Инвестквоты

25 августа 2021 года
Из четырех судов, заказанных на Выборгском заводе, Архангельский траловый флот (входит в СЗРК) получил пока лишь одно — «Баренцево море». Задержки в сдаче траулеров составляют свыше полутора лет и грозят выйти за разрешенный законодательством период

Дорогие задержки

Предприятия Северного бассейна на конференции Fishnews рассказали об издержках, которыми оборачивается затягивание строительства судов под инвестиционные квоты. Компании готовы представить и более детальные расчеты, чтобы обосновать меры по оптимизации программы.

В июне проблемы, с которыми столкнулись предприятия Северного бассейна при строительстве флота по программе инвестквот, рассматривались на конференции Fishnews Online. Через месяц обсуждение продолжилось на встрече в Санкт-Петербурге с видеовключением из Мурманска.

В новой конференции приняли участие исполнительный директор группы компаний «ФЭСТ» Юрий Паршев, генеральный директор ООО «УК «ФОР» Павел Балон, представитель группы «Норебо» Сергей Сенников, исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов, председатель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк, председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.

Подробную раскладку расходов, возрастающих из-за переноса сроков сдачи судов, представил Сергей Несветов. Архангельский траловый флот (входит в СЗРК) заказал на Выборгском заводе четыре судна. Одно из них — «Баренцево море» — введено в эксплуатацию. Но в целом задержки в сдаче траулеров составляют свыше полутора лет. Более того, есть риски, что по третьему и четвертому судну сроки сдачи выйдут за разрешенный законодательством период. Рыбаки при этом полностью выполняют обязательства по заключенным с верфью контрактам, подчеркнули в СЗРК.

Даже с учетом уже прогнозируемого продления дополнительные расходы АТФ из-за задержек составят около полумиллиарда рублей.

Расходы на уплату процентов по кредитам на строительство оцениваются в 320-330 млн рублей. Предприятие рассчитывало, что приступит в назначенный срок к освоению инвестиционных квот, будет производить продукцию и с выручки обслуживать кредитные линии. Однако если сроки получения инвестиционных квот сдвигаются, то придется платить проценты из текущей выручки от работы компании или из других источников.

Расходы по техническому сопровождению договоров на строительство, по оценкам компании, составят свыше 111 млн рублей. Сюда входят зарплата персонала, курирующего постройку, содержание на верфи штатных сотрудников, в том числе членов экипажей, аренда жилья, транспортные расходы и т.д.; оплата услуг группы наблюдения за строительством.

На обслуживание банковских гарантий, переданных в Росрыболовство, подсчитали в АТФ, пойдет около 55 млн рублей.

Эти оценки — не окончательные, подчеркнули в компании: сроки сдачи уже не первый раз сдвигаются, так что цифры могут стать еще больше.

Не получая квоту вовремя, предприятия не могут осваивать объемы, которые предусматривали в производственных программах. «В прошлом году мы должны были получить судно и уже работать на нем, однако оно не было сдано, в результате не освоена 1 тыс. тонн квоты, в этом году ожидается недобор уже порядка 7 тыс. тонн», — рассказал Юрий Паршев.

Компенсировать дополнительные расходы пользователей в связи с задержками строительства помогло бы увеличение срока, на который предоставляется право на вылов по инвестквотам, до 20 лет, заявил Валентин Балашов. Компании выразили готовность представить расчеты для обоснования такого продления.

Инвесторы заинтересованы закончить строительство

При этом предприятия и отраслевые объединения продолжают выступать за изменения правовой базы, которые бы позволили уменьшить нагрузку на инвесторов. Предлагается исключить требование о банковской гарантии или хотя бы снижать ее сумму при высокой технической готовности судна.

Такое решение особенно актуально с учетом задержек, которые верфи допускают при выполнении заказов на рыбопромысловый флот, ведь чем больше времени строится судно, тем дольше нужно обслуживать гарантию.

Только в Северо-Западном рыбопромышленном консорциуме расходы по банковским гарантиям по четырем судам оценили примерно в 2 млн рублей в месяц.

