Газета "Рыбак Сахалина"
13 июня 2019 года

​Над Шикотаном тучи ходят хмуро

По поводу ареста бывшего зампреда Сахалинского правительства Игоря Быстрова.

Громом среди средь ясного неба для рыбопромышленников Сахалина и Курил стал арест в Санкт-Петербурге бывшего заместителя председателя областного правительства Игоря Быстрова. Два года под началом губернатора Олега Кожемяко он отвечал (в том числе) за рыбный сегмент островной промышленности. Насколько хорошо или плохо он исполнял свои должностные обязанности – оценки разнятся. Но то, что он их выполнял честно, полностью выкладываясь при предельно жестком главе региона, сомнений как-то не возникало.И тут такое – этапирование в Хабаровск, решение тамошнего суда об оставлении под арестом на полтора месяца. На фоне очень свежего в памяти дела губернатора Александра Хорошавина информация о начале судебного преследования крупного, пусть и бывшего, сахалинского чиновника мысли вызывает далеко не самые веселые. В чем же вина Игоря Быстрова?

Как сообщает агентство Fishnews,поручения президента России по выводу из кризиса рыбокомбината «Островной» исполнялись «с превышением должностных полномочий» и «причинением тяжких последствий», полагают в СК РФ.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении бывшего заместителя председателя правительства Сахалинской области Игоря Быстрова. Ему вменяется нарушение по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий». В настоящий момент он содержится в СИЗО Хабаровска. Поводом для возбуждения уголовного дела называют выполнение задач по рыбокомбинату «Островной».

Напомним, в 2016 г. проблемы рыбокомбината на острове Шикотан были подняты во время «Прямой линии с Владимиром Путиным». Поводом для обращения к президенту стала тяжелая ситуация, в которой оказались работники «Островного»: само предприятие было признано банкротом и осталось без квот.

В результате принятых решений замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко и генеральный директор ООО «Курильский универсальный комплекс» Александр Кан (новый инвестор) договорились о совместной работе по возрождению и развитию «Островного» – меморандум о сотрудничестве был подписан на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

За год предприятие рассчиталось с кредиторами и погасило долги перед работниками. Был подготовлен и принят план развития рыбокомбината с инвестициями в объеме более 7 млрд рублей.

В августе 2017 г. по распоряжению Правительства РФ создается территория опережающего развития «Курилы», якорным резидентом которой становится рыбокомбинат «Островной».

Об успехах в выполнении поручений главы государства регулярно докладывали вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и Олег Кожемяко, на тот момент губернатор Сахалинской области.

До последнего времени проект по развитию рыбокомбината «Островной» оставался одним из ключевых для Сахалинской области.

О некоторых подробностях этого дела сообщило читателям агентство Сахком. Так, в ходе обыска в присутствии супруги Быстрова Ольги было прочитано постановление о задержании, из которого следовало, что Игорь Быстров, занимая высокую должность, «злоупотребил своими должностными полномочиями путем оказания психологического давления с применением угроз в отношении учредителя ЗАО «Альбакор» и учредителя ООО «Восход ЮК», склонил их к передаче доли квот указанных предприятий, что повлекло тяжкие последствия».

Какие именно – в документе не говорится, сумма ущерба также не указана. По словам супруги задержанного, следователь не оставил ей копии постановления о задержании и не позволил сфотографировать документ.

– В тексте говорилось, что Быстров угрожал потерпевшим, требовал вернуть квоты на вылов рыбы «Островному». В результате этих действий учредитель «Островного» был вынужден заключить сделку на невыгодных для себя условиях. Второй потерпевший заявлял, что боится Быстрова, если он останется на свободе, – рассказала Ольга.

От «Рыбака Сахалина». По нашим данным, заявления на него написали два хорошо известных в Южно-Курильском районе человека. Удивляет, что они обратились в правоохранительные органы спустя более двух лет после событий, о которых они сообщают в своем заявлении. Проснувшаяся совесть или нечто другое?Авторитетные островные рыбопромышленники с осторожностью и на условиях анонимности склоняются ко второй позиции. В частности, указывают начавшуюся схватку между прежними и нынешними владельцами производственных мощностей на Шикотане.

Не будем повторять все перипетии возрождения рыбокомбината «Островной», толчком для которого стала «Прямая линия»Владимира Путина в 2016 году. Они подробно освещалисьв региональных и федеральных СМИ. На три-четыре месяца рабочий кабинет губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко был практически перенесен на остров Малой Курильской гряды. Самое активное участие в скорейше выполнении поручения президента России приняли его полномочный представитель в ДФО Юрий Трутнев, федеральные министры, руководители силовых ведомств. Вопросы решались быстро и жестко.На фоне таких политических и административных тяжеловесов возможности чиновника областного ранга И. Быстрова смотрятся весьма скромно. В том числе по распределению и перераспределению квот на добычу ВБР. Допустим,под нажимом Быстрова квоты были «отжаты». Но он (гипотетически) не мог принимать такие серьезные решения самостоятельно. Тогда весьма любопытна здесь роль О. Кожемяко, Ю. Трутнева, нынешнего руководителя Росрыболовства И. Шестакова и бывшего министра Дальвостокразвития О. Галушко. С ними-то как быть?

И еще. Значит ли, что, если Быстров и вправду угрожал, то всё сделанное на Шикотане новыми инвесторами по поручению президента НЕЗАКОННО? К чему это? Да только к тому, что на горизонте вполне реально замаячила вероятность остановки всего производства на Шикотане, возня с квотами и возвращение старых собственников. А это будет катастрофой для «Островного», коллектив которого уже охватили нехорошие предчувствия.Открытая тяжба между старыми и новыми собственниками,полагаем, не заставит себя ждать. Растянуться это «боданье» может на долгие годы. Труженикам предприятия грозит вновь остаться заложниками кризисной ситуации. Но это они уже проходили и знают выход из, казалось бы, безнадежного положения. Знают к кому обращаться за реальной и оперативной помощью. Кстати,очередная «Прямая линия» президента России пройдет через неделю, 20 июня…

«Рыбак Сахалина» № 23 от 12 июня 2019 г.