Торговля рыбой и морепродуктами

21 июля 2021 года
Экипаж пограничного катера поднимает браконьерскую сеть

Морское браконьерство — что делать дальше?

В журнале «Рыбное хозяйство» недавно опубликованы три статьи, посвященные анализу выполнения Национального плана действий по борьбе с незаконным, нерегулируемым и несообщаемым промыслом (ННН-промыслом), а попросту — морским браконьерством, и предложениям по дополнительным мерам, направленным на его предотвращение.

Дело в том, что действие текущего плана, назовем его так для краткости, фактически закончилось еще в конце 2020 года, и настало время либо разработать новый, либо обновить текущий. Опустив анализ выполнения самого текущего плана, предлагаем читателю этой статьи пройтись по нашим конкретным предложениям для его улучшения.

Начнем с системы спутникового мониторинга (ОСМ)

В настоящее время в России в основном используются две системы ОСМ: британская INMARSAT и отечественная система «Гонец». Ранее также использовалась система ARGOS, имеющая ряд преимуществ перед первыми двумя, но по ряду причин ее использование было запрещено. В связи с этим нам представляется целесообразным провести внешнюю оценку эффективности системы «Гонец», так как, в частности, уже сейчас ясно, что в некоторых районах Арктики «Гонец» не позволяет отслеживать рыбопромысловую и транспортную активность. Было бы полезно также провести независимый сравнительный анализ эффективности различных систем, которые могут быть использованы для спутникового слежения за судами промыслового флота (Inmarsat, «Гонец», SAT-AIS, Argos, Iridium и др.), для совершенствования действующей системы. Предлагаем включить в обновленный план наращивание количества объектов системы «Гонец» и как результат — обеспечение полного охвата им морских районов в высоких широтах.

Также пришло время установки на судах рыбопромыслового флота средств технической аудио- и видеофиксации, а также средств накопления необходимой информации и дистанционного доступа к ней.

Необходимо более активно участвовать в деятельности Международной сети мониторинга, контроля и надзора (МКС, MSC) для повышения эффективности и результативности деятельности мониторинга рыболовства и наладить обмен информацией с организацией Global Fishing Watch («Глобальная рыбацкая вахта»).

Внедрение электронного промыслового журнала (ЭПЖ)

С его помощью рыбаки могут предоставлять в электронной форме данные о добыче, приемке, перегрузке, транспортировке и хранении уловов, а также о производстве рыбной и иной продукции.

Не углубляясь в разбор преимуществ использования ЭПЖ, отметим, что здесь Россия находится в мировом тренде, и уже заключены договоренности об обмене данными с рядом стран. В частности, с Норвегией, Исландией и Фарерскими островами.

Человеческий фактор — куда без него? Наблюдатели на борту рыбопромысловых судов

Первым и главным из недостатков существующей системы работы наблюдателей является отсутствие в законодательстве требований об осуществлении наблюдения в ходе промысла, четкого определения порядка осуществления наблюдения и оформления правового положения наблюдателя на судне. Возникающее вследствие такой неопределенности недостаточное покрытие наблюдениями промысловых операций, отсутствие системы подготовки наблюдателей, невнимание наблюдателей к фиксации прилова, выбросов составляют основу для критики национальной системы управления рыболовством со стороны международных экспертов и неправительственных организаций, включая WWF. Рыбохозяйственные НИИ и рыбаки приняли ряд мер по исправлению ситуации, но ряд проблем остался нерешенными. Необходимо упомянуть, что в настоящее время ведется активная работа по подготовке международных наблюдателей в системе ВНИРО, но статус наблюдателей по-прежнему юридически не оформлен. Необходимость существенного улучшения системы наблюдений признают и контролирующие органы.

В связи с этим считаем целесообразным утвердить на государственном уровне положение о системе наблюдателей и их статусе. Грамотная организация наблюдения не только повысит эффективность работы по выявлению и пресечению случаев осуществления ННН-промысла, но и сможет обеспечить значительное повышение качества информации и данных, используемых для научно обоснованного регулирования промысла. Для работоспособности системы наблюдателей необходима также организация их образования и повышения квалификации на основе имеющегося отечественного и международного опыта.

