Крупным планом

28 декабря 2020 года
С первых дней работы на промысле новые траулеры-сейнеры РК им. Ленина доказали: силы и средства, которые вкладываются в строительство флота, не напрасны

Инвестиции в настоящее

Даже в последние недели уходящего года отрасль не сбавляет рабочий темп: продолжается промысел, идет выдача разрешений на вылов и планирование работы на следующие 12 месяцев. Наравне с традиционными объемами Росрыболовство распределило в декабре и новую партию квот под инвестиции. Впервые пользователи смогли приступить к освоению этого вида квот в 2020 году. В числе таких компаний оказался камчатский Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина, который годом ранее успешно предъявил комиссии первое построенное в России современное рыболовное судно.

В этом году активный участник программы инвестквот не только продолжил вводить в эксплуатацию новые объекты, но и заявил о планах на дальнейшее строительство.

ПОПОЛНЕНИЕ НА ПРОМЫСЛЕ

Первые инвестиционные квоты за РК им. Ленина были закреплены в 2018 году: это были объемы вылова трески, камбал, терпуга, кальмара, наваги, макруруса и палтуса под строительство трех судов – инвестиционных объектов типа «Г-1».

На сегодняшний день все траулеры-сейнеры серии по проекту SK-3101R сданы. Два судна – «Ленинец» и «Командор» – уже работают на промысле в Дальневосточном бассейне, третье было передано заказчику 27 ноября 2020 года. В торжественной церемонии, которая прошла на калининградском заводе «Янтарь», принял участие замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. «Это действительно важное и уникальное событие. Это первые суда, которые обновят рыбопромысловый флот Российской Федерации», – отметил глава федерального агентства, поздравляя коллектив верфи и руководство рыбацкого предприятия с завершением строительства.

Особую важность появления современного промыслового флота на Камчатке отмечают и в региональном правительстве. «Эти суда будут решать вопросы продовольственного обеспечения жителей полуострова. Отрадно, что это будет продукция совершенно иного качества, которая позволит придать новый импульс развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатского края», – заявил ранее министр рыбного хозяйства края Андрей Здетоветский на церемонии поднятия флага на втором судне из серии новых траулеров-сейнеров.

Справка: Траулер-сейнер проекта SK -3101 R – это многофункциональное судно, предназначенное для добычи различных видов водных биоресурсов, в том числе дальневосточной сардины (иваси) и скумбрии. Позволяет вести промысел донным и пелагическим тралами, снюрреводом и кошельковым неводом. Длина – 50,6 м, ширина – 12 м, водоизмещение – 2340 тонн, мощность главного двигателя – около 2200 кВт, скорость полного хода – около 13 узлов. Хранение улова осуществляется в RSW-танках (с охлаждаемой морской водой).

О том, как суда-«новобранцы» обживаются на Камчатке, Fishnews рассказал председатель Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергей Тарусов:

– И «Ленинец», и «Командор» уже работают на промысле. Практически никаких сложностей с их вводом в эксплуатацию не возникало, а какие-то небольшие нюансы, неизбежно проявляющиеся в ходе эксплуатации новых судов, никак не отразились на уловах. Так что оба траулера-сейнера с первого дня начали показывать хорошие результаты и, можно сказать, даже превзошли наши ожидания. Мы довольны и качеством новых пароходов, и их работой.

Тем более что тип этих судов экипажам был уже известен: все они прошли хорошую «тренажерную практику» на нашем «Громобое» (траулер-сейнер, приобретенный РК им. Ленина в Норвегии в 2016 году. – Прим. ред.). Так что на новых сейнерах все было знакомо и понятно, экипажи на 100% имели представление о возможностях таких судов и смогли сразу включиться в работу.

– На каких объектах новые суда уже успели себя показать?

– Они работают на минтае и сельди. Сырец доставляется на береговую фабрику. Процесс выливки улова полностью автоматизирован. За раз такой траулер-сейнер способен доставить на берег порядка 500 тонн рыбы.

– Новые среднетоннажники расширяют состав флота вашей компании или заменяют собой устаревшие суда?

– Мы потихоньку начинаем списывать старый флот: уже ушел один БАТМ, постепенно за ним последуют и средние суда.

– Все три судна – это полная копия друг друга или что-то все-таки пришлось совершенствовать?

– Нет, это один проект, и все три судна полностью одинаковые, никаких отличий между ними нет: по комплектации, оборудованию, внутренней организации – все идентичное.

– Стоит отметить, что последнее в этой серии судно – траулер-сейнер «Василий Каплюк» – получил такое имя уже буквально в последние месяцы перед сдачей (прежде он назывался «Ударником»). Почему было принято решение сменить имя?

