Натолкнулись на минтай
Вопрос о выведении из списка объектов, для которых устанавливается общий допустимый улов, минтая в подзоне Приморье и Западно-Беринговоморской зоне вызвал острую дискуссию в рамках Дальневосточного научно-промыслового совета.
С предложением исключить минтай из системы прогнозирования запасов, для которых устанавливается ОДУ, выступил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. В первую очередь необходимо вывести из системы ОДУ минтай подзоны Приморье. По словам руководителя АРПП, эту позицию поддерживает большинство членов объединения.
«Мы рассматривали этот вопрос много. В 2010 году такое решение было принято, но затем приторможено. На совещании по сардине и скумбрии, которое прошло 23 сентября под руководством замглавы ФАР Петра Савчука во Владивостоке, мы тоже поднимали этот вопрос и получили поддержку», – сказал Георгий Мартынов.
По мнению президента АРПП, выведение минтая подзоны Приморье из системы ОДУ способствовало бы более эффективному освоению этого объекта. Сейчас, по словам Георгия Мартынова, оно редко превышает 50%.
Как сообщает корреспондент Fishnews, докладчик добавил, что порядка 40% квот на минтай в названном районе сосредоточены в руках одной группы компаний. Остальные лимиты «размазаны» и потому не осваиваются. Снятие ограничения в виде ОДУ позволило бы существенно нарастить объемы вылова.
«Предлагаю принять политическое решение и вывести минтай подзоны Приморья из ОДУ на 2016 год», – озвучил инициативу руководитель ассоциации.
Второе предложение – по минтаю Западно-Беринговоморской зоны. Хотя это более сложный вопрос, по которому даже в самой АРПП до сих пор не сформирована единая позиция, отметил в ходе выступления Георгий Мартынов.
По словам президента АРПП, минтай Западно-Беринговоморской зоны также осваивается очень слабо. И его исключение из списка «одуемых» позволит, с одной стороны, повысить добычу, с другой – закроет рынок торговли квотами по этому объекту.
«В 2013 году мы не освоили 7%, в 2014 – 14%, что в этом году будет – не знаю. Мы можем не освоить до 20%, думаю. Это притом что принято решение о возможности прилавливать до 40% молоди. Если будет решение осваивать только собственным флотом, то освоение будет совсем маленькое», – добавил Георгий Мартынов.
Поэтому, по его словам, государство должно принять непростое политическое решение и также вывести этот минтай из ОДУ. «Либо мы выполняем те задачи, которые поставлены на Госсовете, либо с нами, извините, опять будут достаточно жестко разговаривать. Выношу на ваш суд. Мое личное мнение – надо принять это непростое, но важное для отрасли решение», - подытожил глава АРПП.
Александр Ефремов, управляющий группой компаний «Доброфлот», у которой и сосредоточены те самые 40% минтаевых квот в подзоне Приморье, подтвердил, что озвученные инициативы поддерживает.
«Наша компания работает и в подзоне Приморье, и в Беринговом море. В эти подзонах сложилась странная ситуация: государство тратит деньги на исследования, наука выводит цифры запаса, формируется возможный вылов, который потом распределяется в ОДУ. Но в итоге оказывается, что ОДУ – это вообще не научное понятие, а, скорее, административно-управленческое», – заявил руководитель группы компаний.
Он напомнил, что главная цель отраслевиков – это эффективное освоение. «Факт сейчас налицо – неосвоение по обеим подзонам. В этом году порядка 100 тыс. тонн мы можем недоосвоить в Беринговом море. Если будет пролоббирован вопрос о запрете межправа (квот по межправительственным соглашениям – прим. корр.), то еще плюс 60 тонн. А с увеличением объемов запаса, цифра будет порядка 200 тыс. тонн. В свете задач, которые были озвучены на Госсовете, это будет существенное недоосвоение», - отметил бизнесмен.
Он озвучил вопрос: почему на промысел не пускают российские организации, которые хотят и могут ловить? Тем более что выведение ресурса из ОДУ никак не ограничивает пользователей, в том числе тех, которые располагают долями квот на этот промысловый объект.