Следующим пунктом должно стать снижение прилова и выбросов молоди, нецелевых и менее ценных видов, более точная оценка вылова (взвешивание улова и совершенствование орудий лова).

Назрела необходимость перехода от системы учета вылова по выходу продукции на прямой учет, с использованием весовых конвейеров по опыту США на промысле минтая. Для существенного снижения прилова молоди путем повышения селективности промысла необходимо продолжить разработку и испытания на промысле новой траловой сортирующей системы, в первую очередь для наиболее массового промыслового вида – минтая.

Благодаря механизму предоставления инвестиционных квот стало возможным осуществление в России крупнейших со времен СССР проектов по строительству рыбопромысловых судов: закладка серии из десяти 108-метровых траулеров-процессоров, которые строятся на «Адмиралтейских верфях» для Русской рыбопромышленной компании, а также серии из десяти 81-метровых судов для ГК «Норебо», строящихся на Северной верфи, и другие масштабные проекты.

Разработан механизм обновления флота, в котором главным критерием выступает наличие перерабатывающих фабрик полного цикла на борту судов. Такая безотходная переработка должна стать действенной мерой использования в производстве всего объема уловов и способствовать, наряду с другими мерами контроля и совершенствования техники лова (в том числе модернизации орудий лова, в частности пелагического трала), исключению выбросов. Вместе с тем считаем необходимым провести исследования, подобные тем, которые эксперты WWF провели и опубликовали в 2007 году, по соответствию рыбопромысловой мощности используемых судов и величины запасов в основных районах промысла. Избыток промысловых мощностей судов без безотходной переработки уловов на борту неизбежно повлечет рост ННН-промысла.

В целях повышения качества управленческих решений, принимаемых в сфере регулирования промысловых мощностей, и обеспечения права каждого на участие в процессах принятия подобных экологически значимых решений, также полагаем важным обеспечить доступ общественности к информации о количественном и качественном составе рыбопромыслового флота, содержащейся в Государственном рыбохозяйственном реестре.

Повышение роли региональных организаций по управлению рыболовством и внедрение принципов устойчивого использования морских живых ресурсов, экосистемного и предосторожного подходов к их эксплуатации

Региональные рыбохозяйственные организации (RFMO) — это разумный подход к решению вопросов, возникающих в связи с использованием трансграничных и далеко мигрирующих видов морских живых ресурсов. Эти организации являются отражением важнейшей обязанности государств в соответствии с международным правом по сотрудничеству в области обеспечения сохранения и устойчивого использования природных ресурсов: трансграничных или ресурсов за пределами районов национальной юрисдикции. Россия как член различных RFMO должна на двусторонней и многосторонней основе активнее сотрудничать с другими странами — членами RFMO — по вытеснению браконьерских судов как из зон национальной юрисдикции, так и зон действия различных международных соглашений.

Принципы предосторожного и экосистемного подходов в рыболовстве к сохранению морских живых ресурсов в законодательстве Российской Федерации не закреплены. Для закрепления этих принципов требуется внести изменения в федеральный закон от 20 декабря 2004 № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», тем более что это соответствует принятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам.

Заключительным и очень важным этапом является рассмотрение материалов, обосновывающих величины общего допустимого улова (ОДУ) в рамках Государственной экологической экспертизы, осуществляемой Росприроднадзором с привлечением независимых экспертов. До последнего времени материалы, предоставляемые ведомственной рыбохозяйственной наукой, оценивают влияние промысла на целевые промысловые виды и практически не содержат материалов о воздействии промысла на молодь, нецелевые, непромысловые или менее ценные виды. В связи с этим нами вносится ряд предложений по изменению регулирования промысла для эффективности освоения и сохранения добываемых видов:

а) Внести в планы рыбохозяйственных НИИ раздел об оценке влияния рыболовства на морские экосистемы, включая приловы, выбросы молоди, нецелевых видов, включая морских птиц и млекопитающих, донную фауну и т.п.

б) Внести в функционал ЭПЖ разделы о приловах и выбросах.

в) Установить обязательное требование к материалам, обосновывающим лимиты изъятия водных биоресурсов (материалам рекомендаций ОДУ), о включении в их состав информации о прогнозируемом воздействии промысла на молодь, нецелевые, непромысловые или менее ценные виды с учетом предлагаемого ОДУ.