– Это действительно свежая и, к сожалению, печальная история для нас. Василий Михайлович Каплюк более 20 лет был капитаном морского рыбного порта Петропавловска-Камчатского. Затем еще порядка 15 лет работал у нас в Рыболовецком колхозе им. В.И. Ленина. Можно с уверенностью сказать, что Василий Михайлович – это знаковая личность для Камчатки, его все очень уважали как хорошего человека и профессионала в своем деле. К сожалению, в июле этого года он ушел из жизни. Мы решили увековечить память о нем, дав имя Василия Михайловича Каплюка новому пароходу, который в скором времени готовимся встретить на Камчатке.

ПРОЕКТЫ В РАБОТЕ

В августе 2019 года Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина заложил на «Янтаре» крупнейший в стране БМРТ «Виктор Гаврилов». После предъявления комиссии этого инвестобъекта, отнесенного к типу «А», камчатское предприятие сможет рассчитывать на дополнительные квоты минтая и сельди.

Справка: Большой морозильный рыболовный траулер-процессор проекта 5670WSD предназначен для лова и переработки пелагических видов рыб. Рыбоперерабатывающая фабрика на борту БМРТ сможет выпускать разделанную и упакованную рыбу, консервы, рыбий жир и муку. Длина судна – 121 м, ширина – 21,6 м, осадка – около 7,9 м, водоизмещение – 14 210 тонн, скорость – 15 узлов. Объем трюмов: морозильных – 2800 м куб., рыбной муки – 1450 м куб. Производительность – 500 тонн по мороженой продукции и 300 тонн по рыбной муке. Экипаж и команда – 148 человек. Это самый крупный из БМРТ, строящихся сегодня на российских верфях.

В настоящее время на калининградской верфи ведется активное строительство. Ожидается, что через год будет полностью готова корпусная часть крупнотоннажного траулера-процессора и к концу 2021 года судно будет спущено на воду. В течение 2022 года по плану будет происходить насыщение БМРТ оборудованием, а в августе 2023 года «Виктор Гаврилов» должен быть передан заказчику.

Судно планируется использовать для работы в экономзоне России, главным образом на минтае, сельди и сардине-иваси. С учетом автономности плавания траулер-процессор сможет месяцами не покидать районы промысла – два экипажа будут сменять друг друга каждые 6 месяцев.

Новое судно также будет оснащено современным оборудованием. Обучение экипажа будет осуществляться параллельно со строительством БМРТ: планируется, что в Калининград отправятся ведущие специалисты РК им. В.И. Ленина. Судовые механики, электромеханики, рефмеханики будут задействованы в установке оборудования и параллельно смогут вникать в его работу, общаясь напрямую с представителями фирм-производителей.

Как и в случае с траулерами-сейнерами, проект траулера-процессора создавался санкт-петербургскими конструкторами и в плотном взаимодействии со специалистами РК им. Ленина. Опытные камчатские рыбаки присутствовали на всех этапах – от прорисовки дизайн-проекта до насыщения будущих судов оборудованием.

Сейчас работа в таком формате продолжается, но уже над малым рыболовным флотом: в 2020 году РК им. В.И. Ленина было гарантировано предоставление квот вылова разнорыбицы после ввода в эксплуатацию 6 малотоннажных судов – объектов инвестиций типа «Д-2».

Планы на новое строительство прокомментировал председатель рыболовецкого колхоза:

– В мае 2021 года приступим к строительству шести малых рыболовных сейнеров, – рассказал Сергей Тарусов. – Осуществлять его будем в Петропавловске-Камчатском. Место строительства еще выбираем – у нас уже есть три варианта, думаю, к январю полностью определимся. Также к концу текущего года у нас будет полностью готов проект, сможем приступать к закупке материалов.

По плану закладка киля первого судна запланирована в мае 2021 года, за 15-17 месяцев первый пароход, думаю, мы построим. На создание остальных судов из серии должно уйти уже меньше времени: программу по строительству шести МРС мы рассчитываем реализовать за три года.

– Расскажите подробнее о проекте будущих судов.

– Наши малые сейнеры будут отличаться от классических 20-метровых МРС-150 – это будут уже 27-метровые суда. Также они будут более мощные и мобильные. Трюм сможет вместить до 60 тонн рыбы против стандартных 20 тонн. Более мощная силовая установка – 600 л.с. Современная ваерная лебедка. Лучше условия труда и отдыха для экипажа.

Новые МРС в целом будут более технологичные – над этим трудятся опытные специалисты. Думаю, пароход должен получиться неплохой, но, как обычно, жизнь покажет.

– Этот проект должен стать колоссальным опытом для Камчатки, ведь фактически прежде здесь осуществлялся только судоремонт. Ваши коллеги уже начинают обновлять камчатский малотоннажный флот, но строят МРС в других субъектах Дальнего Востока.