«ОДУ является тем барьером, который не позволяет рыбакам получить доступ к ресурсу. Причем тому, который действительно не осваивается!» – сказал Александр Ефремов. Он также напомнил, что если бы «в свое время сайра осталась в ОДУ, то мы бы потеряли этот промысел совсем. У нас количество флота после выведения ее из ОДУ увеличилось почти на 28%».
Замруководителя ФАР Василий Соколов напомнил выступающим, что ОДУ - это научно обоснованная величина, а потому призывы к «политическим решениям» не очень уместны.
«Что касается минтая в подзоне Приморье, то научные обоснования есть. И это даже не политическое, а экономическое решение. Когда директор ВНИРО говорит, что минтай не выводят под предлогом того, что это валютоемкий объект, то какое же это, к черту, биологическое обоснование?!» - выступил на ДВНПС первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков.
Что же касается минтая Западно-Беринговоморской зоны, то, по мнению выступающего, он уже давно стал предметом торга. «Сегодня квоты на минтай в Беринговом море продают. Он невысокорентабелен, а сезон промысла жестко ограничен. Поэтому проще заработать 1300 долларов, не выходя из кабинета, а не 700, потратив 800 долларов, выйдя на промысел», - отметил Александр Васьков. По его информации, таким образом продается не менее 50% минтаевых квот.
Несмотря на приведенные доводы, сторонников озвученных предложений среди присутствовавших на ДВНПС почти не нашлось. Участники заседания отмечали слабую проработку инициатив, отсутствие тщательного анализа возможных последний их внедрения.
«Слишком мало даете информации. Вы даже не можете определиться с решением в рамках своей ассоциации. Кому вы предлагаете ловить минтай в Беринговом море - иностранцам?!» – обратился к руководителю АРПП председатель совета директоров ПБТФ Сергей Саксин.
Не поддержал инициативы и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Руководитель АДМ отметил, что вопрос обсуждался на собрании ассоциации и на заседании ДВНПС он озвучивает консолидированную позицию всех членов.
«Наше предложение, которое основано на сохранении минтая в ОДУ, направлено на реализацию идеи отечественного судостроения. Это означает наличие возможности резервирования 20% объемов квот для строительства судов. Сохранение режима ОДУ на минтай в данных подзонах – это способ решения той задачи, которая сформулирована президентом», - отметил Герман Зверев.
Он также добавил, что обсуждаемый вопрос требует серьезной научной экспертизы, решения рыбохозяйственных институтов, а не политических решений.
Впрочем, Александр Ефремов уверен, что АДМ выступает против выведения минтая из ОДУ в Приморье лишь для того, чтобы не создавать прецедент и не нарушать сертификационные стандарты Морского попечительского совета (MSC).
Однако и камчатские, и сахалинские рыбаки инициативу АРПП не поддержали. «Рыбаки Сахалина однозначно выступят против, - сообщил председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. «Для нас это неприемлемо! Мы и так осваиваем этот объект», - заявил руководитель «Океанрыбфлота» Евгений Новоселов.
Точку в обсуждении поставили наука и Росрыболовство. «Мы обсуждаем этот вопрос уже более 30 лет. За это время мы применяли самые разные режимы регулирования промысла. Однако хочу напомнить, что рыболовство не сводится к слову «освоить», – отметил генеральный директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров. Он заявил, что позиция науки по минтаю подзоны Приморья однозначна: «мы за то, чтобы вывести этот ресурс из ОДУ».
Что касается минтая в Беринговом море, то, по словам ученого, «ситуация совсем иная, сложная». «Вопрос надо рассматривать отдельно. Ситуация с запасами меняется. В Беринговом море торопиться точно не стоит. Давайте посмотрим, как будет происходить решение вопроса с резервированием квот для госнужд, и тогда примем решение», - заключил руководитель института.
«Пока что вылов - единственный объективный показатель работы отрасли», - отметил Василий Соколов. Он напомнил, что по приморскому минтаю уже было сделано научное заключение. «Давайте поддержим эту позицию, и дальше пусть ее рассматривает ВНИРО. По беринговоморскому минтаю предлагаю ТИНРО-Центру рассмотреть и проанализировать последствия возможного выведения этого объекта из ОДУ», – заключил замглавы Росрыболовства. Решения были поддержаны всеми членами ДВНПС.
Fishnews