Кто разомкнет биржевой круг?
Вопрос развития организованных (биржевых) торгов рыбопродукцией в России все больше напоминает бег по замкнутому кругу. Госструктуры ждут от участников рынка деятельной инициативы, а бизнес от государства – привлекательных условий с сохранением свободы действий. При этом обе стороны ссылаются на отсутствие инфраструктуры биржевых площадок, без которых развитие данного направления, по их словам, невозможно. На этом фоне уже мало кто вспоминает про сами механизмы биржевых торгов. Между тем, напоминают эксперты, как раз сейчас, в условиях кризиса, эти рабочие инструменты способны обеспечить определенные гарантии и продавцу, и покупателю.
Торгам быть
Сложно, конечно, утверждать со стопроцентной уверенностью, но вероятность того, что организованные торги продукцией из водных биоресурсов (ВБР), в том числе на экспорт, в России будут внедряться, достаточно велика. Хотя бы потому, что соответствующие поручения президент Владимир Путин давал уже неоднократно, начиная с 2013 г. А также потому, что механизмы биржевой и аукционной торговли вошли в национальный план развития конкуренции и дорожную карту к доктрине продовольственной безопасности страны.
В 2019 году первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов утвердил отдельный план мероприятий по системному развитию организованных торгов на товарных рынках. Среди прочего в нем предусматривается развитие биржевых торгов продукцией из ВБР и стимулирование хозяйствующих субъектов к такому формату торговли. Вслед за этим последовало утверждение соответствующей дорожной карты, разработанной ФАС России. В нее вошел целый ряд мероприятий с участием министерств и ведомств, биржевых структур, Центробанка, союзов и ассоциаций.
Разработчики плана предусмотрели выработку различных преференций для участников торгов. Например, льготные тарифы на перевозку рыбопродукции, реализованной на бирже, повышение доступности портовой инфраструктуры для такой группы участников рынка.
Параллельно антимонопольная служба предложила и более привычные для себя механизмы «стимулирования интереса» у бизнеса. Для рыбного сектора это подготовка предложений по определению минимальной величины отдельных видов продукции из водных биоресурсов для обязательного выставления на торги. А также проработка идеи увязать участие в организованных торгах с получением права на вылов.
Путем проб
Обсуждение идей по развитию организованных торгов продукцией из водных биоресурсов ведется на заседаниях профильного подкомитета Биржевого комитета ФАС России.
О том, какие пункты дорожной карты были реализованы на практике еще до ее принятия, на заседании подкомитета в ноябре 2019 года рассказал представитель АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» (ДАРД). Говорилось об опыте и выводах, которые позволила сделать работа по организации торгов российской рыбой и морепродуктами на площадке Биржи «Санкт-Петербург» (БСП), начатая еще в 2014 году. Что важно – по инициативе бизнеса.
Помимо проработки аукционных, а затем и биржевых механизмов и выхода на заключение реальных сделок с рыбо- и морепродукцией, в течение пяти лет ДАРД совместно с БСП вели просветительскую работу. Создавались обучающие курсы (на базе ДАРД, Дальневосточного федерального университета, Дальрыбвтуза), для участников рынка проводились семинары и конференции, в том числе международные. В онлайн-торгах, на которых выставлялась продукция непосредственно от производителя, принимали участие отечественные и зарубежные покупатели. Развивался институт брокерства.
Презентации рыбной биржи проходили и на площадке Восточного экономического форума. В 2015 году итогом этого стало подписание соглашений о сотрудничестве в развитии организованных торгов с главами Приморья и Камчатского края.
Однако важнейшим событием этих лет была презентация возможностей биржевой торговли рыбой на объединенном стенде Росрыболовства на ВЭФ-2017. Особую активность в отношении российского биржевого проекта на этом фоне начали проявлять госструктуры Китая и Республики Корея: финансовые организации, частные инвесторы и компании-покупатели из этих стран.
Что касается товарных объемов, то, по информации представителей биржи, к концу 2019 года ежедневно на торги выставлялось более 5,5 тыс. тонн рыбопродукции. Наиболее активные продажи велись в рамках программы «Приморская рыба» с участием регионального ретейла. Однако в этом году удержать взятый темп помешала пандемия коронавируса, болезненно ударившая по сегменту розницы.