– Хотелось бы, конечно, чтобы все получилось. Я уверен, что наши специалисты справятся.

Но на этом проекте камчатское предприятие не планирует останавливаться – обновление флота в рамках программы инвестиционных квот продолжится. В ноябре этого года приказом Росрыболовства за Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина закреплены доли квот вылова минтая и сельди в Карагинской подзоне. Эти объемы будут предоставлены предприятию после ведения в эксплуатацию еще двух новых судов – среднетоннажных траулеров-процессоров длиной не менее 50 м (тип объекта инвестиций «В-1»).

БЕРЕГ НЕ ОТСТАЕТ

В августе 2020 года РК им. В.И. Ленина посетил премьер-министр Михаил Мишустин. На предприятии председателя правительства сопровождали министр финансов России Антон Силуанов, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, глава Камчатского края Владимир Солодов и председатель колхоза Сергей Тарусов.

Гости смогли оценить не только новый флот предприятия, но и береговые мощности. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, которые принес этот год, рыболовецкий колхоз смог успешно сдать свой береговой рыбоперерабатывающий комплекс в Петропавловске-Камчатском и получить под него объемы инвестиционных квот – минтая и сельди.

«Я хочу поблагодарить вас за проделанную работу. Это отличный баланс государственно-частного партнерства. Вы смогли здесь организовать глубокую переработку рыбы, рабочие места. А также за то, что инвестиции приходят сюда. Вы создаете не только рабочие места, но и инфраструктуру для людей, это очень важно», – заявил премьер-министр.

– Сергей Борисович, этой весной, когда строительство вашего берегового комплекса уже вышло на финишную прямую, все планы смешал коронавирус. Исландским специалистам, осуществлявшим монтаж и запуск оборудования, пришлось спешно покинуть Россию из-за закрытия границ. Как развивалась ситуация дальше?

– Мы были вынуждены взять паузу, практически на полгода. Планировали сдать завод в мае, но вмешалась пандемия. Наладчики смогли вернуться лишь в конце августа.

Сейчас завод уже официально запущен, работает. Думаю, что до Нового года мы полностью доведем его до совершенства и выйдем на те производственные мощности, которые закладывались в проект. Планируем выпускать широкий ассортимент – около 200 наименований готовой продукции, в первую очередь именно глубокой переработки.

– Это универсальный комплекс?

– Да, будем перерабатывать практически полностью все виды сырья – это и минтай, треска, сельдь, и лосось, камбала, кальмар. Поэтому завод планируем загружать круглый год – и люди будут постоянно обеспечены работой, и фабрика. Это очень важно и в техническом плане, ведь здесь, как с автомобилем: пока ездишь, все в порядке, все работает, а стоит ему постоять 2-3 месяца – то одно, то другое сразу требует ремонта…

– На новом заводе будет и консервное производство?

– Да, будем выпускать консервы и копченую, соленую рыбопродукцию. Новый завод представляет собой трехэтажное здание, где вся площадь занята производством. Третий этаж – это как раз консервное производство, вялка, копчение. А первый и второй этажи – это цеха по выпуску замороженной продукции. Будем ориентироваться больше на производство филе – из минтая, трески, лосося. Это не только было требованием к инвестобъекту, но и наше стратегическое направление: мы сами выбрали его, таково требование времени, такова потребность современного рынка.

– Новый производственный комплекса заменит вашу фабрику в Сероглазке?

– Старую фабрику мы уже остановили. Будем ее модернизировать, убирать устаревшее оборудование. Площади останутся, а как именно их использовать, будем думать. В любом случае это будет производство готовой продукции, в том числе, возможно, и сурими.

– Прежде большой процент вашей продукции был ориентирован на внутренний рынок Камчатки, а как сейчас? Вы уже работаете над расширением рынка сбыта?

– Да, как раз сейчас коммерческая структура нашей компании занимаемся этим вопросом, хотя он, конечно, непростой. Есть сегодня определенные сложности: когда были свободные перемещения, выезды, выставки, было намного проще найти потенциальных покупателей, показать свою продукцию лицом. Сейчас это несколько усложнилось, но мы движемся вперед и в этом вопросе.

Новый завод расположился в непосредственной близости к причалам, куда возвращаются с промысла суда РК им. Ленина для сдачи свежего сырья на переработку. Процесс очень быстрый: по рыбонасосам буквально за считаные минуты улов попадает в приемные бункеры перерабатывающего комплекса, одновременно проходя весовой и видовой учет. Теперь даже не верится, что еще пару лет назад у рыбаков возникали опасения (и не безосновательные) по поводу того, как именно контролирующие органы будут фиксировать такой процесс. Ведь в море сырец из кутка таким же образом сливается в RSW-танки современных судов, по 200-300 тонн, – точный пересчет возможен только на берегу. Но, как подтверждают на камчатском предприятии, поправками, внесенными в правила рыболовства, удалось отрегулировать этот вопрос в достаточной мере, и каких-либо нареканий со стороны органов контроля, пограничной службы по этому поводу сегодня не возникает.

