Газета «Рыбак Приморья»

Процесс реформирования в отрасли получил ускорение

В рамках «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая состоялась 14 апреля, глава государства прокомментировал несколько важных для рыбной отрасли тем – об изменениях отраслевого закона, сроках их принятия и ветеринарной сертификации. Это положило начало серьезным дискуссиям в отраслевом сообществе и спешным корректировкам законопроекта по «инвестиционным квотам».

«Рыбная» линия президента

Начало «рыбной» тематике в «прямой линии» с президентом положило прямое включение с Сахалина. Участница программы, представившаяся Татьяной, рассказала о злоключениях, связанных с рыбокомбинатом «Островной», где работникам не платили зарплату, завозили туда обманом через кадровые агентства и удерживали с людей деньги за проживание. Люди сообщили, что обращались в прокуратуру, но желаемого результата не добились.

Президент поручил генпрокурору разобраться и принять решение о соответствии занимаемой должности прокурора Сахалинской области, а Министерству труда – посмотреть «с этой же позиции на работу вверенного ему подразделения на Сахалине». Реакция, как сообщает корреспондент Fishnews, оказалась стремительной. На сайтах госорганов тут же пошли сообщения, что планируется делать и кто из высоких чиновников отправляется на острова.

От ситуации на Шикотане перешли к изменениям в отраслевой закон. Их смысл, заявил Владимир Путин, в том, чтобы уловы доставлялись на берег в свежем или охлажденном виде. «Тогда по экономическим соображениям, как говорят эксперты, работающие в этой сфере, замораживать и куда-то отправлять уже невыгодно, по деньгам невыгодно. Есть надежда на то, что это пойдет как раз на наши предприятия», - поделился соображениями президент.

Квоты «предполагается давать тем, кто занимается именно такого вида деятельностью, и 70% – именно тем предприятиям, которые используют свои собственные суда», - заявил президент, подразумевая, очевидно, требование об освоении 70% квот на собственном или взятом в лизинг флоте. Предприятиям, которые выполняют эти условия, будут «давать дополнительную квоту 20% от того, что они имеют, а те, кто нарушат это соглашение с государством, будут лишаться квот вообще», изложил свое видение поправок Владимир Путин. При этом 20% предполагается направить на инвестиционную деятельность: 5% - для вложений в инфраструктуру на берегу и 15% – для того, чтобы строить новые суда. Президент поручил не ждать с новым законом до осенней сессии.

Затронули в рамках «прямой линии» и тему контроля: контроль должен соответствовать здравому смыслу – так глава государства отреагировал на выступление производителя молока из Калужской области. Представитель сельхозотрасли назвал безумием изменения, которые грядут в сфере ветеринарной сертификации с 2018 г.

Избавить бизнес от лишнего давления при ветеринарном оформлении глава государства поручает не в первый раз. Тему ветсертификации президент обсуждал в марте с министром сельского хозяйства (опять же, в связи с выступлениями «молочников»). Александр Ткачев пообещал тогда отслеживать ситуацию.

«Инвестиционные квоты» в новом ракурсе

Комментарии президента в действительности придали ускорение работе над законопроектом. Уже 21 апреля рабочая группа при Минсельхозе рассмотрела законопроект по «инвестиционным квотам». Рыбопромышленники и регионы высказали ряд принципиальных замечаний, однако времени на доработку документа уже нет.

Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Минсельхоза Евгений Кац рассказал, что по сравнению с предыдущей редакцией законопроект был существенно доработан. В части прибрежного рыболовства ушли нормы, связанные с возможностью производства мороженой продукции на борту судов и поставкой уловов на перерабатывающие заводы. Появились дополнительные рекомендации по порядку предоставления «квот господдержки».

Более того, замечания и предложения к поправкам, высказанные со стороны федеральных ведомств и рассмотренные на совещании у курирующего вице-премьера Аркадия Дворковича, также потребуют корректировки документа. Например, альтернативной нормой сделают ограничение по «инвестиционным квотам», позволяющее претендовать на них только тем юридическим лицам, которые уже имеют право на добычу. Заявки смогут подавать как те компании, у которых есть ресурс, так и те, у кого совсем нет квот, но имеется установленная финансовая гарантия. Кроме того, рекомендовано смягчение условий договора в части возможного срыва сроков строительства по вине третьей стороны (судоверфи) – квоты в этом случае изъятию не подлежат.

Фильтр для инвесторов

Подготовленную Росрыболовством концепцию квот на инвестиционные цели изложил замруководителя ведомства Петр Савчук. Он подчеркнул, что задачей разработчиков было найти правильный баланс между интересами государства и инвесторов. В результате принято решение о поэтапном механизме предоставления «квот господдержки», который включает сбор заявок по инвестиционным проектам, заключение договоров о закреплении прав пользования водными биоресурсами, содержащих отлагательные условия, строительство объектов инвестиций, ввод судна или завода в эксплуатацию и только потом получение разрешения на вылов дополнительного ресурса.