Есть у «Дальневосточного аукционного рыбного дома» и опыт заключения форвардных (фьючерсных) сделок. С использованием таких механизмов в прошлом году была продана 1000 тонн рыбопродукции, произведенной камчатской компанией «Корякморепродукт». Результатом остались довольны и продавец, и покупатель.
В ожидании инициативы
Казалось бы, первые шаги сделаны. Опыт доказал: рыба – биржевой товар. Механизм торгов подтвердил свою надежность и безопасность. Активный интерес со стороны иностранных рынков и инвесторов определился сразу.
Однако массового отклика от рыбопромышленных предприятий так и не последовало. Именно на этот факт в первую очередь обратили внимание в Федеральном агентстве по рыболовству. Этим ФАР аргументировало свою позицию в отношении перспектив субсидирования из федерального бюджета льготных тарифов «Российских железных дорог» на перевозку рыбопродукции, реализованной на биржевых торгах. В Росрыболовстве отмечают: такие меры преждевременны.
К слову, по той же причине нецелесообразными в настоящее время такие шаги признали и в самой РЖД.
Не поступало в федеральное агентство и позиций или каких-либо предложений по развитию организованных торгов от участников рынка. Не проявили активность в этом вопросе и субъекты РФ: ведомство заявило об отсутствии предложений по созданию пилотных проектов, которые решали бы вопросы логистики для «биржевой» рыбопродукции или стимулировали интерес участников рынка к торгам.
В Росрыболовстве отмечают: системное развитие организованных торгов продукцией из ВБР возможно только после того, как будет подготовлена инфраструктура биржевых площадок, а рыбохозяйственные организации и ретейл сформируют устойчивый интерес к такому формату торгов.
Вместе с тем определенную оценку и даже предложения от рыбаков по этому вопросу нам все-таки удалось найти. Причем в открытом доступе.
Так, на сайте Всероссийской ассоциации рыбопромышленников 30 сентября 2019 года была опубликована информация о том, что ВАРПЭ направила в антимонопольный орган свою позицию по развитию биржевой торговли. Основную часть мероприятий, предложенных ФАС в рамках дорожной карты, ассоциация поддержала, но по ряду ключевых вопросов выразила несогласие либо предложила свое видение.
Например, отраслевое объединение, как и отраслевой регулятор, не увидело смысла в субсидировании железнодорожных тарифов на перевозку «биржевой» рыбы. Вопрос, по мнению ВАРПЭ, надо ставить о льготных перевозках всех водных биоресурсов. Не согласны в ассоциации и с «необходимостью включения обязательных требований по использованию биржевых торгов для продажи рыбной продукции на экспорт и на внутренний рынок в условия получения квот на вылов».
В то же время объединение готово участвовать в разработке предложений о минимальных величинах по отдельным видам ВБР, выставляемым на организованные торги. В целом поддержала ассоциация и планы по развитию таких торгов рыбной продукцией в регионах, созданию индикатора биржевых цен на водные биоресурсы, запуску торгов фьючерсами на рыбу.
Оценку перспектив развития рыбной биржи и конкретные предложения высказывают и сами рыбопромышленники. Например, такой крупный игрок в отрасли, как группа «Норебо».
В статье, опубликованной на интернет-портале Fishnews.ru, представитель холдинга Сергей Сенников называет нецелесообразными предложения ФАС России сделать биржевую торговлю обязательным дополнительным каналом сбыта рыбной продукции. По мнению группы «Норебо», такая позиция ухудшает конкурентоспособность компаний на внутреннем рынке, создает дополнительную финансовую нагрузку для российских производителей и не позволяет достигнуть целей Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса.
Развитие рыбной биржи необходимо начать с привлечения покупателей, уверены в группе «Норебо». Недостающий на бирже спрос способны восполнить крупные федеральные торговые сети и оптовики, рыбоперерабатывающие предприятия и организации общественного питания. Это же позволит сделать прозрачной систему сетевых наценок и приведет к удешевлению продукции для потребителей.
В связи с этим «пороговые» значения предлагается применить не к продавцам, а к покупателям рыбной продукции. «Для последних должны быть предусмотрены минимальные величины по отдельным видам ВБР и рыбной продукции, закупаемым на аукционных или биржевых торгах», – отмечает Сергей Сенников.
Дополняя список барьеров на пути к бирже, которые определяет для себя бизнес, генеральный директор ДАРД Сергей Лелюхин назвал пресловутый вопрос инфраструктуры. Бизнес, как и государство, рассчитывает на инициативу в этом вопросе со стороны. Ведь инвестировать в создание того, что без поддержки государства может оказаться убыточным, – большой риск для коммерсантов.