Для более эффективного и гибкого управления рыболовством пришло время обеспечить более полное участие отраслевого сообщества в управлении запасами водных биоресурсов (ВБР).

В связи с этим представляется, что управление рыболовством должно основываться на долгосрочном праве рыбаков на ресурсы (т.н. right-based management). Это может помочь сохранить баланс между экономическими, экологическими и социальными потребностями. Правообладатели на добычу (вылов) ВБР, которые имеют большую заинтересованность в сохранении ресурса, мотивированы взять на себя больше ответственности за управление. Это особенно касается оперативного планирования производственной деятельностью, научно-исследовательских функций, а также создания новых возможностей для вовлечения правообладателей в сферу мониторинга.

Долгосрочное право на ресурс должно стимулировать судовладельцев не только соблюдать обязательства по освоению ВБР и отраслевое законодательство, не допускать факторов ННН-промысла, включая выбросы молоди и менее ценной рыбы за борт, но и строить долгосрочную стратегию на будущее, в том числе обновлять производственные мощности для более глубокой переработки, совершенствовать технику лова, снижать воздействие на окружающую среду.

Для более активного участия общественности в управлении рыболовством необходимо:

- Обеспечить доступ общественности к отчетам по выполнению Национального плана действий по предотвращению, ограничению и ликвидации незаконного, нерегулируемого и несообщаемого промысла (ННН-промысла).

- Сделать общедоступными данные отслеживания рыболовных и транспортных судов, публиковать информацию о практике правоприменения по выявленным нарушениям законодательства в области рыболовства.

- Усилить роль научно-промысловых и рыбохозяйственных советов, обеспечив обязательное обсуждение рекомендаций ОДУ в бассейновых научно-промысловых советах с включением отчетов по рассмотрению такого обсуждения и учету предложений и замечаний к обоснованию ОДУ в материалы для государственной экологической экспертизы.

- Принять всесторонние меры для развития органов рыбоохраны как на федеральном, так и на региональном уровне, включая поиск возможностей для увеличения количества инспекторов и улучшения их материально-технического обеспечения.

Помимо управленческих решений необходимо активнее использовать меры регулирования рынка для увеличения спроса на продукцию ответственного рыболовства и установления торговых барьеров для браконьерской продукции.

Цель их заключается в том, чтобы не допускать на международный и российский рынок рыбопродукцию, полученную посредством ННН-промысла. Такие меры могут включать запрет на продукцию из государств, чьи суда были замечены в подрыве мер по сохранению рыбных запасов и управлению ими, или отказ от отдельных поставок, не имеющих требуемой документации, подтверждающей их законное происхождение. В этой связи предлагаем внести изменение в определение ННН-промысла, добавив к триаде «незаконный, несообщаемый и нерегулируемый» словосочетание «незаконно реализуемый».

Одним из механизмов «изгнания» из оборота браконьерской продукции служит прозрачность цепочек поставок, т.н. их прослеживаемость, как говорится «от лодки до глотки». Отметим, что внедренная система «Меркурий» скорее является элементом электронного документооборота, чем механизмом прослеживаемости, т.к. единицы товара не маркируются уникальным кодом, что затрудняет механизм прослеживаемости.

Евросоюз и другие страны давно ввели т.н. сертификаты происхождения рыбопродукции. Видимо, и России пришла пора разработать аналогичный механизм и ввести такое требование к поставщикам ввозимой в страну рыбопродукции. Это позволит с одной стороны, поставить заслон нелегальной и не всегда качественной рыбопродукции сомнительного происхождения, с другой — устранить дисбаланс в отношении нашей рыбопродукции, при экспорте которой такие сертификаты, в отличие от импорта, необходимо предоставлять.

В настоящее время принята Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года, поэтому и Национальный план подлежит обновлению с учетом отраслевых стратегических целей.

Учитывая предполагаемую открытость подготавливаемых Минсельхозом и Росрыболовством докладов в Правительство Российской Федерации, предлагается соответствующим ведомствам обеспечить публичный характер этих документов.

Константин Згуровский, к.б.н., старший советник программы по устойчивому рыболовству Всемирного фонда природы (WWF, Russia)

Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ)

Татьяна Шувалова, директор программы «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» Всемирного фонда природы (WWF, Russia)

Fishnews

Июль 2021 г.