«Мы видим возможность в случае оперативного принятия подзаконных актов провести процедуру распределения господдержки уже в конце этого года или начале следующего», – выразил надежду представитель федерального агентства. Причем если совокупный объем поданных заявок по инвестпроектам уложится в 20%-ный лимит, господдержку получат все заявители. Но если спрос окажется выше, Росрыболовство считает целесообразным ввести аукцион на понижение запрошенного объема квот путем применения коэффициента до тех пор, пока в игре не останутся заявки в рамках предельного значения.

Рассчитывать количество квот по каждому проекту предлагается исходя из мощности объекта инвестиций по сырью, причем верхняя граница – не более 50% загрузки судна или завода. Пока за счет инвестквот планируется поддерживать строительство крупнотоннажных траулеров для промысла минтая и сельди на Дальнем Востоке, а также среднетоннажных судов для добычи трески и пикши на Северном бассейне. Максимальная поддержка – на уровне 50%, по мнению федерального агентства, потребуется для окупаемости крупнотоннажных судов и супертраулеров. Средний траулер или ярусолов сможет претендовать не более чем на 30%. По расчетам Росрыболовства, этого хватит, чтобы новое судно окупилось примерно за десять лет.

«Инвестиционные квоты» повлекут за собой новые обязательства для предприятий. Прежде всего это касается соблюдения графика строительства и инвестиций, а также срока ввода объекта в эксплуатацию – не позднее трех лет с момента принятия решения о предоставлении господдержки. Вторая группа требований включает обязательства по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью (например филе и фарша рыбы) в объеме не менее 50% и безотходному производству в постинвестиционном периоде.

Квоты для инвестиций будут закрепляться на 15 лет, причем отчет пойдет с момента принятия решения о господдержке. «Это в свою очередь должно стимулировать инвестора не затягивать с вводом объекта в эксплуатацию», – указал Петр Савчук. Он добавил, что требования к проектам и инвесторам создают своего рода фильтр на пути к получению дополнительных квот.

«В отличие от коллег из других ведомств мы не рассматриваем «квоты господдержки» как возможность привлечь новых игроков в отрасль, – предельно ясно выразился замглавы Росрыболовства. – Предлагаем установить достаточно жесткие требования для инвесторов, чтобы избежать рисков при реализации инвестиционных проектов и рисков злоупотреблений со стороны заявителей».

В качестве источника «квот господдержки» Росрыболовство уже открыто говорит об урезании объемов, распределяемых для промышленного и прибрежного рыболовства. «Сегодня мы не видим такой возможности пустить на инвестиционные цели те квоты и ресурсы, которые осваиваются неэффективно», – признал Петр Савчук, добавив, что изъятых у рантье и иностранных лиц ресурсов в любом случае не хватит для выполнения поставленных задач.

Сырой закон и новые вопросы

«Мы приняли решение не поддерживать законопроект в прежней редакции. Последняя редакция, на наш взгляд, еще более ухудшила ситуацию, – озвучил президент ВАРПЭ Александр Фомин позицию ассоциации. – Механизм непонятный, подзаконных актов мы не видим, куда приведут отсылочные нормы, мы тоже плохо представляем. Более того, с учетом аукционов по снижению заявленных объемов квот я вообще не понимаю, как это будет работать после принятого решения о том, что предприятие, не имеющее квот, тоже может построить судно и претендовать на господдержку». По его словам, это может привести к очередной экстренной смене концепции, которую, очевидно, с рыбаками обсуждать уже не будут.

Как заявил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, в законопроекте можно выделить как минимум четыре сырых момента. Во-первых, это противоречия относительно момента закрепления «квот господдержки». Если в одном месте записано, что квота выделяется под уже построенное судно или завод, то в другом – речь идет о том, что договор заключается с лицом, которое только собирается строить объект инвестиций.

Во-вторых, рыбодобывающие предприятия загоняются в ситуацию двойного кредитного риска, поскольку при несоблюдении графика строительства судна лишаются и «квоты господдержки», и собственной «исторической» квоты. В-третьих, в будущем законе отсутствуют объективные характеристики для расчета мощности завода, что не позволяет понять, какой ресурс на самом деле необходим для «полного обеспечения объекта инвестиций уловами».

Кроме того, порог в 50% производственной мощности для наделения квотами объекта инвестиций выглядит завышенным. По подсчетам АДМ, при таком нормативе ресурса хватит на обеспечение строительства только 17 крупных и 17 средних судов.

Подход к единому промысловому пространству, которое вводится законопроектом, однозначно не поддерживался всеми субъектами Федерации за исключением Приморского края, напомнил заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Подолян. «Нам представляется, что вряд ли преференции для «прибрежки» сыграют ту роль, которую желает определить им регулятор», – предупредил он.

