По тонкому льду
Каждая зима в России традиционно сопровождается обилием сводок МЧС о провалившихся или уплывших на льдинах рыболовах. Как заставить приверженцев опасного хобби быть благоразумнее? Fishnews попытался разобраться в вопросе и убедился, что запретами проблему не решить: для очень многих рыбалка – это часть жизненного уклада, который не хочется менять ни из-за угрозы штрафа, ни под страхом смерти.
Особенности национальной рыбалки
Проблема с выходом местного населения на лед актуальна, кажется, для всей России. С наступлением зимы в разных концах страны спасатели вступают в неравный бой с рыбацким азартом. Особенно тяжела ситуация в прибрежных районах, где льдину с «мамонтятами» может запросто унести в открытое море.
В Приморье частым итогом безответственного поведения рыболовов становятся утонувшие автомобили – введенный в 2018 году штраф за выезд на лед не помогает. В январе этого года на Русском острове провалилось сразу более 30 машин – мест для парковки на берегу не хватило.
На тему опасной зимней рыбалки жители края не только строчат язвительные комментарии в интернете, но даже пишут картины и создают более сложные художественные произведения. Так, центр современного искусства «Заря» демонстрировал интерактивную конструкцию: посетители выставки могли с различными световыми и визуальными эффектами поднять «божественным лучом» из проруби ввысь провалившийся джип.
Островные «мамонтята»
Этой зимой, пожалуй, больше всех прославился неосторожными рыболовами Сахалин: региональные сотрудники МЧС провели четыре многочасовые спасательные операции в заливе Мордвинова – на льдинах уплывали по 300-600 человек разом. В итоге любителям опасного развлечения пригрозили, что впредь их будут эвакуировать без снаряжения, – спасатели понадеялись, что хотя бы угроза потерять буры и снасти сделает народ осторожнее.
Предупреждения о плохой погоде и хрупком льде регулярно публикуются на сайте областного управления МЧС, звучат по радио и телевидению, массово рассылаются в SMS, однако рыболовы по-прежнему смело отправляются за корюшкой и навагой. Между тем Сахалинская область остается регионом, где штрафы за выход или выезд на лед в опасный период до сих пор не введены.
В декабре необходимость внесения соответствующих поправок региональные парламентарии и спасатели решили обсудить с самими рыболовами-любителями – они ожидаемо выступили против. Хотя на интернет-форумах и в соцсетях население активно возмущается предлагаемыми изменениями, на круглый стол представлять рыбацкую общественность явилось всего три человека. Результат голосования по итогам встречи, естественно, оказался не в пользу рыбаков, но законопроект пока с обсуждения сняли.
Казалось бы, все очевидно: нужно принимать поправки, ловить и штрафовать: если не работают слова и инстинкт самосохранения, остается бить рублем. Однако вся область понимает: так проблему решить не получится.
Общая страсть
Рыбалку на Сахалине и Курилах любят не то что многие, а почти все поголовно – рыбаки есть в каждой семье. Популярность этого хобби в последние десятилетия возросла чрезвычайно – стали доступнее автомобили, палатки, в продаже появилось много разных снастей. Раньше за корюшкой и навагой отправлялись в основном взрослые мужчины (некоторые даже делали палатки сами), сегодня и группки девочек-подростков на льду не редкость.
Соблюдение законодательства людей не особо волнует, даже с недавно вступившим в силу законом «О любительской рыбалке…» знакомы немногие. Спасателям заявляют: «Вы ведь все равно за нами приедете!» Тем трудно возразить: во-первых, МЧС действительно не имеет права оставить в беде даже самых непутевых и наглых людей. Во-вторых, по сути, ничего запретить рыболовам спасатели пока не могут – могут только давать рекомендации.
Предупреждениям от МЧС народ не особо доверяет, в основном перед выходом ориентируется на прогнозы погоды с профильных зарубежных сайтов. От спасателей хотят больше информации – где конкретно лед тонок, а где прочен, отжимной или прижимной ветер. Пока, к сожалению, особой точности ни МЧС, ни областное управление Росгидромета обеспечить не могут.
Изменчивая погода порождает еще одну проблему: в случае введения административной ответственности за выход на лед в запретные периоды невольным нарушителем рискует стать даже законопослушный рыбак. Возникнет ситуация: утром человек выходит на рыбалку, бурит лунку, садится и ловит весь день, в обед поднимается ветер, МЧС оперативно объявляет запретный период, возвращающегося вечером рыболова «принимают» и выписывают штраф. Как избежать этого, пока не придумали.
