Газета «Рыбак Приморья»
Заседание президиума Госсовета по вопросам рыбной отрасли. Фото пресс-службы президента РФ

У рыбаков прибавится государственных забот

19 октября в Ново-Огарево Президент РФ Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Большинство предложений в той или иной степени подразумевают увеличение инвестиций со стороны рыбаков в судостроение и другие смежные отрасли.

Рыбаки не оправдали надежд президента

В заседании приняли участие губернаторы Камчатского края, Мурманской области, Архангельской области, Приморского края, Астраханской области и других рыбодобывающих регионов, члены правительства и руководители профильных федеральных ведомств. Как сообщает корреспондент Fishnews, на Госсовет были также приглашены представители рыбацкой общественности – председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, президент ВАРПЭ Александр Фомин, председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин.

Открывая обсуждение, Владимир Путин напомнил, что на прошедшем в 2007 г. Госсовете по рыбе были приняты меры, которые в целом положительно повлияли на развитие дел в отрасли, дали возможность рыбопромышленным компаниям работать стабильно и получать прибыль. Однако за эти годы к рыбакам накопилось немало претензий.

«Ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ретейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70% доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья», – возмутился глава государства.

По его словам, достижения рыбопромышленного сектора мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики, таких как портовая инфраструктура, береговая переработка, логистика и строительство высокотехнологичных рыбопромысловых судов.

«Все эти проблемы надо решать, и это забота не только государства, но и рыбаков, которые уже крепко стоят на ногах, накопили капитал и вполне способны инвестировать часть своих средств, полученных от освоения квот на вылов рыбы, в модернизацию прибрежной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, а также в строительство нового флота», – заявил Владимир Путин.

«Проблема обновления флота стояла также остро и 8 лет назад, когда законодательно был закреплен исторический принцип распределения квот. И было много разговоров, что этот подход станет стимулом для активного участия рыбопромышленников в строительстве новых траулеров. Но эти надежды не оправдались», – попенял он рыбакам. Президент подчеркнул, что «квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников».

Квоты под инвестиции

Предложения по стимулированию инвестиционной активности озвучил руководитель рабочей группы по подготовке доклада к Госсовету о состоянии рыбной отрасли, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Среди основных мер он назвал увеличение срока закрепления долей квот на вылов морских биоресурсов до 15 лет, а также выделение до 20% квот на инвестиционные цели, для закупки новых судов, построенных на отечественных верфях, и строительство объектов переработки рыбной продукции.

«Необходимость повышения безопасности мореплавания, роста производительности и эффективности побуждают нас рассматривать отрасль как источник инвестиций для создания отечественного рыбопромыслового судостроения, которое сегодня практически свернуто», – пояснил докладчик.

В свою очередь руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отметил, что для выполнения задач по обновлению флота и развитию береговой переработки требуется существенная модернизация исторического принципа распределения квот. Он попросил поддержать «возможность наделения дополнительными квотами пользователей, осуществляющих строительство высокотехнологичных, оборудованных современными фабриками судов на российских верфях или же строительство рыбоперерабатывающих заводов», и выделить для этих целей до 20% от общего объема квот. По расчетам Росрыболовства, в результате такой поддержки в течение 5-10 лет может быть построено около 35 крупно- и среднетоннажных и около 50 малотоннажных судов.

Более осторожными в этом вопросе оказались регионы. «Вопрос новых инноваций, которые касаются выделения квот на инвестиционные цели, требует особого, тщательного подхода и государственного регулирования, – предупредил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Он напомнил об уже действующем законе № 305 от 7 ноября 2011 г., направленном на поддержку судостроения и судоходства.

«Он [закон] позволяет сегодня достаточно эффективно инвестировать в судостроение, в том числе рыбопромыслового комплекса, что и делают сегодня в Архангельске у нас два предприятия. Три новых траулера построены, с современным оборудованием, – и воспользовавшись возможностями (частично, правда) этого закона», – рассказал Игорь Орлов.

Доступная рыба без льгот

Как следует из доклада, решить задачу по расширению присутствия на международном рынке российской продукции с высокой добавленной стоимостью предлагается путем отмены льготной ставки сбора за водные биоресурсы. Полную ставку должны платить все предприятия промышленного и прибрежного рыболовства, за исключением градо- и поселкообразующих организаций, а также артелей, колхозов и «предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью». Размер сбора планируется уменьшать при экспорте продукции «высокой переработки» и повышать для тех, кто продает сырец.

В то же время Илья Шестаков высказался за индексацию ставок сбора за пользование ВБР в отношении высокорентабельных объектов промысла «с учетом инфляции и реальной рыночной стоимости реализуемой продукции».

