Новости
Рабочая группа при Минсельхозе обсудила проекты постановлений правительства по «инвестиционным квотам»

«Инвестиционные квоты» разобрали по объектам

Рабочая группа при Минсельхозе обсудила проекты постановлений правительства по «инвестиционным квотам». Большая часть замечаний относилась к выделению ресурсов для береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

Малому и среднему флоту предложили разнорыбицу

Первое после принятия поправок в закон о рыболовстве заседание рабочей группы по подготовке предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса было целиком посвящено проектам постановлений Правительства, определяющих механизм квот на инвестиционные цели. Открывая обсуждение, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что в целом рыбацкое сообщество как на Дальнем Востоке, так и на Северном бассейне «положительно и позитивно» оценивает разработанные документы.

Сбор замечаний и предложений от общественности завершился 16 сентября. По словам замглавы ведомства Петра Савчука, всего поступило более 800 предложений, которые были проанализированы и учтены при подготовке новой редакции подзаконных актов. Членов рабочей группы ознакомили с поправками, внесенными в связи с недавними поручениями президента.

В частности, в перечень объектов инвестиций для Дальнего Востока включены среднетоннажные и малотоннажные суда, а также береговой завод мощностью около 10 тыс. тонн сырья в год. Ресурсы для них предложено выделить в четырех районах промысла: на Восточной и Западной Камчатке, Северных и Южных Курилах. Предполагается, что в основном это будет добыча таких объектов, как треска, терпуги, камбалы, кальмар, макрурусы, палтусы, навага – с доставкой уловов на берег. По каждому промрайону может быть распределено до 20-30 тыс. тонн «инвестквот». Например, среднетоннажное судно для Восточной Камчатки может рассчитывать на 1,5 тыс. тонн ВБР, привел пример Петр Савчук.

Требования к судам устанавливаются минимальные, необязательно даже наличие перерабатывающей фабрики. А вот по береговым заводам – для Северного бассейна также предусмотрен новый вариант с загрузкой от 5 тыс. тонн сырья в год – предписано перерабатывать не менее половины улова на филе или иную продукцию высокой степени переработки. «Мы ожидаем, что на Дальневосточном бассейне может быть построено порядка 50 судов и около 10-12 заводов», – озвучил прогноз замруководителя федерального агентства, добавив, что строительство малого и среднего флота можно будет организовать и на дальневосточных верфях.

Рыбаки против «бумажных судов»

По типам рыбопромысловых судов – объектов инвестиций на заседании особых споров не возникло. Рыбаки преимущественно настаивали на уточнении ряда формулировок в процедуре выделения «инвестиционных квот». Необходимо прописать, что закрепленная доля предоставляется только после ввода в эксплуатацию судна или завода – до этого момента ресурсы распределяются между пользователями на общих основаниях – и после окончания срока действия договора возвращается в ОДУ, отметил председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев.

Нормативным актам нужно больше четкости, поддержал позицию мурманчан президент ВАРПЭ Александр Фомин. А глава Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков рекомендовал также отразить в постановлениях принцип или формулу, по которым рассчитываются выделяемые под инвестиции объемы водных биоресурсов в различных подзонах.

Председатель Союза рыбопромышленников Запада Сергей Маслов предложил разрешить освоение «инвестиционной квоты» только построенными под нее судами. «Чтобы не было у нас «бумажных судов»: понастроили судов, поставили у стеночки, получили квоты, а работаем старым флотом», – предостерег руководитель объединения. Наличие возможности захода в отрасль любых игроков, не имеющих квот, плюс отсутствие ограничения на освоение «инвестиционной квоты» любыми судами – это прямой путь к целому классу рантье, высказал аналогичную точку зрения Александр Дупляков.

В свою очередь руководитель Координационного совета «Севрыба» Вячеслав Зиланов назвал закрытым характер разработанных документов: «Если что-то изменится, подкорректировать их будет невозможно. Ведь это рыбный промысел, колеблющаяся сырьевая база, изменяющиеся условия».

Не решенный до сих пор вопрос с локализацией при строительстве судов прокомментировал Петр Савчук. «Мы рассчитываем, что в актах Правительства будет установлен уровень локализации как доля от стоимости строительства. При этом будет предусмотрен поэтапный подход. По нашему мнению, на первом этапе до 2020 года уровень локализации должен быть не менее 30%, в последующем он может быть увеличен до 50% – начиная с 2022 года. Сейчас проводятся активные консультации с Минпромторгом в этой части», – рассказал замглавы федерального агентства.

