Максим Козлов: Цель по развитию берега должна быть достигнута
К подготовке проекта федерального закона о второй волне инвестиционных квот и новых аукционах в отрасли (да и не только) приковано огромное внимание, ведь от заложенных принципов зависит, каким будет обеспечение компаний ресурсом, на каких условиях они будут получать право на вылов.
На различных площадках обсуждалась идея поддержать на втором этапе строительство судов и береговых предприятий в равной пропорции. Этот подход: половина объема инвестквот под флот, половина — под заводы на берегу — был одобрен на совещании, которое в ноябре проводил вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
На первом этапе программы получение квот под создание береговых предприятий оказалось очень востребованным. Договоры, заключенные Росрыболовством и инвесторами, предусматривают запуск 24 заводов. При этом 21 такой проект уже реализован. Введены в эксплуатацию в разных регионах страны современные производства. Федеральное агентство по рыболовству отмечает вклад новых береговых предприятий в выпуск филе и рыбного фарша.
Ограничения, с которыми пришлось столкнуться нашей отрасли в Китае, отчетливо и ярко показали: надо развивать собственную базу, становиться более независимыми от внешних факторов.
Наши коллеги из Всероссийской ассоциации ВАРПЭ подсчитали, что береговые заводы по программе инвестквот уже обеспечили создание более 2,5 тыс. рабочих мест.
Когда летом глава правительства Михаил Мишустин посетил Итуруп, он также однозначно подчеркнул, что создание береговых производств будет поддерживаться за счет квот — и без дополнительных обременений.
Уже есть инвесторы, готовые вкладываться в дальнейшее развитие береговой переработки. За их плечами — успешный опыт реализации таких проектов. Планировалось продолжать строительство переработки, холодильной инфраструктуры на Курильских островах. А это и геополитика.
Но в формулировках законопроекта почему-то появилась дополнительная нагрузка для тех, кто решил инвестировать в заводы, — они должны строить еще и суда. Требование вызывает множество вопросов. Непонятно, будут ли инвестобъекты с такой нагрузкой востребованы компаниями? Если нет, то получится ли решить задачу по развитию российского берега?
На наш взгляд, при подготовке правовой базы для второй волны инвестквот логично обсуждать критерии инвестиционных объектов — мощность предприятий, холодильников, требование по видам продукции. Но уж никак не строительство флота для снабжения — здесь выбор и решение должно быть за самой компанией.
Результаты судового направления первого этапа инвестквот гораздо скромнее, чем берегового. На слуху сложности, которые возникли при строительстве промыслового флота на российских верфях, — и финансовые проблемы судостроительных заводов, и санкции, и дефицит кадров, и многое другое. Между тем пользователь получает квоты только после того, как введет объекты инвестиций в строй. Как быть, если при реализации проектов «рыбоперерабатываюших комплексов» (в том виде, в котором они сейчас предложены в законопроекте: береговые предприятия плюс суда) пойдет задержка по вине верфей в сдаче флота? Не затормозим ли мы развитие берега?
Считаем, что привязку судов к береговым объектам однозначно нужно убирать. Нас поддержал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, направив соответствующее обращение в Росрыболовство. Опасения инвесторов необходимо развеять.
Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов
Fishnews, январь 2022 г.