Новости
Тунцелов

Зачем Минпромторгу тунцеловы?

Миллионы бюджетных денег тратятся на проекты, которые никогда не будут востребованы.

Компания «Хотча Морское Проектирование» заключила контракт с Министерством промышленности и торговли на разработку исходных технических требований и создание проекта современного большого тунцеловного сейнера. В пресс-релизе компании указано, что проект выполняется по технологическому направлению «Концептуальные проекты морской техники» («Новый облик»), в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. 

Председатель правительства Дмитрий Медведев обозначил цель для российского судостроения: к 2030 г. увеличить выпуск продукции гражданского назначения почти в 5 раз. По идее, ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016 гг. должна способствовать достижению сформулированной премьером цели. Финансирование госпрограммы предусматривается солидное – более 90 млрд. рублей. Вопрос: позволят ли эти бюджетные средства, как заявлено, перейти на инновационный путь развития? Ответ на этот вопрос будет впрямую зависеть от того, на что и как они будут потрачены. 

«Тунцеловные суда не являются, наверное, приоритетным проектом для российских промышленников», – сообщил РИА Fishnews.ru замруководителя Росрыболовства Василий Соколов. По его словам, у России теоретически есть возможность добывать тунцов, например, в районе действия ИККАТ, но на практике она не реализуется. Интерес у бизнеса периодически возникает, поскольку тунец – востребованный объект на рынке, но реальных предложений в Росрыболовство пока не поступало. В связи с этим востребованность нового проекта тунцеловного сейнера, да еще в таких размерениях – 90 метров, – вызывает большие сомнения. Если появятся компании, желающие ловить тунца, то им будет гораздо проще и выгоднее приобрести уже зарекомендовавшие себя суда и проекты, чем вкладываться в постройку головного судна «с нуля».

Решение заключить контракт на создание проекта большого тунцеловного сейнера Минпромторг принял без широких консультаций с рыбацкой общественностью, сообщили во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).

Эксперты РИА Fishnews.ru утверждают, что проект тунцелова (заказанный Минпромторгом на бюджетные деньги) никогда не будет востребован. Как известно, все 100% мирового вылова тунца происходят в промысловых зонах, ограниченных международными соглашениями. Пресс на ресурсы – высочайший. Как и конкуренция. За Россией сохранена небольшая квота на вылов тунца в зоне Атлантики (западнее Африки). Однако сейчас это самый бедный и самый малопродуктивный промысловый район при очень небольшом объеме вылова. Тут промысел продолжают вести небольшие по размеру сейнеры тех компаний, которые уже очень долго работают на этом промысле и им просто некуда деваться. Экономически эффективно вести промысел при большом удалении от портов базирования в этом районе невозможно. И это касается именно 90-метрового сейнера. 

В настоящее время большая часть тунца вылавливается в двух зонах Мирового океана – в западной части Индийского океана (в том числе в зоне Сейшел) и в центрально-западной части Тихого океана, в которых промысел контролируется хорошо организованными международными конвенциями. России там места нет. Просто нет квот.

Строительство тунцеловных сейнеров за рубежом обусловлено необходимостью обновления старого флота за счет увеличения его мощности. Это, в свою очередь, необходимо для компенсации существенного падения годовых объемов вылова существующих тунцеловов (очень существенное падение – в полтора и более раз), что связано большей частью с запрещением использования наиболее эффективного метода промысла. Но новый флот могут вводить только те страны и только на тот объем, который им выделен по конвенциям. И эти страны – США, Япония, Южная Корея и Тайвань.

Мексика и некоторые латиноамериканские страны ведут промысел в центрально-восточной части Тихого океана и Мексиканском заливе – но этот тунец в ИЭЗ государств, и понятно, что туда никого со стороны не допускают.

Так что этот тунцеловный сейнер просто не сможет работать, для него отсутствует ресурс. Тогда для чего этот проект? Для освоения другого ресурса – бюджетных денег?

То же самое касается другого проекта – выполнение ОКР «Разработка концептуального проекта большого морозильного траулера для добычи ставриды в Тихом океане» Шифр «БМРТ-ставрида». По нему заказ Минпромторга достался ЦТСС.

Эксперты РИА Fishnews.ru утверждают, что относительно ресурса ставриды также не стоит строить иллюзий. Сейчас обсуждается возможность введения многолетнего моратория на промысел за пределами экономической зоны Чили и Перу. (Квота РФ составляет 16 тыс. тонн, то есть одна треть того, что нужно для работы одного современного судна).

Возможно, кого-то могут ввести в заблуждение цифры, которые есть в проекте госпрограммы по развитию рыбной отрасли? Там сказано, что «согласно расчетам бассейновых научно-исследовательских институтов, ОДУ ставриды в ЮТО оценивается в 1,6-2,0 млн. тонн…». Однако на недавнем, первом в этом году заседании комиссии SPRFMO (Новая Зеландия, Окленд, 28 января 2013 г.) делегация РФ вместе с делегациями Чили и Перу внесла предложение об установлении ОДУ ставриды на 2013 г. в объеме 441 тыс. тонн, в то время как Китай предложил считать ОДУ в объеме 360 тыс. тонн, а ЕС, потерявший интерес к промыслу, США (не ведет промысел) и Новая Зеландия настаивают на ОДУ в 300 тыс. тонн. То есть нет этих 1,5-2 млн. тонн ресурса, и РФ, максимум, на что может рассчитывать – на несколько десятков тыс. тонн. Так кому нужен проект БМРТ «Ставрида», если нет ресурса?

Это касается только двух проектов Минпромторга стоимостью 75 млн. рублей.

Возможно, в этом и заключается фокус: на конкурс выводятся «мертвые» промысловые суда, которые никто строить не будет и уже поэтому никто не будет реально даже пытаться оценивать эффективность и профессиональную состоятельность концептуальных проектов. Но, судя по всему, этими суммами дело не ограничится. Скорее всего, будут поэтапно разрабатываться проекты в объеме судостроительного контракта, а далее рабочая документация для «строительства». Так что бюджетных денег на ветер еще вылетит немало.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: ОДУкитайкореяправительстворосрыболовствосудостроениесшаяпония
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28