Аквакультура

09 октября 2023 года
На площадке Международного рыбопромышленного форума 28 сентября прошла конференция, посвященная развитию аквакультуры в условиях единого экономического пространства. Фото пресс-службы Росрыболовства

Аквакультура переходит на индустриальные рельсы

Вопросы аквакультуры традиционно становятся одним из основных направлений деловой программы Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге. И это вполне отражает важность отрасли для рыбного хозяйства. Какие интересные данные звучали на тематической конференции в этом году — в материале обозревателя Fishnews.

Будущее — за технологиями интенсивного выращивания рыбы, иными путями добиться прорыва невозможно, высказали мнение участники международной конференции по аквакультуре, организованной в рамках форума в Санкт-Петербурге.

Технологии — ключ к успеху

На площадке Международного рыбопромышленного форума 28 сентября прошла конференция, посвященная развитию аквакультуры в условиях единого экономического пространства. Однако, как сообщает корреспондент Fishnews, поднятые участниками мероприятия вопросы оказались актуальными далеко не только для членов ЕАЭС. Доля аквакультуры в глобальном производстве рыбной продукции, которое ФАО оценивает в 214 млн тонн, превысила 122 млн тонн и обгоняет добычу дикой рыбы, привел данные отраслевой статистики руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

В России сектор товарного рыбоводства тоже остается на подъеме. «Мы надеемся, что в этом году превысим отметку в 400 тыс. тонн, — озвучил прогноз глава федерального агентства. — Такая поступательная динамика дает нам основания говорить, что как минимум мы точно выполним показатели стратегии развития рыбного хозяйства. Я напомню, что к 2030 году мы должны производить 600 тыс. тонн». По словам Ильи Шестакова, позитивным фактором также является интерес к отрасли со стороны крупных агропромышленных холдингов.

Замруководителя Росрыболовства Василий Соколов отметил, что за сравнительно небольшой срок многие страны осознали целесообразность развития аквакультуры, однако законодательство в этой сфере формировали по-разному. «Мы видим везде быстрый переход от экстенсивных, полуинтенсивных форм к индустриальным технологиям. Именно за ними будущее. Именно они дают тот колоссальный прирост, который мы наблюдаем в последние годы», — прокомментировал он одну из ключевых тенденций и предложил участникам конференции поделиться опытом развития сектора и рассказать о вызовах, с которыми им пришлось столкнуться на этом пути.

О возможностях для аквакультуры в пределах единого экономического пространства рассказал директор департамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян. Он назвал темпы развития аквакультуры в странах ЕАЭС динамичными: с 2017 по 2022 гг. производство товарной продукции выросло в 1,8 раза — с 254,6 тыс. тонн до 454,2 тыс. тонн. Большую часть этого объема обеспечили российские предприятия, однако странам с более низкой базой, таким как Казахстан и Киргизия, за тот же период удалось добиться четырехкратного и десятикратного роста соответственно.

Проблемы рыбоводы пяти стран испытывают схожие: с обеспечением кормами, оплодотворенной икрой, некоторыми технологиями. По мнению Армена Арутюняна, для развития сектора важно поддерживать культуру потребления рыбы и морепродуктови минимизировать торговые барьеры между странами — членами союза, что в свою очередь требует гармонизации правил и нормативно-правовой базы. ЕЭК планирует запустить программу по поддержке предприятий аквакультуры в первом квартале 2024 г.

Риски и финансы

С учетом кратного роста, который ожидается от отрасли, хорошо бы сразу закладывать основы производства безопасной продукции, предупредил помощник руководителя Россельхознадзора Артем Даушев. К первоочередным рискам он отнес возможность развития инфекционных заболеваний. Поскольку эпизоотическая ситуация в мире остается напряженной, Россельхознадзор считает важным тщательно контролировать ввоз посадочного материала и отслеживать ситуацию с болезнями рыб в российских регионах. С точки зрения службы, необходимо также расширять отечественное производство рыбных кормов, увеличивать количество лабораторных исследований, повышать финансирование мониторинговых программ и внедрять постепенную цифровизацию всех процессов.

Как пример такой цифровизации директор по развитию ЦРТ Владимир Румянцев представил экосистему отраслевых цифровых платформ, создаваемую в партнерстве с Росрыболовством. По задумке разработчиков, внедрение современных технических решений позволит рыбоводным предприятиям упростить поиск поставщиков и сбыт продукции, автоматизировать документооборот и улучшить бизнес-процессы, а в перспективе — в режиме «одного окна» получать доступ к мерам господдержки.

О локальных преференциях для аквакультуры рассказал вице-губернатор Вологодской области Михаил Глазков. Из областного бюджета предприятиям возмещается часть затрат на приобретение оборудования, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, а также на производство товарной рыбы. С 2018 по 2022 гг. на эти цели было направлено более 70 млн рублей, на 2023 г. запланировано еще 45 млн рублей.

Регион делает ставку на интенсивное индустриальное рыбоводство в установках замкнутого водоснабжения (УЗВ). В августе 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию завод по производству атлантического лосося мощностью 2,5 тыс. тонн товарной рыбы в год. В перспективе руководство Вологодской области рассчитывает довести объемы выращивания рыбы с 1093 тонн по итогам 2022 г. до 10 тыс. тонн, где 60% будет приходиться на садковую аквакультуру, а 40% — на УЗВ-комплексы.

