Крупным планом

24 января 2022 года
Курильский берег. Эти острова – перспективные территории для строительства новых рыбоперерабатывающих заводов

Вторая волна инвестквот показала неожиданный поворот

Битва за квоты в отрасли продолжается. Один из самых острых вопросов второго этапа программы инвестквот: под что же предоставлять объемы для освоения. Регулирующие органы заявили, что во втором раунде в отличие от первого будет возможность разделить квоты между флотом и берегом в равной пропорции. Однако в привязке строительства судов к постройке береговых заводов многие увидели нарушение этого баланса.

На первом этапе с объектами инвестиций, под которые выделяются квоты, все было более-менее ясно. В законе говорится о рыбопромысловых судах, построенных на российских верфях, и предприятиях как имущественных комплексах, предусмотренных статьей 132 Гражданского кодекса, предназначенных для производства рыбной продукции и построенных в России.

Но в законопроекте по второй волне предложена новая конфигурация: это, во-первых, как и на предыдущем этапе, промысловый флот с отечественных верфей, а во-вторых, рыбоперерабатывающие комплексы, объединяющие береговые предприятия и суда (опять же российской постройки).

И вот такая сцепка может оттянуть квоты на первое, судовое, направление — такие опасения высказали руководители ряда ассоциаций и компаний. Первое же совещание, посвященное законопроекту, показало: эта тема среди самых проблемных.

По закону инвестор получает возможность осваивать квоты только тогда, когда официально введет новые мощности в эксплуатацию. И если проекты береговых заводов на первом этапе реализовывались довольно стремительно (из 24 заявленных уже запущено 21 предприятие), то с флотом дела обстоят иначе: заказы выполняются с задержкой. Судя по законопроекту, принцип «сначала строим — потом ловим» сохраняется. Но в этом случае когда будут получать объемы инвесторы «рыбоперерабатывающих комплексов»?

Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) подчеркивают, что предлагали сбалансированный подход, когда половина новых инвестквот идет на флот, половина — на береговые комплексы. «Искажение» береговых инвестобъектов обязательством строить суда ломает баланс, потому что сроки строительства береговых заводов сдвинутся с 2025 года до 2027 года (срок строительства завода — 2 года, срок строительства судна — 3–4 года). Это означает, что сроки освобождения от зависимости от китайской рыбопереработки сдвигаются», — прокомментировал руководитель ВАРПЭ Герман Зверев.

Это противоречит поручениям вице-премьера — полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, и ассоциация обратилась к зампреду правительства — полномочному представителю президента с просьбой поручить Минсельхозу привести законопроект в соответствии с поставленными задачами.

У предприятий должна быть возможность самостоятельно выстраивать логистику доставки уловов, исходя из производственных и технологических особенностей берегового завода, обусловленных расположением, удаленностью промысловых районов, видовым составом добытого, подчеркнули в объединении.

В рамках программы инвестквот на первом этапе на Дальнем Востоке построено 11 заводов, за неполные два года они переработали почти 300 тыс. тонн рыбы и создали 2 590 рабочих мест. Действующий и уже подтвердивший свою эффективность подход к определению инвестобъектов — береговых заводов — позволит создать к 2025 году еще 3 840 рабочих мест на берегу, прогнозируют в ассоциации.

Один из аргументов против «утяжеления» — такой важный момент нигде публично с участием бизнеса не обсуждался. «Решение по разделению стимулирующих квот на инвестиции в строительство флота и строительство рыбоперерабатывающих заводов озвучивалось неоднократно, — отметил управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. — Поэтому мне странно, как может инициироваться пересмотр этих вещей». Введение «рыбоперерабатывающих комплексов», увязывающих строительство судов и заводов, по мнению рыбопромышленника, как раз и является таким пересмотром.

При выборе дальнейших направлений программы инвестквот обозначилось два подхода — в пользу судов и за строительство и флота, и береговых мощностей, делится наблюдениями президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) Максим Козлов. С появлением в законопроекте «рыбоперерабатывающих комплексов» опять получается, что пролоббирован перекос в сторону флота, отметил руководитель регионального объединения. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в обращении к главе Росрыболовства Илье Шестакову предложил вернуться к формулировке по объектам инвестиций, которая предусматривалась в законе для первого этапа: суда и заводы как самостоятельные объекты инвестиций.

Русская рыбопромышленная компания (РРПК) и группа «Норебо» настаивают на выгодах морской переработки. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, в которую входят теперь и РРПК и «Норебо», Алексей Осинцев заявляет, что «комплексный подход по береговым объектам, предложенный законопроектом, позволит нарастить при береговой переработке объемы первичной заморозки».

«Инвестиции в переработку на берегу не могут рассматриваться как «индульгенция» для сохранения устарелого флота. Комплексное решение, предусмотренное в законопроекте, позволит обеспечить решение главной задачи — обновление рыбопромыслового флота в России, как основы морского рыболовства. При этом будут созданы и новые береговые перерабатывающие мощности. Кроме этого, размер инвестиций при таком подходе будет уже сопоставим с инвестициями в суда-процессоры, что обеспечивает справедливое распределение квот в обмен на инвестиции», — озвучил позицию «Норебо» по связке «суда и заводы» представитель холдинга Сергей Сенников.

В АСРФ говорят, что суда-свежьевики смогут обеспечить береговой завод действительно качественным сырьем, а увязка устранит возможность обновлять флот под инвестквоты старыми судами.

Качество сырья — важнейшая вещь, однако вопрос еще в работе с отечественными верфями, напоминает руководитель одной из дальневосточных компаний, занимающихся и промыслом, и береговой переработкой. Кроме того, делать ставку на монополизацию отрасли — неправильно, разные сегменты имеют право на жизнь.

В любом случае, если государство решило пойти по пути применения инвестиционных квот, управленческие решения должны быть обусловлены общими результатами, а не выгодой для отдельных компаний.

В пресс-службе Росрыболовства ранее сообщили, что Минсельхоз решил оставить в законопроекте «рыбоперерабатывающий комплекс», возможность привязки судов к заводам будет регулироваться подзаконными актами. Так что, судя по всему, обсуждения будут продолжаться.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Январь 2022 г.