Возникает парадокс: и государство, и участники рынка ждут друг от друга инициативы, т.к. без нее никто не решается первым на серьезные шаги. Или по каким-то причинам не хочет этого делать…
Между тем, еще в 2017 году на российско-китайской ЭКСПО в Харбине «Дальневосточный аукционный рыбный дом» представил проект строительства во Владивостоке комплекса для биржевой и аукционной торговли рыбопродукцией, с оптово-распределительным центром и холодильником. Большой интерес к проекту проявила Хэйлунцзянская корпорация по технико-экономическому сотрудничеству КНР, заключив с ДАРД соглашение о сотрудничестве. Строительство планировалось вести за счет кредитных средств: их российской компании обязался предоставить Банк развития Китая (China Development Bank) через Россельхозбанк. Речь шла об 1 млрд рублей инвестиций на первоначальном этапе. Но в итоге проект уперся в земельный вопрос, который не разрешился до сих пор.
«Я согласен, что строить инфраструктуру надо. Мы в этом направлении сделали все от нас зависящее. Думаю, что дальше эту задачу необходимо решать через механизм государственно-частного партнерства, – отмечает Сергей Лелюхин. – Раз есть заинтересованность обеих сторон, то и движение должно быть встречным».
Но, добавляет он, должна присутствовать в этом процессе и некая структура – государственная, финансовая или общественная, – которая выступила бы организатором этого движения. Движения уже осмысленного, с пониманием того, что должно быть в результате и как это можно достичь. ДАРД, со своей стороны, готов активно содействовать общему процессу.
А чтобы бизнесу не остаться в позиции догоняющих и приспосабливающихся, активность важно проявлять прямо сейчас, уверен руководитель «Дальневосточного аукционного рыбного дома».
Рабочие инструменты
Вместе с тем в процессе обсуждения стратегических вопросов и инициатив ФАС на второй план отошел сам смысл организованных торгов. Но именно сегодня, в условиях кризисного рынка, биржевые механизмы способны стать рабочим инструментом при реализации многих задач, отмечают эксперты.
Так, использование механизма авансового финансирования при заключении сделок на бирже способно помочь предприятиям отрасли в подготовке к промыслу, укреплении и расширении производственной базы. К тому же такой формат повышает оперативность и прозрачность торговых операций, существенно снижая необходимость личных контактов.
«В случае заключения фьючерсного контракта рыбак уже обеспечивает своей будущей продукции сбыт и получает за нее аванс. А покупатель – уверен в том, что товар надлежащего качества будет поставлен в срок, и может рассчитывать на корректировку окончательной стоимости покупки с учетом текущей ситуации на рынке», – пояснил Сергей Лелюхин.
Предварительная реализация продукции на биржевых торгах способна решить и вопрос со сбытом дальневосточной рыбы, которая будет отправляться по Северному морскому пути в западные регионы страны, отмечают в ДАРД. Напомним, что глава Камчатского края Владимир Солодов на совещании у президента обозначил перспективы рыбного потока по Севморпути: на первом этапе он может составить 50-60 тыс. тонн лососевых в год, а в перспективе – до 250-300 тыс. тонн. Но именно проблему реализации своей продукции в регионе доставки рыбаки называют в качестве одного из серьезных препятствий.
Биржа позволяет расширять границы рынка как для товаропроизводителя, так и для покупателя. Тем более что сегодня в торгах на российской бирже полноправно участвуют и иностранные покупатели.
Важную роль механизмы организованных торгов играют также в формировании реальной рыночной цены на продукцию.
Помимо этого, как уже показал опыт, такой инструмент может успешно использоваться для реализации социальных проектов. Сами же рыбаки давно говорят о заинтересованности в госзакупках рыбы на площадке биржи.
«Сегодня весь мир на фоне пандемии осознал, что жить, как прежде, уже не получится. Без освоения новых инструментов и навыков, без привлечения онлайн-технологий не обойтись, – уверен Сергей Лелюхин. – Но если обычный потребитель может закрывать свои потребности за счет интернет-магазинов, то для продаж в масштабах целой отрасли нужны другие инструменты и другие площадки. Биржа – это совершенно другой уровень торговли, настало время его осваивать и рыбакам».
Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Август 2020 г.