Рыба ищет, где глубже, а люди – где рыба
А уходить приходится далеко – на 3-4 км по льду и дальше, в прошлом году ловили и за 14 км – то есть в местах, откуда берега вообще не видно. Дело в рыбе: она стала собираться дальше, чем раньше. Таким образом, даже если будут введены запретные / разрешительные периоды, люди все равно окажутся за пределами контролируемых спасателями зон.
Народ не останавливает угроза гибели – не остановят и штрафы, уверена администратор группы «Рыбаки Сахалина» в Telegram Любовь Стримжа. Рыбачит она с детства, первую свою камбалу поймала в 11 лет.
«Когда рыбу поднимаешь со дна, с глубины, а она еще сопротивляется в толще воды, тебе кажется, что просто слона тянешь, – это незабываемое впечатление», – вспоминает девушка.
Ловить камбалу она любит до сих пор – в том числе из-за мощной поклевки, которой отличается добыча крупной рыбы.
«Из корюшек я люблю больше на зубаря ездить. Поклевка там, конечно, другая – он бьет как бы вверх, леска подпрыгивает, – отмечает рыбачка. – А когда дергает – сразу понятно, что там навага у тебя сидит. А вот на малоротку – это другое, там надо почувствовать, понять…».
Малоротую корюшку она поначалу ловила неохотно, но постепенно втянулась, когда на смену крючкам с наживкой (насаживать опарышей на морозе – то еще удовольствие) пришли махалки – удочки с блесенкой.
«Больны» рыбалкой и муж (он в свое время тоже уплывал на льдине), и две дочки – 17 и 7 лет.
Сейчас в тематической группе в Telegram более тысячи участников, из которых около 700 – завсегдатаи. Представлены практически все районы области. Народ обменивается данными о погоде, «клевых» местах, просто болтает на рыбацкие темы. Выкладывают даже подводное видео – например, как ведет себя с приманкой навага, как реагирует на подергивание блесны корюшка.
«Смотрю на многих людей: начинают приобщаться сами – где-то что-то вычитывают, пробуют, объединяются и едут. Если раньше начиналось все с семейных пар, то сейчас девушки собираются подружками, едут с бурами на снегоходах, ориентируются во всех снастях. Иногда, читая группу, я поражаюсь, насколько они в теме», – рассказывает собеседница Fishnews.
Она вспоминает, что запрет на выход на лед когда-то временно вводился – больше 10 лет назад, – но не помог. Рыбаков принимали «таксисты» на снегоходах и отвозили подальше от выставленных постов МЧС.
Кроме того, Любовь отмечает, что зачастую людьми движет не только азарт. Процветающее в регионе браконьерство теперь, кроме лосося, затрагивает еще и зимнюю рыбалку: на льду стоят скупщики и принимают добычу. Закон о любительской рыбалке предусматривает ограничения по вылову, но никто не представляет, как это контролировать.
Вооружить знаниями
Залив Мордвинова никогда не был безопасным, а в этом году ледовая обстановка как никогда нестабильна, – констатирует администратор группы. По ее мнению, спасателям следует минимизировать риски для рыбаков усилением разъяснительной работы.
Например, разработать инструктаж, как вести себя на оторвавшейся льдине. Что делать, если провалился под лед, стараниями МЧС уже знают многие, а как не усугубить ситуацию, когда тебя уносит в море, точно не известно. Массово рассылаются ролики, на которых, например, под смех более удачливых соседей рыболовы пытаются направить льдину к берегу, используя буры как весла. Нужно знать, куда звонить, как оказать помощь попавшим в беду.
Пока, за исключением пары трагических случаев, «мамонтят» в основном стабильно спасают – и чувство страха у людей притупляется. На льдинах отплывают с шутками-прибаутками, радостно снимая и выкладывая веселые видео. «А ведь если льдину отрывает и несет в море – там другое течение, другие волны, – обращает внимание Любовь. – Эти страшилки тоже надо расписывать. По крайней мере, задумаются взрослые, которые, бывает, уплывают вместе с маленькими детьми».
Четкого ответа на известные вопросы – кто виноват и что делать, – похоже, не знает никто. Одно очевидно: нельзя не учитывать поистине наркотическую страсть людей к рыбалке, страсть, против которой бессильны любые законы и запреты. Остается надеяться на то, что властям и профильным ведомствам удастся-таки повысить ответственность и осторожность рыбаков разъяснениями и убеждениями.
Еще один не самый фантастичный вариант – вдруг поможет глобальное потепление по принципу «нет льда – нет проблемы»…
Алексей СЕРЕДА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2020 г.