Аквакультура

20 февраля 2020 года
Амур в ожидании непростых решений

Амур в ожидании непростых решений

Каким будет регулирование лососевой путины-2020 в субъектах Дальнего Востока, начнут обсуждать уже зимой – на внеочередном заседании ДВНПС. Как всегда непростых решений потребует ситуация на Амуре. Представители рыбацкой общественности и КМНС Хабаровского края поделились с Fishnews своим мнением: к чему стоит идти в регулировании промысла в этом году и возможен ли компромисс в традиционно острых вопросах работы на одной реке.

Напомним, в 2019 году путина на Амуре проходила в условиях сильного паводка и штормов. Это серьезно осложнило работу предприятий и в то же время, по оценке науки, способствовало пропуску рыбы на нерестилища. Иначе в сравнении с предыдущим годом выглядели в крае и условия регулирования промысла: дополнительные ограничения по срокам промысла, использованию орудий лова, организации проходных дней и др.

Fishnews попросил глав отраслевых ассоциаций Хабаровского края, представляющих разные районы Амура, дать свою оценку итогам путины-2019 и высказаться по организации промысла тихоокеанских лососей в текущем году – к чему, на их взгляд, стоит идти?

Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК) Сергей Рябченко:

«В принципе осенняя кета к местам естественного и искусственного воспроизводства подошла – это положительный момент. Отрицательный – это то, что предприятия выделенные им объемы не освоили. В целом освоение составило менее 50% от прогнозной величины по осенней кете».

Таким образом, по словам главы ассоциации, с точки зрения рационального использования и сохранения ресурса, ситуация оказалась положительной, «даже с перехлестом»: «Рыба пошла позже и шла еще очень долго. А поскольку промышленный лов был завершен, я считаю, преждевременно, предприятия свои объемы не освоили. Рыба же дошла далеко в верховья, даже в сопредельное государство».

Говоря о принципах организации промысла на 2020 год, Сергей Рябченко указал на несколько моментов. «Во-первых, я полагаю, не нужно менять пропорции объемов вылова, которые сложились исторически для низовья и русловой части Амура, т.е. те пропорции, которые были изначально сформулированы наукой, но потом по определенным причинам пересмотрены в сторону увеличения объемов для русловой части. Этого допускать нельзя – в результате подходы рыбы на верхние нерестилища будут намного ниже, чем при обычном раскладе. Размеры устья Амура и скорость движения рыбы в Амурском лимане позволяют производителям спокойно пройти Николаевский район и подняться выше. А вот там, где они замедляют ход, их уже и встречают плавными сетями».

Не надо, по его мнению, еще больше ужесточать правила лова в устьевой части Амура: «В прошлом году мощности по вылову в Николаевском районе были сокращены на 50-60% к уровню 2018 года – примерно таким количеством орудий лова и нужно работать».

Пристальное внимание ассоциация призывает обратить на растущее число заявок на традиционное рыболовство: «Как минимум в 50% это уже не промысел для нужд КМНС, а неконтролируемый вылов, существенно подрывающий запасы лососей».

В этом году предприятия АПРО ХК планируют изменить принцип работы на летней путине: «В прошлом году мы не брали летнюю кету, в этом году наука настаивает на возобновлении работы на летних лососях. Поэтому будем выходить и действовать по рекомендациям науки: если остановят промысел – значит, остановимся, если будут подходы хорошие – значит, будем их брать», – отметил Сергей Рябченко.

В целом позиция Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края заключается в том, что основной промысел нужно ограничить низовьями Амура и Амурским лиманом. Промысел в более узкой части, т.е. в среднем течении Амура, создает непреодолимые препятствия для прохождения производителей на нерестилища, обращает внимание президент объединения.

«Если хотим сохранить ресурс, надо смотреть не на социально-экономические проблемы, а на рекомендации науки. Наука подскажет, как выходить из ситуации. А пока - как она подсказывает, так мы и делаем. А значит, в верховьях Амура промысел надо закрывать, а в низовьях сокращать мощности – все», – обобщил Сергей Рябченко.

Председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края и Амурского бассейна (АРПА) Александр Поздняков:

«Оценка итогов работы в 2019 году на Амуре только отрицательная: тот промысел, который ведется сейчас, и те меры регулирования, которые принимаются в настоящее время, ведут к уничтожению лососевых. Мы выступаем за сохранение ресурса, за рациональное его использование, уменьшаем количество ставных орудий лова. Наряду с этим количество плавных сетей растет, увеличивается их распространение вверх по Амуру. Но даже если представить, что мы все эти орудия уберем, того огромного количества плавных сетей, которыми работают на традиционном промысле (а число представителей КМНС по сравнению с прошлым годом выросло практически вдвое), достаточно, чтобы все равно выловить всю рыбу».

Как отмечает Александр Поздняков, если не отказаться от плавных сетей, то регулировать в скором времени будет нечего. «В этом году в региональную стратегию промысла тихоокеанских лососей вновь закладывается снижение промысловой нагрузки в Амурском лимане – идут на поводу у предприятий верхних районов. Тем не менее, наверху ситуация не улучшается, а ухудшается», – считает глава ассоциации.

При такой огромной протяженности реки не работают, по его мнению, и проходные дни: «Рыба не идет 50 км в сутки, как рассчитано, кто-то в любом случае бежит вперед, кто-то отстает, и в результате она вся подвергается прессу именно со стороны сетного промысла».

В этих условиях, даже несмотря на прошлогодний паводок, производителей прошло недостаточно и нерестилища оказались практически не заполнены, отмечает Александр Поздняков. «По сути, при таких принципах промысла это конец. Мы вошли в последнее четырехлетие. Не знаю насчет полного закрытия Амура, но потеря промыслового значения ему точно грозит», – считает председатель АРПА.

Не принес результатов, по его словам, и отказ рыбопромышленников от добычи летней кеты и горбуши: «Мы в прошлый год выступили инициатором закрытия. Что увидели в конце концов – КМНС работают, нерестилища никто не охраняет. В такой ситуации мы не видим смысла продолжать в том же духе. Но мы выступаем за открытие лова только ставными орудиями промысла – чтобы сетей не было, чтобы каналы были свободны и рыба проходила по путям миграции и доходила на нерестилища. Однако если там никто не будет охранять, то результат будет такой же плачевный, как в прошлом году».

Председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов (АРУК) Максим Бергеля:

«На самом деле природный фактор сыграл двоякую роль: с одной стороны, из-за сложности промысловой обстановки мы не смогли взять те объемы, на которые рассчитывали, в то же время паводок позволил рыбе подняться вверх и заполнить нерестилища значительно лучше, чем это было в предыдущие годы. Поэтому в целом, если смотрим на заполнение наших сетей и холодильников, то результат достаточно грустный, если смотрим на заполнение нерестилищ и рыбоводных заводов – ситуация лучше, чем в предыдущие годы».

Как отметили в ассоциации, региональная комиссия по анадромным при принятии решений по большинству вопросов прислушивалась к мнению АРУК. Активную позицию в регулировании промысла заняли губернатор и руководство управления рыбного хозяйства края. «В целом позиция субъекта в 2019 году была более справедлива по отношению к рыбакам Ульчского, Комсомольского района, соответствовала интересам населения», – подчеркнул Максим Бергеля.

«Что касается мер регулирования промысла, то считаем, что они в 2019 году были адекватны текущей ситуации, а вот в части проходных дней даже недостаточны. Так же не был решен вопрос по проходным окнам в стационарных орудиях лова.

Так что высказывания о необходимости снижать и ослаблять меры регулирования, которые действовали в прошлом году, мы считаем кощунственными, потому что мы только-только отступили от пропасти. Но отступили лишь на полшага. Снова возвращаться к тому «геноциду» рыбы, который имел место в предыдущие годы, будет сверхнеправильным решением», – озвучил позицию ассоциации Максим Бергеля.

Свои предложения по стратегии промысла на 2020 год и ивнесению изменений в правила рыболовства АРУК направила в Амурское теруправление Росрыболовства и ХабаровскНИРО в конце 2019 года. «К чему надо стремиться в краткосрочной перспективе, на путину-2020, – это введение системы проходных дней (день через день для всех районов и орудий лова), оснащение ставных орудий лова «проходными окнами» и продление отказа от летней путины: предпосылок для того, чтобы летняя кета и горбуша пришли на Амур, не усматривается», – обобщил руководитель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов.

Дополнительным пунктом АРУК намерена внести предложение пересмотреть методику расчета длины ставного орудия лова и учитывать длину всех его конструктивных элементов, а не только длину центрального крыла.

В работе на долгосрочную перспективу ассоциация предлагает ориентироваться на концепцию развития рыбной отрасли Хабаровского края, которая объединила бы рыбоохрану, рыболовство, рыбоводство и рыбопереработку региона. Свой проект концепции АРУК намерена представить на ДВНПС.

«Краю нужно выработать справедливую модель, которая позволяла бы существовать и работать одновременно предприятиям и Николаевского района, и Ульчского, Комсомольского, и других. Без стратегии мы не сможем спасти Амур и двигаться дальше. Край должен четко сформулировать свою позицию: какую модель промысла он видит правильной, – уверен Максим Бергеля. – Либо это монополистический, сосредоточенный в одном районе промысел, либо дифференцированный и распределенный равномерно по всей протяженности Амура; что для края рыба – это источник заработка для группы предпринимателей, либо это налоги, либо это все-таки инструмент, решающий социально-экономические задачи, которые стоят перед правительством».

В этом плане ассоциация предлагает активнее использовать опыт Камчатского края.

«Если мы не достигнем компромисса, от этого проиграют все. Это как два человека на тонущей лодке: либо они начнут свою лодку чинить и пытаться поддерживать ее на плаву, либо продолжат обвинять друг друга, выяснять, кто и в чем виноват, и дружно пойдут ко дну. Базовым принципом компромисса является понимание, что мы должны эксплуатировать ресурс аккуратно, рационально и долгосрочно», – озвучил свою позицию председатель АРУК.

Председатель Дальневосточной ассоциации рыбоводов (ДАР) Евгений Пухкалов:

«Настало то время, когда важнее заполнять лососевые нерестилища, а не промышленные холодильники».

Основными причинами ситуации, сложившейся с промысловыми запасами Амура, в новой ассоциации Хабаровского края, созданной в конце 2019 года, называют промышленный перелов и активность браконьерских бригад, работающих в том числе под прикрытием рыбаков-любителей и КМНС в основном русле и на нерестилищах.

«Мы обеспокоены, что 2020 год по напряжению, промысловой нагрузке и заполнению нерестилищ может оказаться таким же, как 2017», – отметил Евгений Пухкалов.

Помимо применения ограничительных мер на отдельных участках Амура, сохранения проходных дней и ограничений по орудиям лова, необходимо, по его словам, усилить внимание рыбоохране и активизировать рыбоводную деятельность. Отмечается, что в приоритетном порядке в охране нуждаются нерестовые протоки Пальвинская, Тахтинская, озера Чля, Кизи, Кади, Болонь и такие притоки Амура, как Амгунь, Горин, Гур, Анюй и Тунгуска.

«Мое мнение: на каждом притоке, речке должен стоять рыбоводный завод, тогда у этой реки будет хозяин, который обеспечит ей должную охрану. По нашим подсчетам, в совокупности мерами рыбоохраны и рыбоводства можно в течение примерно 8 лет повысить уровень запасов лососевых на Амуре до 150-200 тыс. тонн», – поделился расчетами председатель объединения.

«Рыбоводству отводится важная роль не только в восстановлении и поддержании ресурса, но и решении социально-экономических вопросов – ведь это еще и создание рабочих мест, привлечение квалифицированных специалистов и удержание населения на удаленных территориях. Этому будет способствовать и комплексное использование рыбного и аграрного ресурса, что также применимо для нашего края, и развитие малых предприятий по глубокой переработке и выпуску уникальной продукции с высокой добавленной стоимостью», – сформулировал предложения председатель Дальневосточной ассоциации рыбоводов.

Также в ДАР обращают внимание на важность поддерживать и использовать весь рыбопромысловый потенциал Амура, в котором обитает, по некоторым данным, около 140 видов рыб.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял:

«В целом путина в 2019 году, безусловно, получилась, потому что рыба прошла на нерест. Другое дело, что общая численность рыбы, заходящей в Амур, год от года снижается – это факт. Вот только ловить ее хотят все так же. Должен произойти какой-то гигантский поворот в мышлении всех людей, предприятий и органов власти – нужно понять, что лосося стало меньше и подходы надо менять».

И такое понимание, по словам представителя КМНС Хабаровского края, в принципе ощущается, в том числе по мерам регулирования, жесткой системе проходных дней, установленных в прошлом году. «Может быть, даже стоило в прошлом году немного облегчить прессинг ограничений: я сама застала эту картину, когда ездила по низовью, в Николаевском и Ульчском районах, – это сильнейшее наводнение, непрерывные шторма, ловчих дней практически не было. Просто страшно было выходить на воду, но кто-то умудрялся еще и рыбачить в такую погоду, чтобы поймать хоть что-то. Думаю, в такой ситуации можно было все-таки немного пойти людям навстречу, т.к. природа сама сделала себе проходные дни такие, какие хотела», – поделилась мнением Любовь Одзял.

Однако на этот год, с учетом более благоприятных прогнозов, принятую систему проходных дней стоит сохранить, считает она.

«Что касается нашей общей позиции, то мы не в системе «верхов» и «низов», потому что КМНС живут по всему Амуру. И я – за равномерный подход, за то, чтобы интересы всех были соблюдены. Т.е. либо всем запрещать, либо всем открывать, либо сокращать всем одинаково. Но, конечно, с учетом естественных условий: есть мнение, что чем выше по реке – тем меньше должен быть промысловый прессинг, и, насколько я знаю, примерно такого подхода край у нас и придерживается», – отметила президент ассоциации.

С чем в объединении КМНС не согласны – это с перспективой возобновления лова горбуши и летней кеты. «В 2018 году практически ничего не поймали 56 заездками, потому что рыбы не было, она и на нерест не прошла. На мой взгляд, летних лососей не нужно трогать вообще ближайшие лет 50, пока они не восстановятся, надеяться на чудо в этом вопросе не стоит», – уверена Любовь Одзял.

Неправильно, по ее словам, было бы и «приоткрывать» летний промысел для каких-то отдельных районов. «В любом случае нужен равномерный подход. Не бывает так, что одним все можно, а другим все нельзя. Раз открываете лов горбуши – значит, открываете всем, и общинам КМНС, и любителям, а не только промышленным предприятиям. Хотя я не верю, что этот год будет настолько горбушовым, чтобы говорить о возобновлении промысла», – настаивает представитель КМНС Хабаровского края.

Наталья СЫЧЕВА, Fishnews

  • Амур в ожидании непростых решений
  • Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК) Сергей РЯБЧЕНКО
  • Председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края и Амурского бассейна (АРПА) Александр ПОЗДНЯКОВ
  • Председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов (АРУК) Максим БЕРГЕЛЯ
  • Председатель Дальневосточной ассоциации рыбоводов (ДАР) Евгений ПУХКАЛОВ
  • Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь ОДЗЯЛ. Фото с сайта ассоциации