Ликвидация еще одной налоговой льготы – возможности работы в режиме ЕСХН – призвана сгладить разницу между отпускными ценами на рыбу у производителей и в три-четыре раза превышающей их розничной ценой. По словам Олега Кожемяко, проблемы возникают, поскольку большинство рыбаков работает без НДС по системе ЕСХН, тогда как торговые сети, напротив, предпочитают работать с НДС. В результате создаются «серые схемы», появляются посредники – фирмы-однодневки, в которых исчезает и НДС и маржа. Такая мера должна подтолкнуть рыбопромышленников к заключению прямых договоров с торговыми сетями, а ЕСХН рекомендовано оставить только для малого бизнеса и для градообразующих предприятий.

Перспективным механизмом для снижения цен, по мнению руководителя Сахалинской области, может стать биржевая аукционная торговля рыбопродукцией, которая уже опробована в островном регионе. Олег Кожемяко предложил использовать этот опыт и в других субъектах РФ, и не только прибрежных, а также привлекать для закупок на бирже потребителей, финансируемых из федерального бюджета. «Кроме того, необходимо разработать механизм поэтапного, до 20% в год, перехода рыбопромышленных предприятий на систему публичных торгов», – отметил он.

Еще один путь – сокращение торговой наценки. В качестве примера вновь приведена Сахалинская область, где запущена программа «Доступная рыба». Суммарная накрутка в опте и рознице на рыбопродукцию, участвующую в проекте, составляет не более 23% без учета транспортной доставки. Аналогичные проекты, по мнению сахалинских властей, можно реализовать и в других регионах страны.

Олег Кожемяко также обратил внимание на проблему избыточных административных барьеров, предложив упразднить функции Россельхознадзора на берегу. «Чем сложнее и запутаннее система контроля, тем выше денежные потери предприятия», – констатировал он.

С другой стороны, на протяжении нескольких лет в правительстве существовала комиссия, координировавшая действия федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, общественных организаций. «Именно ее работа во многом позволила сформировать нормативные правила игры и вытащить отрасль из кризиса. Предлагаю Правительству РФ вернуться к этому вопросу и образовать комиссию по развитию рыбохозяйственного комплекса», – озвучил инициативу сахалинский губернатор.

Рыбные рантье и картели не дают покоя ФАС

Распределение квот на 10 лет было не единственном условием, которое государство определило для отрасли на ближайшую перспективу по итогам заседания президиума Госсовета в 2007 г. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев напомнил участникам нынешнего заседания о важном требовании – распределении квот между собственниками рыбодобывающих судов, невыполнение которого привело к обострению проблемы «рантье» в отрасли. Причем сегодня нередко распорядителями квот выступают иностранные компании, посетовал руководитель ФАС.

«Конечно, от рантье нужно избавляться, – констатировал на заседании президиума Госсовета глава антимонопольного ведомства, – и это однозначный вариант, они должны ловить на своем флоте либо на арендных основаниях, но так, чтобы это можно было контролировать и проверять». Это должно найти отражение в изменении договоров аренды, а также в пересмотре всех имеющихся соглашений, «на основании которых иностранцы продолжают вылавливать», предложил Игорь Артемьев.

Нельзя, по его словам, в этой «отрасли картелей», останавливать работу и по выявлению монополистических объединений: «Только в последние годы были вскрыты минтаевый картель, вьетнамский картель, норвежский картель, картель по распределению рыбопромысловых участков, еще крабовый картель и так далее. Я бы очень хотел, чтобы регулятор, Росрыболовство, уделял этому достойное внимание, - обратился к руководству отрасли глава антимонопольного ведомства. – Чтобы нам регулятор помогал, а не мешал, потому что мы сегодня сталкиваемся с тем, что у нас абсолютно диаметральные точки зрения вообще на всю позицию, связанную с конкуренцией».

То, что действительно способно помочь работе по борьбе с монополиями – это биржи, уверен глава ФАС: «Биржи дают какую главную возможность: первичный вылов рыбы может купить сразу продавец конечного звена. Например, та же торговая сеть может купить прямо там, на бирже, на нашей, российской, – мы ее все вместе будем контролировать, без этой цепочки, ужасной цепочки посредников».

Попутно Игорь Артемьев отметил, что проверки ФАС пока не выявили картелей в торговых сетях. «Но среди самих рыбников они есть везде, где только можно, - добавил он. - Поэтому они должны быть разрушены, люди должны быть в соответствии с законодательством наказаны, и, кроме того, должна проводиться определенная профилактическая работа в этом отношении».

Рыба с колес

В центре дискуссии оказались вопросы доставки рыбы с Дальнего Востока. Одной из ключевых тем стало субсидирование железнодорожных тарифов и расширение рефконтейнерных перевозок.

Предложение о субсидировании железнодорожных тарифов на заседании президиума Госсовета выдвинул руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (ведомству с недавних пор переданы полномочия и по регулированию тарифов). «Мы никогда не получим рыбу дешевого сегмента в Москве и в других регионах основного потребления, если мы не будем субсидировать железнодорожный тариф», – заявил руководитель ФАС.