Когда правовая база по инвестиционным квотам только разрабатывалась, банковская гарантия была предусмотрена как залог того, что компании — участницы программы действительно построят судно или береговой завод. Государство таким образом рассчитывало защитить себя от манипуляций с доступом к рыбным ресурсам. Однако при высоких вложениях в строительство ясно, что компания заинтересована довести дело до конца. «Сейчас мы видим очевидное: далеко не в интересах инвестора прибегать к каким-либо махинациям. Он заинтересован в том, чтобы завершить строительство объекта инвестиций в срок. Поэтому гарантии, предусмотренные действующей нормативной базой, являются излишними», — отметил Сергей Сенников. Вложения, которые уже осуществил инвестор, служат лучшей защитой для государства.

«Норебо» изначально предлагал снижать размер банковской гарантии пропорционально степени готовности судна. Затем Минсельхоз и Росрыболовство подготовили проект постановления об уменьшении суммы вдвое при технической готовности объекта инвестиций не менее чем на 80% и принятии регистром не менее 70% построечных удостоверений. Даже такое решение стало бы мерой поддержки для инвестора, прокомментировал представитель холдинга.

В группе «ФОР» проанализировали увеличение расходов заказчиков флота при удлинении сроков строительства. В результате видно, что снятие требования о банковской гарантии как раз помогло бы компенсировать такой рост, рассказал Павел Балон.

Требование банковской гарантии при тех вложениях, которые делают рыбаки, избыточно и усиливает нагрузку на инвесторов, поддержал коллег Юрий Паршев.

Необходимый шаг — обеспечить запуск процесса выделения квот пользователю, когда процесс строительства судна уже близится к финалу. Такие поправки также прорабатывались регулятором, но к проекту возникли вопросы у ряда ведомств, в том числе у Федеральной антимонопольной службы. Госструктуры усмотрели создание неравных условий для участников программы инвестквот.

Однако на самом деле никакого дисбаланса нет, не нарушается принцип, который закладывался при запуске этой программы: право на вылов в любом случае будет предоставляться после ввода судна в эксплуатацию, обратил внимание Сергей Сенников.

Павел Балон напомнил о защитных механизмах, уже заложенных в правовой базе: по договорам на предоставление долей инвестквот предприятие-инвестор обязуется осваивать в течение двух лет подряд не менее 70% объема таких квот на объекте инвестиций. Это, помимо банковской гарантии, защищает интересы государства как в случае, если правительство примет постановление о выделении квот предприятиям, чьи суда находятся в высокой степени готовности, так и в случае принятия постановления об отмене или снижении суммы банковской гарантии для таких инвестиционных объектов. Никто не захочет лишиться с большим трудом полученной квоты.

Проект постановления об оптимизации процесса выделения квот предусматривает, что заявитель должен сдать объект инвестиций не позже 1 марта, но, возможно, стоит сдвинуть этот срок «вправо», с учетом времени согласования и оформления документов, считает Павел Балон.

Изменения важны не только для рыбаков

Рыбопромышленники уже не единожды высказывались за продление предельных сроков, которые отводятся законодательно на реализацию проектов под инвестквоты. Необходимость пролонгации лежит на поверхности: верфи не успевают вовремя построить суда, хотя рыбаки принятые обязательства выполняют, подчеркнул Сергей Несветов.

Сергей НЕСВЕТОВ, исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума

За такие изменения должны выступать прежде всего судостроительные предприятия и Минпромторг. Это логично, ведь именно верфи не укладываются в график строительства и им в том числе будут переадресованы претензии со стороны государства, если заказы не будут выполнены вовремя, отметили участники конференции.

Увеличение максимальных сроков строительства — это, по сути, мера, призванная спасти государственные верфи от дефолта, а не создать преференции заказчикам флота, обратил внимание Сергей Сенников. Логично, что при той ситуации, которая наблюдается с реализацией заказов, с обоснованиями продления предельного срока выступят судостроители и Минпромторг.

Когда программа инвестквот только запускалась, верфи убеждали рыбопромышленные предприятия, что срок «пять плюс один», предусмотренный законодательством, более чем достаточен для выполнения всех заказов рыбаков. Однако задержки в строительстве судов, заложенных в 2017-2018 годах, все-таки возникли. В результате создается эффект «бутылочного горлышка» для заказов, выполнение которых началось согласно графику в последующие годы, и теперь сложно сказать, каким будет общее отставание, оценил Павел Балон. При этом верфи выполняют заказы не только для рыбной отрасли, но для других сфер, напомнил он.