Иваси в нагрузку

Повисшей в воздухе темой осталось строительство флота для освоения перспективных объектов промысла, в первую очередь тихоокеанской сардины (иваси). «Концепции строительства сырьевого рыбодобывающего флота мы так и не увидели. Ведь это достаточно серьезные затраты, я уже не говорю о строительстве рыбоперерабатывающего флота – плавбаз и плавзаводов, если говорить об ивасевой путине», – напомнил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

«С одной стороны, нас призывают вылавливать иваси, но вот строительство сырьевого флота никак не предусмотрено, – указал он на противоречивую политику Росрыболовства. – Если мы хотим российскую добычу увеличить на 25%, а именно такие цифры дает наука, то нам надо это пересмотреть».

Однако, по мнению Петра Савчука, построенные под «инвестквоты» крупнотоннажные, среднетоннажные и малотоннажные суда помимо основной загрузки можно задействовать и на промысле сардины-иваси и скумбрии. «Технологические возможности этих судов вполне способны работать по этим объектам, что максимально загрузит флот, снизит риски инвесторов и даст дополнительную эффективность», – уверен замглавы ФАР.

Такой подход не вызвал энтузиазма у рыбаков. Вячеслав Зиланов в очередной раз удивился странной логике, когда для инвестиционных целей отбирается «четыре вида, которые используются почти на 100% действующим флотом, более того, имеются даже избыточные промысловые мощности». В то же время потери отрасли от недоиспользования сырьевой базы – по причине отсутствия специализированных судов – будут расти с каждым годом.

«Понятно, что речь идет о стимулировании наиболее важных и валютоемких объектов промысла, но сегодня мы уже 400 тыс. тонн не выловим, на следующий год – миллион тонн», – оценил последствия от «дележки минтая» Александр Фомин.

Берег раздора

Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев обратил внимание на недостаточную проработку порядка распределения «инвестквот» для береговых перерабатывающих предприятий, в частности отсутствие связи между объективными физическими характеристиками производства и размером предоставляемой квоты. «Возникает явная угроза инфицирования отрасли новыми рантье», – предупредил он.

Чтобы избежать таких рисков, АДМ советует повысить порог допустимой задолженности заявителя перед бюджетом – не более 5% от балансовой стоимости активов, – установить четкие количественные и качественные показатели для инвестиционных проектов и проверять достоверность сведений об общей стоимости объектов строительства.

Еще одним вариантом профилактики возвращения рантье, по мнению рыбаков, может стать допуск к участию в заявочной кампании только предприятий, у которых уже есть квоты. В противном случае через 15 лет инвестор, выставивший только финансовые гарантии, столкнется с проблемой необеспеченности судна ресурсами, полагают в Союзе рыбопромышленников Севера.

Впрочем, угрозу видят далеко не все. Закон действительно дает возможность инвестировать в береговую переработку, в том числе среднему бизнесу, считает директор ООО «Диомидовский рыбный порт» Павел Николаев. «Мы очень заинтересованы в квотах господдержки, и мы готовы работать, выстраивать такую модель, производить высококачественные продукты не только для Приморского края», – подтвердил он.

Для ускорения процесса строительства береговых фабрик, по мнению руководителя компании, необходимо максимально вычистить постановления от административных барьеров. К ним относятся графики строительства, согласования и проверки со стороны Минпромторга, слишком короткий срок для подачи заявки, ограничения по рейтингу банков и завышенный размер банковской гарантии. Излишним, на взгляд Павла Николаева, являются и требования к локализации для береговых предприятий.

«В строительном кодексе есть понятие «строительство и реконструкция». Если мы заложим в подзаконных актах проекты реконструкции, то сможем сократить до года всевозможные согласования и получение разрешений для всего остального», – предложил руководитель порта.

Резко против такой инициативы выступил председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев. «Ни в коем случае нельзя допускать реконструкций старых зданий, о которых говорили коллеги с Дальнего Востока, потому что по всей стране стоят старые заводы. Затратным методом такое здание сразу можно оценить в несколько миллиардов, потому что в СССР они строились огромными», – заявил он корреспонденту Fishnews.

«Надо ставить новые здания по современным европейским нормам. В этом случае сохраняется абсолютная прозрачность при строительстве и защите проекта. А бесконтрольное вписывание в старое здание нового завода – это как раз и есть непрозрачный механизм. Если для фабрик допустить реконструкцию, то нужно разрешить и реновацию старых судов. Но тогда цели «инвестквоты» регулятор не достигнет в принципе, цель – создать что-то новое», – подчеркнул Игорь Зубарев.