На федеральном уровне у рыбоводов есть доступ к льготным кредитам для сельхозтоваропроизводителей, им компенсируется до 20% затрат на строительство и модернизацию цехов и 50% — по страховым взносам, напомнил начальник управления департамента крупного бизнеса Россельхозбанка Илья Солодухин. Он заявил о готовности банка кредитовать не только крупные, но и малые проекты в сфере аквакультуры.

«Для нас не так важен размер предприятия, для нас важны перспективы, — отметил представитель банка. — Аквакультурное направление мы воспринимаем как драйвер развития рыбохозяйственного комплекса по той причине, что здесь есть возможность масштабировать бизнес». Запрос от аквакультуры и связанных с ней направлений по инвестициям на ближайшие несколько лет Россельхозбанк оценивает примерно в 70–80 млрд рублей.

Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов предложил не забывать о необходимости защиты инвестиций в аквакультуру. Пока к страховщикам обращается лишь небольшая часть предприятий сектора, хотя динамика последних трех лет положительная.

Господдержка страхования распространяется на несколько объектов выращивания. В прошлом году ей воспользовались рыбоводы Карелии, Ленинградской, Мурманской, Вологодской и Астраханской областей, но в ряде случаев предприятия заключают договоры страхования и без субсидий. «Объем аквастрахования в 2022 году составил 308 млн рублей», — поделился цифрами Корней Биждов. Страховые выплаты, по его словам, ежегодно превышают 60 млн рублей.

Взгляд из-за границы

Опытом развития сектора аквакультуры на конференции поделились представители Саудовской Аравии и Ирана. Пример этих стран показывает, что даже если большую часть страны занимает пустыня, при правильной организации производства можно выращивать более полумиллиона тонн гидробионтов или, по крайней мере, ставить такие цели.

В планах Саудовской Аравии — довести к 2030 г. объемы производства рыбы и морепродуктов с нынешних 120 тыс. тонн до 530 тыс. тонн, рассказал директор по аквакультуре Национальной программы по развитию животноводства и рыболовства страны Ибрагим Альзахрани. Для этого потребуются масштабные инвестиции — до 5 млрд долларов. Частью стратегии устойчивого развития сельского хозяйства королевства также является увеличение локального потребления рыбопродукции до 25 кг — сейчас этот показатель вдвое меньше, для чего проводятся крупные кампании по популяризации рыбы, нацеленные в том числе на школьников.

Замруководителя организации рыбного хозяйства Министерства сельскохозяйственного развития Ирана Мехди Шакури сделал акцент на важности развития интенсивных методов в аквакультуре. По его словам, иранские рыбоводы, начав буквально с нуля, за 60 лет довели объемы производства до 600 тыс. тонн рыбы и креветок. На этом пути было совершено немало ошибок, пришлось подтягивать качество кормов, решать проблемы с биобезопасностью, искать и разрабатывать более эффективные технологии и оборудование, в том числе для замкнутых и полузамкнутых систем, позволяющих максимально экономить воду.

По словам председателя комитета рыбного хозяйства Министерства экологии и природных ресурсов Казахстана Наримана Жунусова, организация условий для развития аквакультуры является одним из важнейших направлений программы развития отрасли. Цели также заявлены амбициозные — создать к 2030 г. более 1,2 тыс. рыбоводных предприятий (в 2022 г. — 380), которые будут выращивать 270 тыс. тонн рыбы (в 2022 г. — 19,1 тыс. тонн).

В стране завершается работа над законом об аквакультуре — его планируется представить на рассмотрение парламенту в ноябре. Вводятся налоговые льготы и другие меры поддержки, особенно для начинающих аквафермеров. Предпринимаются действия по локализации производства кормов для ценных видов рыб — осетровых и форели, повышению ветеринарной безопасности — с привлечением международных экспертов, расширению научного обеспечения, включая генетические исследования.

На более эффективные методы рыбоводства постепенно переходят в Узбекистане. Несмотря на неблагоприятный для рыбоводства климат это позволяет успешно выращивать как неприхотливых карповых, так и более ценную рыбу — радужную и севанскую форель, стальноголового лосося. Использовать технологии интенсивного выращивания рыбы — это стратегическое решение, подчеркнул председатель ассоциации «Узбекбаликсаноат» Омонджан Мусаев. Он отметил, что в этом случае повышается не только урожайность рыбы, но и требования к характеристикам кормов.

В стране много внимания уделяется качеству аквакультурной рыбы, в том числе предназначенной для экспорта. Большой интерес у рыбоводов вызывают новые объекты выращивания, такие как тиляпия, сибирский осетр и креветки. Узбекистан также заинтересован в расширении сотрудничества с российскими профильными вузами для подготовки специалистов в сфере аквакультуры.

Подводя итоги выступлений, Василий Соколов подтвердил готовность ведомства к диалогу как в рамках ЕАЭС, так и за его пределами. Замглавы Росрыболовства отметил сходство проблем и вызовов, с которыми сталкиваются предприятия аквакультуры в разных странах, и призвал представителей отрасли сплотиться для их решения.

Участники форума продолжили обсуждение практических вопросов аквакультуры на круглых столах с участием экспертов ФАО, ученых, производителей кормов и руководителей рыбоводных хозяйств. Кроме того, на Выставке рыбной индустрии, морепродуктов и технологий были представлены технологические решения и оборудование для индустриального рыбоводства, рыбные корма и ветпрепараты, а также смонтирован бассейн с живой рыбой.

Анна ЛИМ, Fishnews

Октябрь 2023 г.