По мнению Юрия Паршева, именно от судостроительных заводов и Минпромторга должна исходить инициатива по исправлению сложившейся ситуации, и не только в плане нормативных сроков. Для этих структур закономерно выступить с предложениями, как подтянуть финансирование, решать вопросы с банками, какими могут быть меры государственной поддержки. Закрывать глаза на проблемы нельзя — нужно совместное обсуждение.

О необходимости участия судостроителей в рассмотрении назревших вопросов заявил и Павел Балон. Нужно понять, какая стратегическая цель ставится перед программой инвестиционных квот, напомнил представитель «ФОР» о тезисах, которые уже озвучивал на июньской конференции Fishnews.

Надо проанализировать меры поддержки строительства рыбопромыслового флота, уже предусмотренные государством. Утилизационный грант, льготные кредиты заявленного эффекта так и не дали, считает Павел Балон.

Поэтому важно приглашать к дискуссиям судостроителей, понимать, в каком направлении движутся участники программы с наращиваемым портфелем заказов. На сегодняшний день встает вопрос: верфи работают, но для чего? «Сейчас нет никакого понимания, что достигает отечественное судостроение, кроме загрузки мощностей», — отметил представитель «ФОР». Необходимо сохранить технические и технологические компетенции, приобретенные верфями при строительстве рыбопромысловых судов. Для этого нужно выделить им средства на освоение технически сложной промышленной продукции. Финансирование такого рода должно быть выражено, прежде всего, во вложениях в человеческий капитал, в привлечение и сохранение квалифицированных кадров. Это повысит конкурентоспособность отечественных верфей, увеличит их экспортный потенциал.

Нельзя забывать, что в реализации проектов под инвестквоты участвуют не только рыбаки и верфи, в этот процесс включен еще и игрок, о котором не всегда вспоминают, — банки, подчеркнул Юрий Паршев. И если на определенной стадии банковское учреждение откажется от финансирования верфи, только усилиями рыбопромышленных предприятий тут не справиться, и тогда строительство окончательно встанет.

Рыбаки честно выполняют обязательства, которые они приняли в ответ на предложения государства. Нужно понять, как с минимальными потерями решить возникшие проблемы, при этом необходима активная позиция верфей, подчеркнул Константин Древетняк.

Участники конференции выразили готовность подключиться к обсуждению проблематики строительства флота на отечественных верфях с органами власти, банками и судостроителями.

Маргарита КРЮЧКОВА, главный редактор Fishnews.ru

Комментирует Росрыболовство

Глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, отвечая на вопрос Fishnews о взаимодействии отраслевого регулятора с судостроителями, отметил, что такая работа ведется постоянно — совместно с Министерством промышленности и торговли.

Ситуация с выполнением заказов, признал руководитель Росрыболовства, «не везде простая». Отстают от графика Выборгский судостроительный завод, «Пелла». «У Минпромторга есть планы по оздоровлению финансового состояния этих двух верфей, для того чтобы они смогли все-таки закончить строительство для рыбаков тех судов, которые уже заложили», — рассказал Илья Шестаков.

Вопросы Выборгского судостроительного завода решено ежеквартально обсуждать на заседании совета директоров ОСК; проблемы «Пеллы» также рассматриваются Минпромторгом, напомнил глава ФАР.

Он прокомментировал и тему снижения финансовой нагрузки на инвесторов. Когда механизм инвестиционных квот только разрабатывался, власти закладывали принцип минимизации влияния государства на коммерческие договоренности двух компаний — судостроительного завода и заказчика судна. «Предприятия имеют возможности предъявить соответствующие иски верфям», — обратил внимание Илья Шестаков.

Тем не менее, отметил он, регулятор понимает сложность ситуации и подготовил проект постановления по изменению правовой базы по инвестквотам. Предполагается запуск выделения объемов для промысла уже при 90% готовности судна. Проект также предусматривает снижение суммы банковской гарантии при прохождении определенных этапов строительства судна — для сокращения финансовых издержек рыболовецких компаний.

Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»

Август 2021 г.

  • Из четырех судов, заказанных на Выборгском заводе, Архангельский траловый флот (входит в СЗРК) получил пока лишь одно — «Баренцево море». Задержки в сдаче траулеров составляют свыше полутора лет и грозят выйти за разрешенный законодательством период
  • Даже с учетом уже прогнозируемого продления дополнительные расходы АТФ из-за задержек составят около полумиллиарда рублей
  • Валентин БАЛАШОВ, председатель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна
  • Эдуард КЛИМОВ, председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews