«Прибрежка» Северного бассейна снова столкнулась с проблемами
Под угрозой «коронавирусного» кризиса в экономике одной из первых мер правительство назвало снижение контрольно-надзорного пресса на бизнес.
«Мы должны так настроить наше регулирование, всю работу органов власти, контрольно-надзорных органов, чтобы в текущей ситуации они максимально помогали работать бизнесу», – заявил по этому поводу премьер Михаил Мишустин.
Это, кстати, вполне укладывалось в курс по реформе контроля и надзора, предусмотренный еще до пандемии. Однако список проблем, с которыми сталкиваются рыбопромышленные предприятия, продолжает пополняться.
На Северном бассейне уже сформировалась практика, когда пограничники привлекают предприятия к ответственности за то, что на судах, работающих в режиме прибрежного рыболовства, отходы используются для производства продукции. Суть претензий – рыбная мука и консервированная печень трески не относятся к продукции в живом, свежем и охлажденном виде, а значит, нарушаются требования законодательства о «прибрежке».
Об одном из таких дел Fishnews писал еще в августе прошлого года. Уже тогда рыбопромышленники заявляли, что это опасный прецедент, который может нанести удар по идее прибрежного рыболовства.
Проблема сохранилась, отмечает председатель правления Союза рыбопромышленников Севера (СРПС) Владимир Григорьев. Чтобы показать пагубность практики контролирующих органов, отраслевое объединение проанализировало, какими потерями продукции может обернуться запрет на переработку отходов.
На нынешний год квоты добычи трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях для «прибрежки» составляют 40 082 тонны и 10 503 тонны, говорится в материалах союза. Общая масса отходов при производстве на судах охлажденной потрошеной «безголовки», с учетом среднегодовых норм выхода продукции, оценивается более чем в 16 тыс. тонн.
При этом из печени трески может быть выпущено 5,7 млн банок консервов, а возможный объем производства кормовой рыбной муки из отходов трески и пикши может составить порядка 2200 тонн, подсчитали в союзе.
Исходя из таких объемов, СРПС оценил потенциал по выпуску продукции из рыбных отходов, полученных из уловов трески и пикши при осуществлении прибрежного рыболовства, на сумму около 1,2 млрд рублей в 2020 году. Бюджет РФ в результате реализации такой продукции мог бы получить от 36 до 46 млн рублей (в зависимости от системы налогообложения, которую используют рыбохозяйственные организации).
Однако практика пограничных органов приведет к тому, что эти возможности не будут использованы. Производство продукции от отходов при осуществлении прибрежного рыболовства остановлено. Рынок в итоге недополучит продукцию, а бюджет – налоги.
В группе «Норебо», работающей на Северном бассейне, сообщили, что в производстве в судах общей юрисдикции находится 53 административных дела в отношении капитанов, 21 – в арбитражном суде в отношении Мурманского тралового флота.
При этом эксперты со ссылкой на технические регламенты, ГОСТ и технологические инструкции указывают, что говорить о производстве продукции из уловов водных биоресурсов тут вообще некорректно – продукты выпускаются именно из отходов.
Закон не содержит запретов и ограничений на изготовление на судне, осуществляющем прибрежное рыболовство, рыбной продукции из отходов производства и на доставку такой продукции в любом виде, отмечает представитель группы «Норебо» Сергей Сенников.
Аналитическую информацию о возможных потерях «прибрежки» Союз рыбопромышленников Севера направил в профильный для отрасли комитет Госдумы. Объединение просит депутатов рассмотреть вопрос об изменении законодательства. Как полагают в СРПС, нужно включить в федеральный закон о рыболовстве положение о том, что перечень рыбной и иной продукции из уловов водных биоресурсов, добытых при прибрежном рыболовстве, а также из рыбных отходов, возникающих при производстве такой продукции, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. То есть предполагается, что список будет определен приказом Министерства сельского хозяйства РФ.
«Мы очень рассчитываем на помощь депутатов, которые выйдут с законодательной инициативой. Это наш профильный комитет, который возглавляет Владимир Иванович Кашин», – заявил Fishnews Владимир Григорьев.
Когда в 2017 году в законодательство вносились изменения по регулированию прибрежного рыболовства, власти объясняли это необходимостью развития береговой переработки. Инвесторы вкладываются в современные производства в Мурманской области, «охлажденка» идет на берег. Однако специфика понимания законодательства так и оборачивается для «прибрежников» проблемами.
Маргарита Крючкова, газета « Fishnews Дайджест»
Апрель 2020 г.