С другой стороны Герман Зверев не увидел препятствий в отборе банков по рейтингу. «Речь идет о распределении 500 тыс. тонн, а с учетом дополнительных объектов, наверное, и 600-650 тыс. тонн водных биоресурсов. Безусловно, при этом должна учитываться финансовая оценка только тех первоклассных банков, которые Росрыболовство внесло в перечень», – привел аргументы президент АДМ.

Регионы прогнозируют потери

Зампредседателя правительства Сахалинской области Сергей Подолян, отметив оперативную работу Минсельхоза и Росрыболовства по доработке проектов, оценил возможные потери от «инвестиционных квот» для регионального бюджета на уровне 260 млн. рублей – из-за выпадающих 80 тыс. тонн минтая и 10 тыс. тонн сельди. В отличие от звучавших с трибун ВЭФ амбициозных заявлений «Русской рыбопромышленной компании» о строительстве шести крупнотоннажных траулеров, у островных предприятий в бизнес-планах на ближайшие годы нет новых судов. «Мы приглашаем «Русскую рыбопромышленную компанию» для компенсации выпадающих доходов бюджета зарегистрироваться в Сахалинской области», – обратился он присутствующему на заседании представителю компании.

Что касается береговых рыбоперерабатывающих предприятий мощностью свыше 50 тыс. тонн, то для них не задано никакой привязки к территории приморского субъекта Федерации или к приемке свежей и охлажденной рыбы. Это фактически дает возможность предпринимателям отказаться от производства продукции из свежей и охлажденной рыбы и закрывает перспективы для прибрежного рыболовства. И это притом, что в новом законе создана преференция (коэффициент 1,2) для тех, кто доставляет свежую и охлажденную рыбу на берег. Более того, очень жестко прописана необходимость установки оборудования для переработки минтая – на филе и фарш. «В нашем понимании, это отторгает субъектового инвестора от строительства такого завода на территории, что опять же будет бить по налогам субъекта Федерации», – предупредил Сергей Подолян.

«К сожалению, очень плохо прописана сама концепция, условия выделения квот и требования к строительству объектов береговой переработки», – констатировал Александр Фомин. По его словам, поскольку речь идет о прибрежном рыболовстве, нужно определиться с четкими критериями работы и размещения заводов. «В этих вопросах должны участвовать губернаторы прибрежных субъектов, которые понимают, как это стимулировать», – уверен президент ВАРПЭ.

Илья Шестаков согласился, что вопросы освоения квоты на построенных судах и критерии для береговых фабрик нуждаются в дополнительной проработке, но высказался против перевода рыбоперерабатывающих предприятий только на охлажденное сырье. Сложно исполнимым, по его словам, выглядит и пожелание регистрации заводов в прибрежных регионах, поскольку речь идет об ограничении свободы предпринимательства. Это вопрос развития территорий, его надо поднимать на уровне правительства», – выразил мнение руководитель Росрыболовства.

Он пообещал по возможности учесть замечания рабочей группы, но подчеркнул, что они должны способствовать выполнению главной задачи – изменению структуры производства. «Для нас необходимо, чтобы «инвестиционные квоты» заработали с момента принятия постановления», – заключил Илья Шестаков и поблагодарил рыбопромышленников и ассоциации за активную работу над проектами постановлений.

Fishnews

  • Рабочая группа при Минсельхозе обсудила проекты постановлений правительства по «инвестиционным квотам»
  • Рабочая группа при Минсельхозе обсудила проекты постановлений правительства по «инвестиционным квотам»
  • Заседание рабочей группы при Минсельхозе. В центре - заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей ПОДОЛЯН
  • Заместитель руководителя Росрыболовства Петр САВЧУК и глава Федерального агентства по рыболовству Илья ШЕСТАКОВ
  • Руководитель Координационного совета «Севрыба» Вячеслав ЗИЛАНОВ
  • Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ
  • Председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь ЗУБАРЕВ, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий МАРТЫНОВ, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения УВАРКИНА
  • Выступает Министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Алексей КОРОТЕНКОВ
  • Глава Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр ДУПЛЯКОВ
  • Рабочая группа при Минсельхозе обсудила проекты постановлений правительства по «инвестиционным квотам»
  • НазадМетки: ОДУадмварпэдальний востоккальмаркамчаткакрабнавагаправительстворосрыболовство
    Поиск по дате / Календарь новостей
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • 29
    • 30