Зато президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов не скрывал удовлетворения: «Наконец-то услышали наше мнение по единому промысловому пространству!» Другое изменение – запрет на производство мороженой рыбы в прибрежном рыболовстве – тоже положительно оценил только один субъект – Мурманская область.

Обеспокоенность судьбой «прибрежки» в новой редакции закона разделяют и рыбаки. Председатель правления Союза рыболовецких колхозов России Борис Блажко высказал опасения по поводу возможности нормальной работы в этих условиях предприятий колхозной системы Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Алексей Коротенков указал, что основные риски для региона связаны с невозможностью доставки уловов в свежем или охлажденном виде в порт Архангельск. Между тем задачу по обеспечению населения доступной рыбой с местных властей никто не снимал. Вызывают тревогу и возможные потери рыболовецких колхозов, которые не только создают рабочие места на побережье, но и несут большую социальную нагрузку.

Запрет замораживания уловов с учетом короткого срока хранения охлажденной рыбы – до десяти дней – приведет к тому, что приморские поселки Карелии, НАО, Архангельской области просто потеряют объемы мороженой рыбы прибрежного промысла, уверен руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Купить рыбную продукцию местные жители смогут только в торговых сетях, но по цене в два-три раза выше нынешней.

Заслушав мнения представителей регионов, Петр Савчук отмел ряд претензий, например, по невозможности доставки свежей рыбы в отдаленные поселения. Позиция Росрыболовства по большинству критических замечаний сводилась к тому, что кто хочет, тот найдет возможность. В свою очередь Евгений Кац резюмировал, что вопрос «прибрежки», похоже, вечный, и договориться по нему в обозримые сроки вряд ли возможно. В то же время директор депрыбхоза не согласился, что совещание носит формальный характер, и пообещал, что часть замечаний будет учтена.

Комиссия РСПП озвучила вице-премьеру позицию по законопроекту

Замечания профильной комиссии РСПП по новому варианту изменений в закон о рыболовстве были представлены и на совещании, которое провел вице-премьер Аркадий Дворкович.

Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает, что в законопроекте недостаточно четко прописан механизм распределения 20% квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели.

Председатель комиссии Герман Зверев указал на противоречия, которые содержатся в документе. Так, в РСПП обратили внимание на то, что в соответствии с предложенным пунктом 2 статьи 33.7 закона о рыболовстве квота государственной поддержки в целях стимулирования инвестиций предоставляется под уже построенное судно или завод. Однако в пункте 3 статьи 33.7 указано иное: квота господдержки выделяется лицу, которое только планирует строительство судна или завода. Возникает правовая коллизия между понятиями «закрепление права на долю квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и «предоставление права на добычу (вылов) водных биоресурсов».

В соответствии с предложенными редакциями пункта 3 статьи 11.1 и частью 5 статьи 33.7, закона о рыболовстве, полагают в комиссии, возникают повышенные кредитные риски для предприятий, получивших «квоту господдержки» в целях инвестиций. «В соответствии с законопроектом при неисполнении графика строительства судна или завода, то есть ненадлежащем исполнении обязательств со стороны третьего лица, рыбопромысловое предприятие лишается не только квоты государственной поддержки, но и квоты, закрепленной за предприятием по «историческому принципу». Указанная норма может привести к резкому увеличению кредитных рисков и практически парализует кредитование средних и малых рыбопромышленных предприятий», – отмечено в сообщении по итогам совещания.

Комиссия заявила, что в законопроекте отсутствуют механизм и критерии распределения квоты государственной поддержки для рыбоперерабатывающих заводов. Для рыбопромысловых судов есть объективные физически измеримые ограничители ресурсной обеспеченности: размер судна, вместимость трюма, мощность главного двигателя, численность экипажа. У рыбоперерабатывающих заводов таких ограничителей нет. Таким образом, в законопроекте отсутствует механизм распределения ресурсов в объеме 100 - 110 тыс. тонн, обратили внимание эксперты.

В законопроекте устанавливается норма, по которой максимальный объем прав на добычу в расчете на один объект инвестиций не может превышать 50% общего объема прав на вылов, необходимого для полного обеспечения объекта инвестиций уловами на ежегодной основе. Такой потолок ресурсной обеспеченности с учетом ограничения общего объема ресурсов, выделяемых на инвестиционные цели, 20% от объема ОДУ на предусмотренные Минсельхозом виды водных биоресурсов (минтай, сельдь и треска) означает, что предназначенный для стимулирования судостроения объем ВБР составляет 380 тыс. тонн, таким образом, в течение 15 лет могут быть построены всего 25-30 рыбопромысловых судов, подсчитали в комиссии.

«По результатам совещания заместитель председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович согласился с замечаниями РСПП и поручил Росрыболовству доработать законопроект», – сообщили в управлении.

Газета «Рыбак Приморья»