Однако даже после завершения строительства такого современного завода определенные сомнения все-таки еще могут оставаться – как эксплуатировать и обслуживать высокотехнологичное оборудование в столь отдаленном регионе?

– Завод оборудован по последнему слову техники. Представители иностранных фирм-производителей оборудования будут оказывать поддержку в обучении ваших сотрудников?

– У нас действует договор гарантийного обслуживания, и у зарубежных партнеров есть в этом плане обязательства: в течение года они должны обучать наших специалистов. Но дело в том, что сейчас выполнение этих условий тоже затруднено: пандемия, к сожалению, продолжается, а вместе с ней сохраняются и ограничения на передвижения. Но пока нам удается держать связь и производить все необходимые операции в формате видеоконференции. Поэтому наши программисты в постоянном контакте со своими зарубежными коллегами, и такой формат имеет массу преимуществ, позволяет нашим ребятам оперативнее обучаться, разбираться во всех нюансах. Думаю, что они полностью освоят производство даже меньше, чем за год.

На самом деле такой вынужденный глобальный уход в интерактивность дал массу новых возможностей. Сегодня сама жизнь заставляет быстрее соображать, двигаться, ориентироваться по ситуации.

– А насколько современные технологии оптимизируют штат работников вашего берегового производства?

– У нас сейчас, конечно, возросло количество специалистов-автоматчиков, электронщиков, программистов. Изменилась и картина с рабочими специальностями: количественный состав остался практически прежним, но при этом выпуск продукции вырос в 4,5-5 раз!

Самое главное, что мы имеем возможность перерабатывать свежее сырье в кратчайшие сроки и одномоментно в полном объеме – это первое условие для производства качественной продукции. Рыба ни в коем случае не должна лежать, дожидаясь своей очереди на обработку.

Сегодня мы видим, что у нас получается полностью выстроить эту производственную цепочку: новые суда с танками, которые доставляют улов в охлажденном виде на берег, высокотехнологичная фабрика с ее возможностями и мощностями для качественной и быстрой переработки. В результате и покупатели уже приезжают к нам, видят производство, осматривают качество продукции, и у них складывается положительное мнение.

Но, как и с флотом, одним проектом на берегу Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина не ограничился. Обе дочерние компании рыбколхоза приступили к обновлению своих производственных мощностей – «Командор» на западном побережье Камчатки (строительство объекта ведется под инвестквоты) и «Ударник» на восточном.

Как рассказал Сергей Тарусов, эти проекты не такие высокотехнологичные, как в Петропавловске-Камчатском, но они также направлены на расширение возможностей по рыбопереработке. Оба завода планируется полностью обновить и по составу оборудования, и по производительности. Здесь тоже будут применяться современные решения по выпуску готовой продукции – филе минтая, сельди, красной рыбы. В начале 2022 года проекты планируется завершить полностью.

И все же именно 2020 год в истории рыболовецкого колхоза останется яркой страницей – особым этапом преодолений и свершений.

– Нынешний год для всех оказался непростым, произошел определенный пересмотр ценностей, приоритетов…

– К сожалению, не для всех. Но, думаю, здравомыслящие люди все это видят, понимают, делают выводы.

– Очень надеюсь, что ваши партнеры, задействованные в основных проектах, все-таки прошли эту проверку?

– Да, они оказались в не менее сложной ситуации, чем мы, но в итоге все проявили себя с хорошей стороны. Поэтому, я думаю, что вместе мы достойно пройдем эти испытания. Все равно следующий год будет легче, хотя бы потому, что люди освоились, приспособились к новой реальности. Чему-то эта пандемия научила каждого из нас.

– Что помогало лично вам в этом году справляться с непростыми условиями, нестандартными ситуациями?

– Наверно, понимание того, что нельзя останавливаться. Да, были сложности, но прекратить уже запущенный процесс, свернуть масштабные проекты просто невозможно. Может быть, темпы где-то и снизились, но общее движение все равно сохранилось. Поэтому мы верим, что все обязательно наладится. Знаете, как бывает: за черной полосой всегда наступает белая, самое главное – продолжать двигаться ей навстречу, вперед. Важно не унывать, искать пути решения тех проблем, которые сегодня перед нами ставит жизнь. Это самый надежный способ.

Наталья СЫЧЁВА, газета «Fishnews Дайджест»

Декабрь 2020 г.

В статье использованы фотографии пресс-службы правительства Камчатского края.