортовой подхват - это по сути увеличенный в диаметре конус, рассчитанный на обыкновенную кильку, - рассказывает Арсен Мирзоян. - Раз она держится на некотором расстоянии от источника света, размер орудия лова должен быть достаточно большим, чтобы охватить это скопление».

В ходе тестов ученым удавалось за один подъем конуса, что занимало около 15-20 минут, взять до 200 кг рыбы. «Мы увидели, что результаты получились хорошие. Но один год - не показатель. Хотим попробовать в этом году в разные сезоны половить, и уже по результатам будем рекомендовать рыбакам способы добычи», - комментирует руководитель КаспНИРХ.

Рыбаки ждут сигнала

Перспективы использования модернизированных орудий лова на килечном промысле филиал активно обсуждает с рыбопромышленниками Астраханской области и Дагестана. Как сообщает корреспондент Fishnews, к диалогу подключились даже предприятия Краснодарского края, заинтересованные в поиске новых источников сырья.

«Мы видим, в Азово-Черноморском бассейне идет некоторое падение запаса по основному виду - по хамсе, а здесь наоборот - увеличение запаса кильки. Так что местные рыбаки заинтересовались возможностью прихода сюда», - говорит Арсен Мирзоян.

По его словам, промысловые суда у рыбаков Азово-Черноморского бассейна еще остались, а среди предприятий ощущается даже конкуренция за ресурс. Достаточная, чтобы говорить о готовности перебросить несколько единиц флота на Каспий.

«Мы предложили рыбопромышленникам поучаствовать в нашей съемке. Мы пойдем в научном режиме для отработки подхвата по сетке станций, а они могут идти за нами и попробовать поработать в промысловом режиме. Предварительное согласие получено, - отметил руководитель Каспийского филиала. - Если летом сможем показать результат, тогда мы пригласим их уже в масштабную осеннюю съемку».

К решению проблемы с нехваткой флота намерен подключиться и федеральный центр. Росрыболовством совместно с Минпромторгом разработана программа субсидирования строительства малотоннажных судов, в том числе для Волжско-Каспийского бассейна, которая позволит возмещать до 30% капитальных затрат судовладельца. В ведомстве также указывают на необходимость развития портовой инфраструктуры для приемки уловов, мощностей для хранения рыбы и береговой переработки.

Fishnews

Май 2019 г.