Отрасль многочисленных экспериментов
Для рыбной промышленности готовятся изменения, которые вызывают всё большую обеспокоенность у производителей. И речь сейчас не только об инвестиционных квотах вылова и аукционах.
С 1 апреля Минпромторг предложил запустить эксперимент по цифровой маркировке пищевой рыбной продукции. Целью проекта власти называют борьбу за чистоту торговых рядов от подделок и продукции сомнительного происхождения.
Цифровая маркировка уже введена в обязательном порядке для шуб, обуви, парфюмерии, лекарств и некоторых других товаров. При этом используется система «Честный знак» ЦРПТ. Теперь черед, видимо, дошел и до рыбы. Вообще правительство обещает, что к 2024 году система маркировки охватит широкий список потребительских товаров.
Производителей рыбопродукции, в свою очередь, беспокоят два ключевых вопроса по переходу на обязательную цифровую маркировку. Во-первых, какая дополнительная финансовая нагрузка ждет отрасль? Во-вторых, возымеют ли предпринятые усилия результат?
В объединении переработчиков — Рыбном союзе — подсчитали, что прямые затраты только по маркировке консервов составят 350 млн рублей в год. Потребуется закупать и устанавливать дополнительное оборудование, нанимать дополнительный персонал. Готовы ли предприятия в нынешних условиях к росту нагрузки?
«Обеление» рынка — важная задача, легальные производители от недобросовестных конкурентов только теряют. Если новые меры помогут защищать прилавки от фальсификата, то предприятия включатся в программу охотней. Но если это только чей-то бизнес-проект, который к реальным результатам не приведет, тогда и отношение совсем другое.
Высказывают в отраслевом сообществе и такое мнение: существующих механизмов контроля и сейчас вполне достаточно, проблема в возможности недобросовестных поставщиков избежать наказания и в его мягкости.
С июля 2018 года была введена обязательная электронная ветеринарная сертификация. Однако теперь выяснилось, что ФГИС «Меркурий» недостаточно. Системы будут дополнять друг друга: «Меркурий» прослеживать продукцию до розницы, а маркировка — до потребителя — так объясняют в Россельхознадзоре.
Примечательно, что и к «Меркурию», который обещали сделать эффективным инструментом борьбы с нарушениями, до сих пор у бизнеса есть вопросы. Вплоть до того, что система как раз и открыла окно для легализации незаконной продукции.
Еще один аспект: а насколько в курсе возможностей маркировки тот, ради кого все вроде как и делается, — потребитель? По некоторым видам продукции такую систему уже ввели, но много ли тех, кто считывает чудо-код? Или все-таки потребитель сосредоточен в первую очередь на цене?
Может быть, пока не торопиться с охватом маркировкой разных категорий продукции, а взять узкий набор, посмотреть результаты и только потом думать о расширении списка — вот такое предложение высказали в рыбохозяйственных объединениях.
Производители часто сетуют на то, что последствия изменений не просчитаны или же не охватывают всех аспектов, показывая только определенные стороны.
Еще одна животрепещущая тема. И тоже из сферы регулирования. Это новые правила ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции из них, предназначенных для переработки и реализации. Они вот-вот вступят в силу — с 1 марта. Осталось меньше месяца.
Однако до сих пор отраслевые ассоциации и предприятия не получили ответа, как быть с ветеринарно-санитарной экспертизой уловов, которые отправляются затем на переработку? Впрочем, поднимается этот вопрос уже много лет. Только на нашей памяти — и в 2019, и в 2018 годах.
Проводить ветеринарно-санитарную экспертизу уполномочены только представители системы государственной ветеринарной службы. Как обеспечить такой контроль в условиях сотен рыболовных участков по всему Дальнему Востоку, неизвестно.
Правила предусмотрели, что «рыба, водные беспозвоночные и рыбная продукция, произведенные на судах, подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе после доставки на берег перед выпуском в обращение». То есть по флоту риски для компаний вроде бы сняли, но остается ведь еще береговая переработка.
Разработчики приказа ссылались на необходимость соответствовать требованиям наднационального законодательства. И выполнение международных договоренностей, и обеспечение качества и безопасности продукции — первостепенные задачи, но зачем ставить производителей в заведомо невыполнимые условия? Тем более что дальше на всех этапах обеспечивается контроль.
В Министерстве сельского хозяйства (его приказом утверждены правила), ссылаются на то, что документ проходил широкое обсуждение с бизнесом и избыточные требования исключены. Федеральные власти, судя по всему, считают, что проблем не будет. Хорошо, если так. В противном случае платить придется предприятиям.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Февраль 2022 г.