Подробно раскрыть тему рефконтейнерных перевозок постарался министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Он сделал акцент на неудовлетворительном состоянии парка рефрижераторных вагонов – «в 2017 г. более 90% вагонного парка должно быть списано: эксплуатируется около 7 тыс. вагонов, построенных еще 30 лет назад».

Старый подвижной состав не в состоянии обеспечить соблюдение технологических требований к перевозкам рыбы и поддерживать требуемые температуры на всем пути до Москвы. Значит, необходимо развивать перевозки рефрижераторными контейнерами, озвучил вывод глава Минсельхоза.

«Основной вопрос сейчас – выравнивание тарифа между перевозками в рефрижераторных и универсальных контейнерах, – рассказал министр президенту. – Китайские ботинки везут в три раза дешевле, чем отечественную рыбу с Дальнего Востока. По факту мы за счет рыбы и продовольствия дотируем универсальные перевозки».

«От рефрижераторов нужно уходить, потому что это крайне непродуктивно», – согласился глава Минпромторга Денис Мантуров. Он заявил о готовности российских заводов с первого квартала 2017 г. начать поставки рефрижераторных контейнеров, причем по ценам почти на 25% ниже, чем у иностранных поставщиков.

В рамках заседания не раз звучали пожелания к транспортникам ускорить сроки доставки рыбы. «Железнодорожники могли бы (могу подсказать, как) обеспечить все-таки достаточно быстрый перегон сюда этой рыбы, потому что сегодня, бывает, от нескольких суток до месяцев рыба в рефрижераторах стоит, потому что по узким местам она остается и приходит поздно, с большим опозданием», – поторопил коллег Игорь Артемьев.

В Минсельхозе считают оптимальным, если рыба будет добираться до Москвы за неделю. «Мы должны везти рыбу с Дальнего Востока не двадцать суток, а семь, как едут универсальные поезда. Это в три раза ускорит обороты – значит, и качество; значит, и Европу мы достанем», – уверен Александр Ткачев. Он попросил президента поддержать министерство в этих вопросах, поскольку «выравнивание тарифов и сокращение времени доставки грузов поможет решить проблему развития логистики на рыбном рынке».

Без барьеров не обошлось

Теме административных барьеров отвели небольшое место. Первым этой проблемы на заседании коснулся Владимир Путин: в качестве одной из причин того, что российской рыбе непросто «пробраться» на отечественный прилавок, президент назвал небыстрое оформление судов с уловами в портах РФ. «К примеру, оформление судна с уловом в зарубежных портах осуществляется за несколько часов, а в российских – в течение суток. Правда, несколько лет назад было еще дольше, но хоть до этого добрались, хотя того [времени], что есть сегодня, тоже много. Правительству нужно, конечно, проанализировать эту ситуацию и принять срочные дополнительные меры», – сказал глава государства.

Тему развил руководитель рабочей группы по подготовке к заседанию президиума, глава Сахалинской области Олег Кожемяко. Чем сложнее и запутаннее система контроля, тем выше денежные потери предприятий, напомнил губернатор. «Поэтому считаем функции Россельхознадзора на берегу избыточными и предлагаем их упразднить», – сказал глава островного региона.

«Безусловно, требуется максимальное снижение (барьеров – прим. корр.), особенно этот повторный заход и ветеринарный контроль, – поддержал коллегу губернатор Архангельской области Игорь Орлов. – У меня рыбаки это называют «контролем за печеньем», то есть проверяют совсем не рыбу, а начинает ветеринарный надзор проверять сало, печенье и так далее. И в итоге вопрос оформления и захода становится серьезной проблемой».

Как сообщает корреспондент Fishnews, помощник президента Андрей Белоусов в ответ решил рассказать, какие поправки внесены в этом году в закон о ветеринарии. По словам Андрея Белоусова, они полностью учитывают все названные моменты: теперь предусматривается исчерпывающий перечень оснований для лабораторных исследований, переход контроля на профили риска. «Если на территории лова не выявлено никаких заболеваний в рамках этого мониторинга, то никаких лабораторных испытаний нет», – заявил спикер.

Но особые надежды помощник президента связал с нормой о том, что ветеринарно-сопроводительные документы смогут выписывать уполномоченные лица предприятий-производителей. «И самое главное, он (закон – прим. корр.) дает право аттестованным специалистам по перечню продуктов, который определит Правительство (но рыба, очевидно, должна попасть в этот перечень), – аттестованным специалистам самостоятельно заполнять эти сертификаты. То есть капитан, пройдя соответствующую аттестацию, сможет самостоятельно, без сотрудников ветнадзора заполнять эти сертификаты», – сказал Андрей Белоусов.

План подготовки нормативных актов в развитие закона ограничен 1 января 2016 г., сообщил помощник президента. И предложил немного подождать.

газета «Рыбак Приморья»